Основными направлениями деятельности органов исполнительной власти выступают повышение качества и доступности государственных услуг, стандартизация и регламентация государственных услуг, нацеленные на совершенствование существующих регламентов. Прозрачные и четкие административные процедуры выступают основой слаженной работы государственных структур.
Как отмечает И.А. Руденко, «к началу 2000-х годов сложилась ситуация, при которой в одном ведомстве требования к предоставлению услуг были изложены всего на одной странице. Это не могло быть залогом качественного и успешного предоставления государственной услуги. В другом ведомстве требования к выполнению схожей услуги могли быть зафиксированы в многострочном документе. Освоить его мог далеко не каждый сотрудник, не говоря, уже о гражданах»[1]. При формировании нормативной базы, регулирующей разработку и применение стандартов услуг и административных регламентов, государство отталкивалось от требований системы менеджмента качества. Данные требования изложены в стандартах ИСО серии 9000, в части требований к описанию процессов[2].
В целях повышения качества государственных услуг в России инициирован процесс по внедрению административных регламентов в деятельность органов государственной власти. Указанные регламенты должны отвечать следующим принципам:
- оптимальность административных процедур, отсутствие избыточных и дублирующих действий, которые требуются от получателя государственных услуг;
- минимальное время предоставления услуги;
- комфортность процесса получения услуги, в том числе для граждан с ограниченными возможностями;
- реализация «принципа одного окна».
В качестве результатов по внедрению административных регламентов отметим следующие:
- сокращение сроков предоставления государственных услуг и самих административных процедур;
- принятие административных регламентов. Это способствовало снижению общего времени, которое потрачено на получение государственной услуги примерно от 10% до 70%.
К примеру, в рамках внедрения пилотного административного регламента Роснедвижимости время оказания услуги снизилось в 3 раза (с 30 мин. до 10 мин.). Время ожидания в очереди в местах оказания государственной услуги Росрегистрации также сократилось примерно в 3 раза (с 2-3 часов до 45 мин.).
Исключены избыточные административные процедуры[3].
При разработке административных регламентов Росздравнадзора по регистрации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, по организации проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных средств исключены ограничение времени действия регистрационного удостоверения, требования к регистрации юридического лица на территории РФ для зарубежных производителей лекарственных средств; повысилась комфортность предоставления услуг в связи с внедрением требований к местам предоставления услуг[4].
Исследование практической деятельности позволяет выделить особенности регулирования собственно государственных услуг (статусное регулирование). Это направление включает спецификацию государственных услуг относительно иных действий, продуцируемых органом власти, и в первую очередь - относительно государственных функций.
Данный фактор отражен в следующих нормативных актах: Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; Указе Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»; постановлении Правительства РФ «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций»; Концепции административной реформы, Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг .
На качество государственных услуг обращается особое внимание в следующих нормативных актах: Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; постановлении Правительства РФ «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций» . Кроме этого, качество государственных услуг ставится во главу угла в административных регламентах предоставления государственных услуг. Например, в Административном регламенте Министерства внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования» , Административном регламенте предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории РФ и др.
В ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не дано понятие «стандарт государственной услуги». Однако законом установлены минимальные требования к стандарту предоставления государственных услуг. Цель стандартизации государственных услуг - сокращение издержек, которые несут граждане и организации при взаимодействии с органами власти и должностными лицами.
Стандарт предоставления государственной услуги предусматривает ряд установленных положений. К ним относятся наименование услуги; наименование органа, предоставляющего услугу; результат ее предоставления и прочее (всего в ст. 14 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» представлено 14 пунктов).
Анализ научной литературы, изучение практики показали, что важно разграничивать правовое регулирование государственных услуг в зависимости от направлений, от нормативных установлений непосредственно по исполнению государственной услуги. В них содержится нормативное закрепление необходимости продуцирования органом публичного управления определенной услуги. Примеры: Положение о Федеральной миграционной службе ; Типовое положение об органе исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов и др.
Как отмечает Л.А. Душакова, до принятия ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» существовала возможность развития нескольких сценариев законодательного регулирования государственных услуг. «Первый сценарий заключался в закреплении в законе требований к стандарту государственных услуг и в переносе регулирования соответствующих административных процессов на уровень органов исполнительной власти. Второй сценарий заключался в параллельной разработке двух федеральных законов - «Об административных регламентах» и «О стандартах государственных услуг», при сохранении разделения предмета регулирования между ними по виду документа, по относимости к государственной услуге. Третий - в закреплении в Федеральном законе «Об административных регламентах» модели, объединяющей регламент и стандарт государственной услуги в одном документе» .
На сегодняшний день в отношении порядка предоставления государственных услуг свою актуальность сохраняет Постановление Правительства РФ от 11.11.2005 № 679 . В документе зафиксированы требования к административным регламентам предоставления государственных услуг, к иным юридически значимым моментам.
Следующий уровень правового регулирования качества государственных услуг - нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, административные регламенты предоставления государственных услуг, которые описывают конструкции административных процедур в связи с обращением заявителей по поводу предоставления услуг.
Административный регламент предоставления государственных услуг в своей структуре должен отражать ряд позиций, в том числе:
- устанавливать сроки и последовательность административных процедур и административных действий и/или принятия решений федерального органа исполнительной власти;
- устанавливать порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, взаимодействие федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами (заявителями), иными органами государственной власти и местного самоуправления учреждениями и организациями при предоставлении государственной услуги;
- демонстрировать связь между административными процедурами и административными действиями и/или принятыми решениями федерального органа исполнительной власти и возникновением, изменением или прекращением правоотношений или возникновением документированной информации.
Итак, оказание государственных услуг является относительно новым правовым институтом. Его возникновение связано с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Порядок оказания государственных услуг определяется соответствующими нормативными правовыми актами, в частности, административным регламентом, который должен быть принят для каждой государственной услуги.
[1] Руденко И.А. Понятие и сущность государственной услуги // Вестник Саратовского государственного университета. 2014. № 3. С. 11.
[2] Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9000 -2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. №1574 – ст. Датат введения – 1 января 2013 г.
[3] https://rosreestr.ru/site/ (дата обращения: 15.01.2016).
[4] http://www.roszdravnadzor.ru/ (дата обращения: 15.01.2016).
|