Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность не только физических лиц (граждан, должностных лиц, иностранцев и лиц без гражданства), но и согласно статье 2.1. юридических лиц. Также ответственность юридических лиц предусматривается большим количеством нормативных актов.
В настоящее время административная ответственность юридических лиц предусмотрена за нарушения таможенного, налогового, земельного, природоохранного, антимонопольного законодательства, законодательства о медицинском страховании, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, пожарной безопасности, применении контрольно-кассовых машин, валютном регулировании и валютном контроле, товарных биржах и биржевой торговле, защите прав потребителей, а также за нарушение законодательства в области строительства и архитектурной деятельности.
Например, Закон РСФСР от 17 декабря 1992 года «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за административные правонарушения в области строительства»[1] определяет понятие правонарушения в данной области, конкретные виды таких правонарушений; устанавливает административную ответственность предприятий, учреждений, организаций и объединений за их совершение, порядок исполнения постановлений о наложении штрафа и решает другие вопросы. Федеральный Закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года (в ред. от 18 апреля 1996 года)[2] также предусматривает административную ответственность предприятий за нарушения требований пожарной безопасности.
Федеральный Закон «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» № 210-ФЗ от 6 декабря 1998 года[3] устанавливает конкретные составы правонарушений в сфере проведения выборов и референдумов, виды и размеры взысканий, а также подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных данным законом.
В правовом регулировании административной ответственности юридических лиц существует много проблем.
Одной из проблем является установление административной ответственности юридических лиц подзаконными актами.
Например, Указ Президента РФ от 23 мая 1994 года № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей»[4] устанавливает административную ответственность при несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдении порядка ведения кассовых операций.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 1 статьи 72 и пункта 2 статьи 76 Конституции РФ вопросы административного законодательства решаются только путем принятия федеральных законов, либо законов субъектов Российской Федерации. Поэтому подзаконные акты, устанавливающие административную ответственность, являются противоречащими Конституции РФ.
Но даже применение законов, устанавливающих административную ответственность юридических лиц, на практике пока затруднено, поскольку механизм их реализации либо вообще отсутствует, либо недостаточно разработан.
По вопросу о кодификации законодательства об административной ответственности юридических лиц в литературе имеются различные позиции. Так, Ю.М. Козлов отмечает: «Юридические лица… пока в КоАП РСФСР как субъекты административных правонарушений не значатся. Поэтому до внесения в него соответствующих дополнений действует наряду с ним законодательство об административной ответственности юридических лиц… Но такое положение в принципе является временным, то есть существующим до обновления КоаАП»[5].
В.И. Дымченко пишет о том, что «Ощущается потребность издания правового акта, посвященного общим вопросам применения административных санкций к организациям. В таком законодательном акте, в частности, можно было бы закрепить единые процессуальные основы применения мер административной ответственности к организациям, ибо, как показывает практика, порядок реализации одних и тех же мер может быть неодинаков в различных органах»[6].
В.И. Новоселов приходит к выводу, что предусмотреть единый порядок применения административных взысканий в отношении юридических лиц невозможно, учитывая разнообразие проступков и административных взысканий, множественность органов управления и должностных лиц, которые полномочны налагать на организации эти взыскания[7].
В научной литературе высказывались мнения о необходимости издания специального кодифицированного акта об административной ответственности юридических лиц. М.С. Студеникина считает целесообразным подготовку специального федерального закона, закрепляющего принципы и общие положения установления административной ответственности юридических лиц, перечни мер ответственности, особенности процедуры рассмотрения дел, обжалования и исполнения наложенных взысканий. Разработка такого закона представляется весьма своевременной еще и потому, что развитие рыночных отношений объективно заставляет расширить сферу контрольных отношений и сферу применения административной ответственности к хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности[8].
Необходимо последовательное развитие административно-процессуального законодательства, в том числе регулирующего вопросы производства по делам об административных правонарушениях, совершаемых юридическими лицами. При этом, как считает А.В.Минашкин, - следует значительно сократить круг органов и должностных лиц, уполномоченных налагать административные взыскания.[9]
В настоящее время принят новый Кодекс РФ об административных правонарушениях. Этот Кодекс в равной мере распространяет действие своих норм и на физических, и на юридических лиц. В соответствии с ним ответственность юридического лица за конкретное правонарушение может наступать только в случае, если данный субъект прямо указан в норме особенной части.
Пункт 1 статьи 2.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает, что юридическое лицо подлежит административной ответственности за административное правонарушение в случаях, прямо предусмотренных нормами раздела Кодекса или законом субъекта Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 2.10 Кодекса предусматривает, что если в нормах разделов 1,3,4 и 5 Кодекса РФ не указано, применяются ли они к физическому или юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении того и другого лица, за исключением случаев, когда по смыслу данных норм они относятся и могут быть применены только к физическому лицу.[10]
Таким образом, в Кодексе отдельно регулируются вопросы ответственности юридических лиц лишь только в тех случаях. Когда это необходимо в силу объективной специфики данного субъекта ответственности.
Работа авторов Кодекса, безусловно, очень серьезно отяжелена включением в круг субъектов административной ответственности юридических лиц. Но это правильное решение, и кодифицированная работа по новому КоАП завершилась формулированием абсолютно всех существующих составов административных правонарушений физических и юридических лиц и определением абсолютно во всех применяемых в связи с их совершением административных санкций с соответствующим унифицированным решением процедур их реализации непосредственно самим Кодексом. В противном случае мы вновь придем к декодификации институтов административной ответственности: изобилию «дополнительных» источников и специальных видовых процедур, устанавливаемых на ведомственном уровне.
Исчерпывающее и правильное законодательное определение видов административных взысканий требует наличия достаточно ясных исходных критериев отнесения соответствующих санкций к мерам именно административной ответственности. КоАП таких критериев практически не формулирует. Поскольку не имеет статьи (или преамбулы), определяющей круг регулируемых им отношений, и поскольку статья проекта о целях административных взысканий (статья 3.1) его «карательный» момент не отражает.[11]
Кроме того, при определении взысканий административными, видимо не обойтись без использования «метода исключения», учитывая множественность схожих с административными взысканиями санкций иной отраслевой принадлежности. Кодекс содержит оговорку о том, что административная ответственность наступает, если за данное правонарушение не предусмотрено исключительное применение мер гражданско-правовой, уголовной, дисциплинарной ответственности
По КоАП «к юридическим лицам могут быть применены только такие виды административных взысканий, как предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, явившегося орудием правонарушения, либо конфискация такого предмета»[12].
В кодекс не попали такие виды взысканий как лишение специального права (данная мера предусмотрена статьей 30 Федерального Закона «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 года[13]), временное запрещение, ограничение или приостановление деятельности (эта мера предусмотрена Федеральным Законом «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 8 марта 1999 года[14]. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года (в ред. от 25 мая 1995 года)[15] устанавливает для коммерческих и некоммерческих организаций ответственность в виде предупреждения или крупного штрафа. В случае же совершения ими двух или более нарушений антимонопольного законодательства статья 19 Закона допускает принятие антимонопольными органами решений об их принудительном разделении (выделении), то есть речь идет о дополнительном административном взыскании. Проект Кодекса эту административную санкцию также не устанавливает.
Более четко предстоит решить в новом Кодексе вопрос подведомственности рассмотрения тех или иных правонарушений. Например, необоснованно не входят в компетенцию налоговых органов правонарушения о продажи и (или) организации продажи товаров без маркировки марками установленных образцов. Данные дела отнесены к
подведомственности административных комиссий, судей районных судов, органов внутренних дел, госторгинспекций. А между тем, обязанность по осуществлению контроля за реализацией подакцизных товаров, помимо Госторгинспекции и ряда других контролирующих органов, возложена также на налоговые и правоохранительные органы в пределах их компетенции.
«Правила наложения административных взысканий, предусмотренные проектом, нуждаются в значительном усилении, в том числе путем взвешенного заимствования соответствующих установлений Таможенного и Налогового кодексов»[16].
Так, представляется оправданным включение в КоАП формализованного правила об автоматическом снижении штрафа не меньшем, чем в два раза в размере, при наличии смягчающих обстоятельств (статья 114 Налогового кодекса), а также «увеличения давностных сроков привлечения организаций к ответственности за отдельные виды правонарушений до трех лет со дня их совершения (например, в строительстве)»[17].
В то же время применительно ко всем лицам выглядит неоправданным (а в ряде случаев – и неисполнимым по сумме штрафов) правило о суммировании взысканий при совершении нескольких административных правонарушений.
В Кодексе об административных правонарушениях принудительное исполнение постановлений о наложении штрафа на юридическое лицо имеет определенные особенности. «При неуплате штрафа в срок, предусмотренный Кодексом (не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу – часть 1 статьи 31.2), постановление о наложении штрафа направляется судьей либо органом (должностным лицом), вынесшим постановление, в банк или иное кредитное учреждение для взыскания из денежных средств юридического лица, откуда сумма штрафа должна быть перечислена в соответствующее учреждение Центрального Банка РФ. В случае отсутствия денежных средств на счетах юридического лица постановление о принудительном взыскании суммы штрафа направляется судебному приставу-исполнителю для обращения взыскания на имущество юридического лица»[18].
Осуществление комплекса таких научно обоснованных мероприятий в ходе кодификации нормативно-правовых актов, предусматривающих административную ответственность юридических лиц, должно повысить авторитет и роль государства в области регулирования отношений в сфере административной ответственности, а также оградить коллективные субъекты предпринимательской деятельности от произвола со стороны отдельных государственных органов и должностных лиц.
[1] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.1993.№ 2. С.58.
[2] Собрание законодательства РФ. 1994.№ 35. С.3649.
[3] Собрание законодательства РФ. 1999. № 49.С.5906.
[4] Российская газета. 1994. 24 мая. № 96.
[5] Козлов Ю.М. Вступительная статья к изданию текста Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. М.,1996.с.50.
[6] Дымченко В.И. Административная ответственность предприятий и организаций. Пермь.1985.С.10.
[7] См.Новоселов В.И.Административная ответственность юридических лиц.// Советская юстиция.1981.№ 23. С.11.
[8] Студеникина М.С. Кодификация законодательства об административной ответственности.//Российская юстиция. 1996. № 8. С. 25.
[9] Цит.по: Антонова В.П. Административное право и административный процесс: старые и новые проблемы (По материалам «Лазаревских чтений»).// Государство и право. .1998.№8. С.31.
[10] См.: Иванов Л.И. Административная ответственность юридических лиц.// Закон. 1998. №9. С. 89-90
[11] Цит.по: Антонова В.П. Административная ответственность и проблемы административного права (Четвертые «Лазаревские чтения).// Государство и право.2000. №10.С.25.
[12] Иванов Л. Административная ответственность юридических лиц.//Закон. 1998. № 9.С.90.
[13] Собрание законодательства РФ. 1999.№ 30.С.3774.
[14] Собрание законодательства РФ. 1993. № 10. С.1163.
[15] Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. С.499.
[16] Цит. По: Антонова В.П. Административная ответственность и проблемы административного права. (Четвертые «Лазаревские чтения»).//Государство и право. 2000. № 10. С.13.
[17] Цит.по: Антонова В.П. Административная ответственность и проблемы административного права. (Четвертые «Лазаревские чтения»).//Государство и право. 2000. № 10.С.15.
[18] Цит.по: Иванов Л. Административная ответственность юридических лиц.// Закон.1998. № 9.С.90.
|