В соответствии со статьей 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков.
В свою очередь использование лесов без предоставления лесных участков осуществляется на основании договора купли-продажи лесных насаждений. Введение данного вида договора, как отмечается в специальной литературе, окончательно закрепило рыночный характер лесных отношений.[1]
Договор купли-продажи лесных насаждений впервые предусмотрен в ЛК РФ 2006 г. Определение данного договора в ЛК РФ отсутствует, однако правила о его заключении и содержании предусмотрены ст. ст. 75-77 ЛК РФ.
Часть 1 ст.75 ЛК РФ устанавливает, что по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной и муниципальной собственности. К рассматриваемому договору применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ (ч. 3 ст. 75 ЛК РФ). Таким образом, ЛК РФ содержит специальные нормы по купле-продаже лесных насаждений и имеет приоритет в применении перед ГК РФ.
Исходя из общего определения договора купли-продажи, содержащегося в ч. 1 ст. 454 ГК РФ, в соответствии с которым по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену), можно сделать вывод о том, что существо договора купли-продажи заключается в передаче вещи продавцом покупателю и передачи права собственности на эту вещь.
Полномочия по подготовке и заключению договора купли-продажи лесных насаждений переданы в собственниками соответствующим органам государственной власти или местного самоуправления в зависимости от формы собственности и категории земель, на которой произрастают лесные насаждения, а также наличия соответствующих полномочий.[2] Продавцом лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также расположенных на землях лесного фонда, в отношении которых осуществляется полномочий в соответствии со ст. 83 ЛК РФ предано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Постановлением администрации Брянской области от 30 ноября 2006 года № 709 в структуре исполнительных органов государственной власти Брянской области было создано управление лесами Брянской области, за которым были закреплены соответствующие полномочия. Второй стороной договора - покупателем – может выступать как юридическое лицо, так и физическое лицо – гражданин.
Договор заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение договора. Без проведения аукциона договор заключается с гражданами в целях заготовки древесины для собственных нужд. При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины применяются нормы Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2007 г. № 406 предусмотрена квалифицированная форма данного договора. Договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 7 Постановления). В отличие от договора аренды лесного участка, заключаемого на длительный срок, договор купли-продажи лесных насаждений заключается на краткосрочный период, не превышающий 1 года (ч. 5 ст. 75 ЛК РФ). Небольшой срок действия договора купли-продажи лесных насаждений обусловлен его природой. По мнению В.К. Быковского «1 год – достаточный срок для вырубки древесины».[3] С этим вполне можно согласиться, учитывая, что данный срок исторически оправдал себя в Российском лесном хозяйстве.
С учетом характера складывающихся правоотношений, помимо специальных правил лесного законодательства, на отношения по купле-продаже лесных насаждений распространяются правила § 1 гл. 30 ГК РФ, касающиеся общих положений о купле-продаже. В отличие от договора аренды в соответствии с ч. 8 ст. 29 ЛК РФ по договору купли-продажи лесных насаждений с передачей лесных насаждений не происходит переход права пользования лесным участком. Особенностью объекта данного договора является и то, что договор купли-продажи может заключаться в отношении тех лесных насаждений, которые предназначены для заготовки древесины. Такие виды лесных насаждений указаны в ч.2 ст. 16 ЛК РФ.
Основные сложности возникают при определении объекта договора купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных ст. 129 ГК РФ, т.е. правил оборотоспособности. Иными словами, объектом договора купли-продажи товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не следует из характера товара.
Анализ норм ЛК РФ и упоминавшегося Постановления Правительства РФ от 26 июня 2007 г. № 406 «О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности» позволяет сделать вывод о специальной цели заключения данного договора – заготовка древесины.
Покупатель с момента передачи ему соответствующих лесных насаждений (при предоставлении лесных насаждений в пользование составляется акт передачи лесных насаждений, который является приложением к договору купли-продажи лесных насаждений) осуществляет их рубку, которая ч. 1 ст. 16 ЛК РФ определяется как процесс спиливания, срубания, срезания. В понятие заготовки древесины, помимо рубки, входят понятия трелевки, частичной переработки, хранения и вывоза древесины из леса (ч. 1 ст. 29 ЛК РФ). В результате заготовки производится движимый товар – древесина, под которой понимаются «… срубленные лесные насаждения; материал, из которых они состоят и который идет на изготовление полезных для человека вещей; то основное полезное свойство леса, из-за которого его рубят».[4] Как известно, права на недвижимость и сделки с нею подлежат государственной регистрации, а договор купли-продажи лесных насаждений государственной регистрации не подлежат. Из сказанного следует вывод, что к рассматриваемым отношениям нельзя применять нормы ГК РФ о купле-продаже недвижимости.
В.В. Витрянский отмечает, что договоры, по которым лес и многолетние насаждения реализуются как движимое имущество, когда, например, продается «лес на корню» или срубленные деревья, заключаются по правилам движимого имущества.[5] Объектом анализируемого договора выступают лесные насаждения, именно древесные растения, неразрывно связанные с земельной поверхностью.
В соответствии с концепцией ЛК РФ «… о привязке лесов к земельным участкам, на которых они расположены, и распространением на них режима земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности»,[6] леса и многолетние насаждения исключены из перечня объектов недвижимости, определенных ст. 130 ГК РФ. Таким образом, в соответствии с законодательством лесные насаждения не рассматриваются в качестве недвижимого имущества.
Рассматриваемый договор именуется как договор купли-продажи лесных насаждений. В действительности же воля сторон, заключивших договор купли-продажи, направлена на передачу не лесных насаждений, которые, будучи недвижимостью, не участвуют в имущественном обороте, а лесных древесных ресурсов (древесины на корню) как природного ресурса. Природный ресурс, как отмечает О.И. Крассов, «представляет собой совокупность запасов природных веществ, природной энергии, территориальной сферы, которые используются обществом для удовлетворения своих потребностей или признаются в качестве таковых».[7] Запасы древесины на корню в лесах признаются природным ресурсом.
Название «договор купли-продажи лесных насаждений» крайне неудачно, поскольку не отражает его сущность; оно неточно терминологически. «Буквальный смысл понятия «продажа лесных насаждений» означает, что такая продажа осуществляется в целях дальнейшей посадки лесного насаждения другим лицом в другом месте».[8] Название данного договора неудачно еще и по следующей причине. Лесные насаждения неразрывно связаны с землей; расположенные на землях лесного фонда леса могут находиться только в федеральной собственности (ст. 8 ЛК РФ), следовательно, их оборот запрещен. При этом лесные участки из состава земель лесного фонда вместе с произрастающими на них лесными насаждениями не участвуют в гражданско-правовом обороте, их нельзя приобрести. А из названия договора купли-продажи лесных насаждений следует, что лесные насаждения можно приобрести. Однако приобрести можно лишь древесину на корню, предназначенную для вырубки.
Ввиду этих причин целесообразно изменить название «договор купли-продажи лесных насаждений» «на договор купли-продажи древесины на корню». Новое название более верно передает его сущность. Лесные насаждения не подлежат купле-продаже ввиду того, что оборот лесов, произрастающих на землях лесного фонда, законодательством не разрешен. В соответствии с ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Земельные участки из состава земель лесного фонда ограничены в обороте (п. 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ). Таким образом, продаваться может предназначенная для вырубки древесина на корню и право аренды лесного участка, а не лесные насаждения, неразрывно связанные с земельным участком.
По мнению многих авторов, одной из основных проблем, возникающих при заключении и исполнении договора купли-продажи лесных насаждений, является определение момента перехода права собственности на товар.[9] В соответствии с ч. 1 ст. 20 ЛК РФ право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы приобретают граждане и юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном ст. 25 ЛК РФ; этой статьей предусмотрена и заготовка древесины в соответствии с гражданским законодательством. В ГК РФ отношения по приобретению права собственности регулируются целым рядом норм. Применительно к рассматриваемым отношениям следует обратить внимание на абз. 2 ч. 1 ст. 218 ГК РФ, где предусмотрено, что право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным ст. 136 ГК РФ. В данной статье указано, что поступления, полученные в результате использования имущества, принадлежат лицу, использующему это имущество за законном основании, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором. Общим гражданско-правовым правилом о моменте приобретения права собственности у приобретателя вещи по договору является установленная ч. 1 ст. 223 ГК РФ норма о возникновении права собственности с момента передачи вещи, если иное не установлено законом или договором. ГК РФ допускает сохранение права собственности за продавцом до наступления определенных обстоятельств (ст. 491 ГК РФ).
Однако, определение момента перехода права собственности по анализируемому договору купли-продажи лесных насаждений осложняется тем, что по данному договору не происходит передача готового для употребления товара, а передаются лесные насаждения, которые могут находиться только в государственной ил муниципальной собственности. Они подлежат передаче с целью их использования в виде заготовки древесины и получения товара (древесины). Следовательно, право собственности по договору купли-продажи лесных насаждений может перейти от продавца к покупателю с момента осуществления заготовки древесины и получения товара (древесины). Следовательно, право собственности по договору купли-продажи лесных насаждений может перейти от продавца к покупателю с момента осуществления заготовки древесины. Согласно ст. 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой вид деятельности, включающий в себя комплекс действий, состоящих их рубки лесных насаждений, их трелевки, частичной переработки, хранения и вывоза древесины из леса. Согласно п. 7 указанных Правил заготовки древесины древесина считается вывезенной с мест рубок, если она повезена к складу, расположенному около сплавных путей, железных и автомобильных дорог, к местам для переработки, установкам и приспособлениям, а также к складам, расположенным около лесных дорог.
Приобретение права собственности на заготовленную древесину имеет существенные особенности. Показательным в связи с этим является пример из судебной практики в период действия Лесного кодекса РФ 1997 г.
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 19 июня 2003 г. № КАС 03-269 по заявлению гражданина Б. о признании частично недействующим п. 27 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации по кассационной жалобе на решение Верховного Суда РФ в удовлетворении заявления отказано.
Согласно п. 27 указанных правил незаконно заготовленные древесина и живица, в том числе заготовленные лесопользователями после принятия решения о приостановлении или прекращении права пользования участком лесного фонда и аннулировании лесорубочного билета или ордера, а также не вывезенные по истечении установленных сроков, изымаются лесхозом и поступают безвозмездно в его расположение. Считая, что п. 27 правил, гласящий, что не вывезенная по истечении установленных сроков древесина изымается лесхозом и поступает безвозмездно в его распоряжение, противоречит Конституции РФ, федеральному закону и нарушает его право собственности, Б. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании этих положений недействующими. В обоснование своих требований Б. указал, что в силу ст. 136 ГК РФ заготовленная и оплаченная древесина является его собственностью, поэтому он не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Однако суд нашел жалобу Б. необоснованной и не подлежащей удовлетворению, что было затем подтверждено и Кассационной коллегией Верховного Суда РФ. Данные решение и Определение были вынесены в период действия Лесного кодекса РФ 1997 г., ст.ст. 43, 44 которого предусматривали, что участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование на срок до 1 года посредством выдачи лесорубочных билетов по результатам аукциона. Вывозка заготовленной древесины в установленный в лесорубочном билете срок является обязанностью лесопользователя. Пунктом 55 рассматриваемых Правил установлено, что древесина считается вывезенной с мест рубок, если она подвезена к складам, расположенным около сплавных путей, железных и шоссейных дорог, к установкам и приспособлениям для переработки, а также к складам, расположенным около лесовозных дорог или других местах. Анализ указанных норм позволил суду сделать вывод о том, что до вывозки заготовленной древесины право собственности на срубленную, но не вывезенную древесину нельзя считать приобретенным. В соответствии со ст.ст. 223, 224 ГК РФ право собственности переходит с момента фактического поступления вещи во владение приобретателя, и таким моментом считается вывозка древесины с мест рубок в места, указанные в п. 55 Правил.
Сделанные Верховным Судом РФ выводы о моменте перехода права собственности на древесину можно с дополнительными обоснованиями, основанными на анализе нового лесного законодательства, распространить и на древесину, заготовленную на основании договора купли-продажи лесных насаждений.[10] Договор купли-продажи заключается в целях осуществления лишь одного вида использования лесов – заготовки древесины. Заготовка древесины в соответствии с ч. 1 ст. 29 ЛК РФ, как указывалось, включает в себя и ее вывоз из леса. Пунктом 11 Примерного договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ, предусмотрено условие о вывозе древесины; сроки и условия вывоза согласовываются сторонами. Более того, договор купли-продажи лесных насаждений заключается, как гласит ч. 8 ст. 29 ЛК РФ, без предоставления лесного участка, поэтому моментом перехода права собственности на заготовленную древесину в соответствии со ст.ст. 223, 491 ГК РФ следует считать ее вывоз в оговоренные договором места.
В договоре целесообразно обозначить срок передачи лесных насаждений с тем, чтобы покупатель в зависимости от объема заготавливаемой древесины имел возможность уложиться в согласованный сторонами срок действия договора купли-продажи.
Несмотря на то, что договор купли-продажи лесных насаждений был впервые введен в Лесном кодексе, правовое регулирование отношений по купли-продаже лесных насаждений уже существенно изменилось в связи с изменениями, внесенными в ЛК РФ Федеральном законом «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 14.03.2009 № 32-ФЗ, суть которых в следующем.
Ранее ч. 8 ст. 29 ЛК РФ устанавливала, что граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договора аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка – на основании договора купли-продажи лесных насаждений. В результате изменений ч. 8 ст. 29 ЛК РФ была изложена в следующей редакции: «граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договора аренды лесных участков». При этом статья 29 ЛК РФ была дополнена ч. 8.2. следующего содержания: «В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений».
На практике данные изменения означали, что после вступления их в силу единственным основанием осуществлять заготовку древесины является договор аренды.[11]
При этом следует понимать, что ранее доходы от аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений были сравнимы с доходами в виде платежей за аренду лесных участков. В Брянской области в частности объем платежей в областной бюджет за пользование лесным фондом в 2008 году составил более 100 млн. рублей, из которых более 40 млн. рублей поступило в виде платы за использование лесов, в части превышающей минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений.
Наиболее вероятным представляется, что данными изменениями законодатель хотел в какой-то степени облегчить органам исполнительной власти субъектов РФ работу по осуществлению лесного контроля и надзора за лицами, использующими леса, заведомо исключив из категории лесопользователей только на территории Брянской области несколько сотен юридических и физических лиц.[12] В настоящее время заготовка древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений возможна только лишь для обеспечения государственных и муниципальных нужд и при условии установления соответствующих исключительных случаев законами субъектов Российской Федерации.
В частности, Законом Брянской области «Об установлении исключительных случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений» от 13 августа 2007 г. № 123-З (в ред. от 03.06.2009) установлены такие исключительные случаи. Согласно указанному закону, к ним относятся в т.ч. случаи заготовки древесины для предотвращения и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, для восстановления поврежденных строений, зданий, сооружений, необходимых для обеспечения функций государственных и (или) муниципальных бюджетных учреждений, случаи заготовки древесины сельскохозяйственными товаропроизводителями для строительства и реконструкции хозяйственных построек, случаи заготовки древесины государственными и (или) муниципальными бюджетными учреждениями, оказывающими услуги в социально-культурной сфере для отопления используемых ими помещений, случаи заготовки гражданами, юридическими лицами елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников.
Однако, не понятно, почему законодатель, определив данными изменениями, что заготовка древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений является исключительным случаем и проводится лишь для обеспечения государственных и муниципальных нужд, т.е. не подразумевает коммерческого использования полученной древесины, не исключил из ЛК РФ положения ст. 77 о том, что договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона.
Таким образом, ситауция доведена до абсурда: в случае, если, например, сельскохозяйственный товаропроизводитель в соответствии с Законом Брянской области от 13 августа 2007 г. № 123-З обратился в управление лесами с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для строительства и реконструкции хозяйственных построек, последний, удовлетворяя его обращение, в соответствии со статьей 77 ЛК РФ обязан объявить аукцион по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. При этом тот же орган в соответствии с ЛК РФ не вправе отказать в допуске к участию в аукционе иным лицам, за исключением закрытого перечня оснований, указанных в ч. 8 ст. 29 ЛК РФ, в т.ч. в случае представления заявки, не соответствующей установленным требованиям; осуществления в отношении заявителя процедур банкротства; непоступления задатка на расчетный счет организатора аукциона.
Тем самым, представляется, что внесение изменений в ЛК РФ в таком виде не достигло своей изначальной цели – безаукционного принципа наделения лесными ресурсами лиц в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.[13]
В результате исследования рассматриваемой в параграфе проблемы можно сделать вывод, что правовое регулирование использования лесов на основании договоров купли-продажи лесных насаждений еще далеко от совершенства. При этом, пытаясь исправить некоторые проблемы в этом направлении, законодатель иногда порождает новые правовые проблемы.
В этой связи очевидной видится необходимость внести изменения Лесной кодекс, исключив из него нормы, касающиеся проведения аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, так как необходимость проведения таких аукционов в то время, когда они согласно ЛК РФ заключаются исключительно для обеспечения государственных и муниципальных нужд вызывает вопросы.
[1] Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 1997. С. 225.
[2] Быковский В.К. Ук. соч. М., 2009. С. 184.
[3] Быковский В.К. Ук. соч. М., 2009. С. 186.
[4] Гражданское право: Учебник. Т. 2. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2001. С. 11.
[5] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. вторая. М., 2000. С. 455.
[6] Боголюбов С.А. Лесной кодекс Российской Федерации вступил в действие, и уже накоплен определенный опыт его применения: Предисловие к постатейному науч.-практ. комментарию к Лесному кодексу Российской Федерации Е.А. Юдина. М., 2007. С. 9.
[7] Крассов О.И. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации. С. 40.
[8] Мазуров А.В. Ук. соч. С. 206.
[9] Быковский В.К. Ук. соч. М., 2009. С. 192.
[10] Быковский В.К. Ук. соч. М., 2009. С. 195.
[11] Ярошенко А.Ю., Комарова А.Ф., Крейндлин М.Л. К двухлетнему юбилею нового Лесного кодекса Российской Федерации. М., 2009. С. 29.
[12] Быковский В.К. Ук. соч. М., 2009. С. 200.
[13] Быковский В.К. Ук. соч. М., 2009. С. 201.
|