Административные реформы начали проводиться в России без поэтапно продуманной и четко спланированной концепции преобразования нашего государства. Первоначальные попытки реформирования показали неподготовленность реформ и несогласованность выполняемых действий. Вместо создания стратегии, ориентированной на потребности в будущем, было выбрано постепенное устранение недостатков, связанное с решением различных тактических задач.
Основные аспекты административной системы, закрепленные в Конституции, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года, сведены к нескольким существенным моментам:
1. Народ был признан носителем суверенитета и единственным источником власти в нашем государстве. При этом Конституция обязана обеспечивать соблюдение и защиту прав и свобод граждан. Первые органы местного самоуправления не были включены в систему органов государственной власти согласно Конституции.
2. Принцип разделения властей оглашает, что органы государственной власти являются самостоятельными в пределах своей компетенции. Также Президент, официально не входя ни в одну из ветвей власти, имеет значительные полномочия в сфере исполнительной власти.
3. Изменение роли органов государственной власти в регулирование экономических отношений. Государство только устанавливает единые принципы организации экономики на всей территории РФ. Конституционные гарантии признают свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, единство экономического пространства и поддержку конкуренции.
4. Децентрализация государственной власти. Конституция формирует единую систему исполнительной власти, состоящую из органов исполнительной власти субъектов и Федерации.
5. Но только обобщенные основы создания государственной службы содержит в себе Конституция.
В декабре 1993 г. после проведения референдума происходит двусторонний процесс: адаптируются старые государственные структуры к новым условиям, но с другой стороны, происходит внедрение новых идей и подходов, а также закладываются новые традиции в государственную практику.
Следовательно, основным принципом Концепции государственной политики от 15 июня 1996 г. стала направленность на развитие федеративных отношений, обеспечивающих как самостоятельность субъектов РФ, так и целостность Российской Федерации.
Новым шагом в развитии системы государственной службы стало получение субъектами Российской Федерации права на самостоятельное осуществление организации и регулирования государственной службы в соответствии с федеральным положением. Следовательно, статус государственного служащего в Российской Федерации существенно изменился.
Положение о федеральной государственной службе, в свою очередь, установило следующие принципы:
- законность;
- служебная иерархия;
- подотчетность и подконтрольность государственных органов;
- внепартийность государственной службы;
- равный доступ граждан к государственной службе;
- ответственность государственных служащих за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
- социальная защищенность.
Принятие закона "Об основах государственной службы" от 31.07.1995 N 119 обобщало предыдущие этапы реформирования государственной службы. В нем были определены основные принципы организации власти, среди которых — функциональные требования, чиновная иерархия, а также технологические схемы управления. В то же время прослеживалась концепция к детальной регламентации работы государственного служащего, что, конечно, вело к усилению бюрократизма. Преобразование законодательства, осуществляемое государством без влияния общества, не оказывало значительного влияния на изменение института государственной службы.
В 2008 году была утверждена концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ, которая сведена к следующим существенным моментам:
- снижение административных барьеров в экономике, превращение России в страну с низким уровнем коррупции;
- устранение избыточного государственного регулирования экономики и переход преимущественно к косвенным методам регулирования экономических процессов;
- концентрация государственного предпринимательства главным образом в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности, развитием инфраструктуры, безусловное обеспечение равных условий конкуренции в тех секторах, где наряду с государственными функционируют частные компании;
- поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;
- эффективность механизмов защиты прав и свобод граждан, без которых невозможно создать конкурентоспособные государственные институты;
- функционирование механизмов вертикальной и горизонтальной социальной мобильности;
- применение процедур и правил, гарантирующих выявление и учет интересов каждой социальной группы при принятии решений на всех уровнях государственной и муниципальной власти, ответственность за результаты и последствия принятых и реализованных решений;
- равноправный диалог общественных организаций, бизнеса и государства по ключевым вопросам общественного развития, результаты которого становятся основой принимаемых нормативных решений;
- высокое доверие граждан к государственным и общественным институтам;
- широкий общественный консенсус по основным вопросам развития РФ.
Определяющей особенностью российских реформ является усиление роли исполнительной власти при незначительных контрольных функциях, направленных со стороны общества.
Законы о государственной службе в основном способствовали некоторому смещению приоритетов. Происходит планомерный отказ от ценностно-нейтрального подхода к государственной службе. В процессе становления данного института в его деятельность вносятся поправки, прежде всего, разрабатываются дополнительные меры по подготовке государственных служащих, возрастанию периодичности сроков повышения квалификации. Данные преобразования, очевидно, затронули глубинные основы управленческой культуры.
В свою очередь, была сформирована система мер и принципов, направленных на изменения качественного подхода к государственной службе и приведение ее согласно современным условиям:
- принцип приоритетности профессиональных качеств и предполагаемого конкурсного отбора, системы аттестаций, а также, безусловно, поощрения.
- статусный принцип разделения "карьерных" и политических административных должностей.
- принцип компенсируемых ограничений в связи с государственной деятельностью.
- принцип приоритета прямых денежных выплат над незаконными льготами и привилегиями.
- принцип перевода на хозяйственный расчет преобладающей части функций государственной службы.
- принцип открытости и гласности для общественного контроля.
- принцип, ориентированный на клиента и связанный с изменением взаимосвязей общества с государством, новыми приоритетами управления.
- принцип служебной лояльности.
- принцип этичности.
- принцип закрепленной системности подготовки и переподготовки квалифицированных кадров.
В целом административная реформа государственного аппарата в Российской Федерации проходит в русле похожих и аналогичных реформ на европейском пространстве и в большинстве своем соответствует мировым тенденциям эволюции государственного аппарата власти.
|