В данной главе в рамках исследования будут рассмотрены основные правовые проблемы организации использования лесов в действующем законодательном поле с целью максимально полного обоснования положений, выносимых на защиту.
В ЛК РФ предусмотрены следующие виды договоров по передаче имущества: договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; договор купли-продажи лесных насаждений. «…Все договоры, регулируемые Земельным, Водным, Лесным кодексами, законодательством о недрах и других природных ресурсах, отвечающие требованиям ст. 1 ГК РФ (т.е. построенные на началах равенства), надлежит относить к числу гражданско-правовых», - отмечает М.И. Брагинский.[1] Вместе с тем указанные договоры обладают значительными особенностями, обусловливающими необходимость их специального регулирования ЛК РФ, и поэтому нуждаются в изучении и теоритическом осмыслении.
В настоящее время значение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, очень велико. Данный договор является основанием осуществления большинства видов использования лесов, перечисленных в ст. 25 ЛК РФ. Лес как природный объект обладает многими существенными особенностями, например, длительностью сроков достижения спелости древесины (80-100 лет), в связи с чем частному собственнику, осуществляющему такой основной вид предпринимательской деятельности в сфере лесного хозяйства, как заготовка древесины, приватизация лесных участков невыгодна. Поэтому оптимальной правовой формой использования лесов в рыночных условиях является договор аренды лесного участка.
Данный договор позволяет предпринимателю получить прибыль, но при этом обеспечиваются и публичные интересы, поскольку лесовосстановительные работы возлагаются на арендатора. Как отмечает проф. С.А. Боголюбов, включение лесных участков «… в гражданский экономический оборот направлено на привлечение инвестиций в лесной сектор экономики, расширение налогооблагаемой базы, демонополизацию прав пользования и собственности, создание конкуренции и преодоление коррупции».[2]
Определение договора аренды содержит ст. 606 ГК РФ. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Пункт 2 ст. 607 ГК РФ гласит, что законом могут быть предусмотрены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов. В действующем ЛК РФ развернутое регулирование договора аренды лесного участка отсутствует; Кодекс предусматривает лишь некоторые особенности, связанные с арендой лесных участков. Квалифицирующие признаки договора аренды имеются и в договоре аренды лесного участка. Во-первых, арендодатель передает арендатору лесной участок во временное пользование; во-вторых, лесной участок передается за плату. Согласно п. 3 ст. 71 ЛК РФ к рассматриваемому договору применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ. Арендатору лесного участка, помимо права пользования лесным участком, принадлежит право владения лесом. В специальной литературе отмечается, что наделение арендатора статусом титульного владельца позволяет оптимально решить проблему защиты его прав и законных интересов, связанных с арендованным имуществом. Здесь имеется в виду предоставление ему как титульному владельцу вещно-правовых способов защиты от посягательств со стороны третьих лиц на арендованное имущество.[3]
Профессором М.И. Васильевой высказано мнение о том, что институт лесной аренды нуждается в специальном рассмотрении с точки зрения целесообразности ведения отраслевых условий, отражающих особенности леса как природного ресурса.[4]
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регулируется ст.ст. 72-74 ЛК РФ, а также рядом других норм ЛК РФ и Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2007 г. № 324, утвердившим Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форму примерного договора аренды лесного участка. В специальной литературе еще до принятия ЛК РФ (2006 г.) было высказано мнение о необходимости принятия отдельного федерального закона об аренде участков лесного фонда для решения всех вопросов арендных отношений вместо решения данных вопросов в подзаконных актах.[5] Думается, в этом нет необходимости, поскольку особенности лесных арендных отношений по сравнению с арендой других видов имущества предпочтительнее закрепить в ЛК РФ, который предназначен для регулирования лесных отношений.
Согласно ст. 9 ЛК РФ право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ. Следовательно, приоритет в регулировании арендных правоотношений имеет ЛК РФ.
Ранее ст. 80 Лесного кодекса 1997 г. было определено, что участок лесного фонда может предоставляться для осуществления одного или нескольких видов лесопользования одному или нескольким лесопользователям. Действующий ЛК РФ предусматривает, что леса могут использоваться для одной или нескольких целей (ч. 2 ст. 25 ЛК РФ), однако в кодексе нет прямого указания на то, что использование одного лесного участка может осуществляться несколькими лесопользователями для разных целей.
Вопрос о возможности или невозможности использования одного лесного участка несколькими лицами для различных видов использования лесов в настоящее время стоит очень остро. Дело в том, что виды использования лесов закрепляются в договоре аренды лесного участка, в зависимости от вида (видов) использования лесов определяется минимальный размер арендной платы.[6] Минимальный размер арендной платы определяется на основании ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка утверждены Постановлением Правительства РФ « О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».
При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (ст. 73 ЛК РФ).
В случае если лесной участок предоставляется в аренду для осуществления нескольких видов использования лесов, то минимальный размер арендной платы определяется путем сложения минимальной аренды за каждый вид использования лесов.
Таким образом, желающих получить лесной участок для нескольких видов использования лесов, а, следовательно, платить двойную или даже тройную арендную плату находится немного. Вместе с тем, в практике нередки случаи, когда у субъектов хозяйственной деятельности возникает необходимость использования лесных участков, уже предоставленных в аренду третьим лицам под иные виды использования лесов.
В частности, с подобными проблемами часто сталкиваются нефтедобывающие и энергетические компании при осуществлении строительства линий электропередачи, магистральных трубопроводов и иных линейных объектов, если в соответствии с проектом указанные объекты должны проходить через лесные участки, уже предоставленные в аренду для иных видов использования лесов (например, заготовки древесины).
Как уже отмечалось выше, в соответствии с Лесным кодексом использование лесов является целевым, следовательно, арендатор, использующий лесной участок, например для заготовки древесины, не может передать в субаренду право пользования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. Такого права у него просто нет.
В зависимости от вида использования лесов. Лесной кодекс устанавливает и различный порядок заключения договоров аренды лесных участков. Так, ст. 74 Кодекса предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов, использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
Постановлением правительства РФ от 28 мая 2007 г. № 324 утверждены Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка.
Большой интерес представляет порядок определения размера арендной платы по договорам аренды лесных участков, находящихся на землях лесного фонда, установленный новым лесным законодательством. Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка (п. 9) устанавливают, что размер арендной платы по договору определяется в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса. Причем указанная норма относится как к договорам аренды, заключенным по результатам аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, так и к договорам, заключенным без проведения аукционов.
Как уже отмечалось ранее, в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы.
При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.
Пунктом 7 формы примерного договора аренды лесного участка установлено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса.
Однако, нельзя не согласиться с Н.И. Филиновым, что формулировка ч. 1 ст. 73 Лесного кодекса «Размер арендной платы определяется на основании минимального размера арендной платы» является не вполне удачной и не позволяет однозначно установить порядок определения размера арендной платы, что порождает ряд трудностей в правоприменительной практике как при заключении договоров аренды по результатам лесных аукционов, так и в случае заключения договоров аренды без проведения аукционов.[7]
Порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется ст. 78-80 Лесного кодекса.
В ранее действовавшей редакции ст. 79 Лесного кодекса было установлено, что начальная цена предмета аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, что напрямую отражается на размере арендной платы. Этот вопрос тем более актуален, что в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (далее БК РФ) плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы зачисляется в федеральный бюджет (ст. 51 БК РФ), а плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, - в бюджеты субъектов РФ (ст. 57 БК РФ).
В целях выхода из сложившейся ситуации Федеральным Законом от 22 июля 2008 г. № 143-ФЗ были внесены изменения в ст. 79 Лесного кодекса, согласно которым начальная цена предмета аукциона (начальный размер арендной платы) определяется в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса, но не ниже минимального размера арендной платы. Таким образом, стало однозначно понятно, что минимальный размер арендной платы является нижней границей при определении начальной цены предмета аукциона, которая может быть увеличена по решению арендодателя.
Однако, указанный Федеральный закон не внес изменения в ст. 73 Лесного кодекса, оставив формулировку «Размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы…», таким образом, все равно остается открытым вопрос о порядке определения размера арендной платы при заключении договора аренды лесного участка без проведения аукциона.[8]
Правилами подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, также не уточнен порядок определения размера арендной платы при заключении договора аренды лесного участка без проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Вместе с тем ст. 71 Лесного кодекса установлено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено Лесным кодексом.
В соответствии со ст. 614 ГК РФ порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
На основании изложенного выше можно сделать вывод, что в случае заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения аукциона величина арендной платы должна определяться по соглашению сторон договора аренды, но при условии, что она не будет ниже минимального размера арендной платы.
Относительно платы по договору аренду лесного участка хотелось бы отметить еще одну особенность данного договора.
Согласно ст. 614 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
Формой примерного договора аренды лесного участка определено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка. Таким образом, в отношении договора аренды лесного участка законодательством предусмотрен особый порядок изменения размера арендной платы: пересмотр размера арендной платы опосредован не определенным законом или договором сроком, а нормативным актом Правительства РФ.[9]
Вопрос о существенных условиях договора аренды является спорным в науке. Согласно узкому пониманию существенных условий договора, без которых согласно ст. 432 ГК РФ договор считается незаключенным, по существу, единственным существенным условием договора аренды выступает предмет, поскольку ч. 2 ст. 610 ГК РФ допускает признание договора аренды заключенным при отсутствии в нем условия о сроке аренды, а ч. 1 ст. 614 – о размере платы за нее.[10]
В Лесном кодексе РФ 1997 г. существенные условия договора аренды были установлены ст. 33. В действующем ЛК РФ существенные условия договора аренды лесного участка не определены; они установлены п. 7 правил подготовки и заключения договора аренды. К ним отнесены: подробные сведения о лесном участке; срок договора; виды использования лесов, расположенных на лесном участке, предоставляемом в аренду; размер арендной платы, условия и сроки ее внесения; объемы рубок лесных насаждений и изъятия других лесных ресурсов.
Отсутствие данных условий в договоре аренды лесного участка влечет признание его заключенным. Однако отсутствие в ЛК РФ существенных условий рассматриваемого договора может привести правоприменителей к выводу о том, что они определяются ГК РФ, поскольку Постановление Правительства РФ, которым утверждены Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, является подзаконным нормативным актом, обладающим меньшей юридической силой, чем ГК РФ.[11]
Исходя из этого, несмотря на новеллы Лесного кодекса, распространившие действие гражданско-правовых норм на договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанные отношения сильно ограничены публично-правовыми нормами. Так, например, действующий ЛК РФ, допуская возможность использования лесов для одной или нескольких целей, при этом согласуясь с нормами земельного и гражданского законодательства, фактически запрещает использование одного лесного участка разными лицами (за исключением случаев, когда лесной участок был взят в аренду для нескольких целей, а за тем был передан в субаренду другому лицу), что противоречит основному принципу лесного законодательства о многоцелевом и рациональном использовании лесов (п. 4 ст. 1 ЛК РФ).
Кроме того, лесное законодательство, регулирующее правоотношения в сфере коммерческого использования лесов, требует дальнейшей доработки в целях приведения его в соответствие с нормами гражданского и земельного законодательства, в т.ч. предлагается:
1. Конкретизировать нормы ЛК РФ, касающиеся определения размера арендной платы. Это связано с тем, что действующие нормы (ч. 1 ст. 73 и п. 4 ч. 4 ст. 79 ЛК РФ) хотя и предусматривают, что размер арендной платы может быть выше минимального размера арендной платы, устанавливаемой в соответствии с ч. 2, 3 и 4 ст. 73 ЛК РФ, (по крайней мере для договоров аренды, заключаемых по результатам аукционов), но не приводят механизма определения этого размера. Особенно это актуально для договоров аренды лесных участков, заключаемых без проведения аукциона на основании решений органов государственной власти.
2. Непосредственно в ЛК РФ следует предусмотреть существенные условия договора аренды лесного участка: сведения о лесном участке, срок договора, виды использования лесов, расположенных на лесном участке, предоставляемом в аренду, размер платы, условия и сроки ее внесения, объемы рубок лесных насаждений и изъятия других лесных ресурсов. Это представляется необходимым и своевременным, так как отсутствие в ЛК РФ существенных условий рассматриваемого договора может привести правоприменителей к выводу о том, что они определяются ГК РФ, поскольку Постановление Правительства РФ, которым утверждены Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, устанавливающие данные существенные условия, является подзаконным нормативным актом, обладающим меньшей юридической силой. А, согласно, ГК РФ по сути дела единственным существенным условием договора аренды является предмет, что для такого специфического договора как договор аренды лесного участка недопустимо.
[1] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М., 1997. С. 19.
[2] Боголюбов С. Новый Лесной кодекс Российской Федерации // Хозяйство и право. 2007. № 4. С. 25.
[3] Витринский В.В. Договор аренды и его виды. М., 1999. С. 77.
[4] Васильева М.И. Правовое регулирование лесных отношений в новом Лесном кодексе Российской Федерации // Журнал российского права. 2007. № 1. С. 23.
[5] Конокотин Д.Н. Правовые вопросы рационального использования и охраны земель лесного фонда Российской Федерации: Дис. …канд. юрид. наук. М., 2006. С. 80.
[6] Филимонов Н.И. Аренда лесных участков 9публично-правовой и частноправовой аспекты) // Юридический мир. 2009. № 4. С. 65.
[7] Филимонов Н.И. Ук. соч. // Юридический мир. 2009. № 4. С. 66.
[8] Филимонов Н.И. Ук. соч. // Юридический мир. 2009. № 4. С. 66.
[9] Филимонов Н.И. Ук. соч. // Юридический мир. 2009. № 4. С. 67.
[10] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). Изд. 5-е, испр. и доп. с использованием судебно-арбитражной практики / Рук. авт. кол. и отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2007. С. 223.
[11] Быковский В.К. Ук. соч. М., 2009. С. 165.
|