В настоящее время в Российской Федерации идет процесс реформирования органов власти и особую актуальность, и социальную значимость приобретают вопросы, связанные с оказанием государственных услуг. Одно из приоритетных направлений административной реформы на сегодняшний день является повышение качества государственных услуг. Проводимые преобразования в системе исполнительной власти нацелены на то, чтобы каждый гражданин в РФ мог требовать от государственной власти тот уровень качества государственных услуг, который ему обязаны предоставить органы исполнительной власти.
Если под «услугой» понимать все то, что приносит какой-либо эффект, то «услугу» можно определить, как «трудовую целесообразную деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие - либо потребности человека» .
Если исходить из правовых источников, то понятие «услуга» в них трактуется не однозначно. Так, в ст. ст. 8, 74 Конституции РФ понятие «услуга» определяется, как «вид материальной деятельности»; в ст.ст. 128, 129 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) как «объект гражданских прав»; в ст. ст. 6, 65 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) как минимальные государственные стандарты. Концепция реформирования государственной службы РФ впервые, вводит термин «государственные услуги». В федеральной программе «Реформирование государственной службы РФ (2003-2005 гг .)» термин «государственные услуги» употребляется снова. Кроме того, в данной программе, была отмечена необходимость достижения качественного уровня оказания государственных услуг.
ВоВоВо исполнении указанной выше программы реформирования государственной службы, возникла необходимость в разработке системного подхода к реорганизации не только Правительства РФ, но и органов исполнительной власти. Президентом РФ 23 июля 2003 г. был принят Указ , которым утверждались меры по проведению административорной реформы на 2003 - 2004 гг. В нем были определены функции органов государственной власти, которые были классифицированы: на правоустанавливающие (определяющие государственную политику и порядок принятие нормативных государственных актов); правоприменительные (определяющие осуществление государственного контроля и надзора, выдачу разрешений, регистрационные действия), а также функции по оказанию услуг и управлению имуществом.
Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была закреплена трехуровневая система органов исполнительной власти, вводится понятие «государственной услуги». В первой редакции Указа под функциями по оказанию государственных услуг понималось осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительно общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц.
Однако через непродолжительное время в данный пункт были внесены изменения. Под государственной услугой стало пониматься предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственной или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органам государственной власти ценам услуг гражданам организациями в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.
Таким образом, в соответствии с указом под государственными услугами понимаются услуги, предоставляемые непосредственно органами власти, т.е. государственные услуги, регулируемые принятым намного позже Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» , так и услуги, оказываемые бюджетными учреждениями.
На сегодняшний день среди специалистов не существует четко сформулированного понятия «государственная услуга». Ряд исследователей считают, что это публичные услуги, «публичные услуги необходимо рассматривать как функцию современного социального государства»[1], а социальная услуга, являясь ее разновидностью, «вытекает из государственных функций и следует за ними»[2]. Под государственной функцией, в различных источниках, понимается «регулярно осуществляемая органом исполнительной власти деятельность по реализации властных полномочий, не связанных с непосредственным обращением физического или юридического лица в соответствующий орган исполнительной власти»[3]. Таким образом «вхождение термина «государственные услуги» в нашу жизнь связано с изменением роли и задач государства в обществе, с утверждением новых ценностей и приоритетов»[4].
В связи с новизной понятия еще не существует официально принятой классификации государственных услуг, а имеются лишь различные авторские мнения. Согласно классификации, предложенной профессором Ю.А. Тихомировым, государственные услуги подразделяются на публичные и административные. «Государственные услуги, направленные на внешних (по отношению к государству) клиентов, называются государственными публичными услугами. Государственные публичные услуги могут носить принудительный характер, налагая обязанность на физических или юридических лиц вступить во взаимодействие по определенному поводу с государственным органом для того, чтобы избежать санкций или иных негативных последствий»[5].
В.Л. Тамбовцев выделяет отличительные признаки государственной административной услуги от публичной:
- индивидуальность предоставления;
- обращение (в связи с реализацией прав и обязанностей) пользователей государственных услуг в государственный орган;
- предоставление услуги непосредственно в государственном органе, когда осуществление этой услуги в силу объективных социально-экономических причин не может быть передано коммерческим или некоммерческим организациям[6].
А.В. Нестеров предлагает следующую классификацию государственных услуг:
1. По наличию промежуточного результата: государственная услуга простая (подразумевает однократное обращение в исполнительный орган государственной власти с получением конечного результата).
2. По содержанию результата: информационно-консультационные; коммуникационные; финансовые; предоставление правообеспечивающих документов.
3. По условиям оказания: программные; нормативно-правовые.
4. По потребителям: для граждан; для предпринимателей (юридические и физические лица)[7].
Вместе с тем, следует различать элементарные государственные услуги и композитные (межведомственные) государственные услуги.
Элементарные государственные услуги – «услуги, запрошенные гражданами, бизнесом или другими ведомствами, которые реализуются и оказываются в рамках взаимодействия с одним ведомством»[8]. Примерами таких услуг являются, например, выдача свидетельства о рождении или общегражданского паспорта. Межведомственные государственные услуги – услуги, которые оказываются различными ведомствами.
А.В. Нестеров отмечает, что «могут существовать услуги, которые необходимы, но нет услугодателей. С другой стороны, есть услуги, которые предлагаются, но у услугополучателей нет в них потребности. Такие услуги называются навязанными. Навязанные платные услуги, если они оказываются с использованием ресурсов исполнительных органов власти, должны быть ликвидированы»[9].
Исходя из понятия «доступности» (физическая, информационная, финансовая доступность), выделяются доступные услуги (приемлемы для всех граждан) и малодоступные услуги (приемлемы для определенных категорий лиц). «Государственные услуги должны обладать свойством универсальности требований ко всем услугополучателям (отсутствие дискриминации), а технологически процесс оказания универсальных услуг не должен создавать технологических барьеров (производительность услуги должна обеспечивать отсутствие очередей)»[10]. Исключением может быть лишь определенный круг лиц, отмеченный в законодательстве.
В зависимости от причины обращения за государственной услугой, их можно разделить на вынужденные и добровольные услуги. «В случае вынужденного обращения услуга должна оказываться только на бесплатной основе, за исключением услуг, реализующих юридически значимые действия, когда взимается государственная пошлина»[11]. Систематизировав данные о государственных услугах, С.И. Неделько, И.А. Мурзина, С.Н. Егоров предлагают свою классификацию государственных услуг (Приложение 1).
Итак, термин «государственная услуга» относительно новый и пока не имеет четко сформулированного определения. На сегодняшний день происходит становление порядка предоставления государственных услуг. Для обеспечения эффективного функционирования данного института необходимо исследовать ситуацию, сложившуюся на рынке государственных услуг, и двигаться в направлениях:
- совершенствование технологии предоставления государственных услуг;
- развитие законодательства о государственных услугах;
- формирование механизмов управления качеством услуг;
- развитие модели взаимодействия между органами, предоставляющими услуги, и получателями услуг.
[1] Морозова Е.В. Публичные услуги: теоретико-правовой аспект: автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Мытищи, 2009. С. 10.
[2] Субботин Г. В. Социальные услуги: теоретико-правовой аспект: автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2011. С. 13.
[3] Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Учебник. М.: Омега-Л, 2010. С. 45; Мелехин А.В. Теория государства и права. М.: Маркет ДС, 2007. С. 168; Талапина Э.В., Тихомиров Ю.А. Публичные функции в экономике // Право и экономика. 2012. № 6. С. 5.
[4] Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. 2014. № 10. С. 15.
[5] Хабриева Т.Я. Административная реформа: решения и проблемы / Т.Я. Хабриева, А.Ф. Ноздрачев, Ю.А. Тихомиров // Журнал российского права. 2006. № 2. С. 5.
[6] Тамбовцев В.Л. Стандарты государственных услуг // Общественные науки и современность. 2014. № 4. С.5.
[7] Нестеров А.В. Понятие услуги государственной, общественной (социальной) и публичной // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 11. С. 22.
[8] Шаститко А.Е. Организационные рамки предоставления публичных услуг // Вопросы экономики. 2014. № 7. С. 150.
[9] Нестеров А.В. Понятие услуги государственной, общественной (социальной) и публичной // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 11. С. 23.
[10] Шаститко А.Е. Организационные рамки предоставления публичных услуг // Вопросы экономики. 2014. № 7. С. 151.
[11] Тамбовцев В.Л. Стандарты государственных услуг // Общественные науки и современность. 2014. № 4. С.6.
|