Пятница, 29.11.2024, 10:43
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Управление качеством предоставляемых государственных услуг

Основными направлениями деятельности органов исполнительной власти выступают повышение качества и доступности государственных услуг, стандартизация и регламентация государственных услуг, нацеленные на совершенствование существующих регламентов. Прозрачные и четкие административные процедуры выступают основой слаженной работы государственных структур.

Как отмечает И.А. Руденко, «к началу 2000-х годов сложилась ситуация, при которой в одном ведомстве требования к предоставлению услуг были изложены всего на одной странице. Это не могло быть залогом качественного и успешного предоставления государственной услуги. В другом ведомстве требования к выполнению схожей услуги могли быть зафиксированы в многострочном документе. Освоить его мог далеко не каждый сотрудник, не говоря, уже о гражданах»[1]. При формировании нормативной базы, регулирующей разработку и применение стандартов услуг и административных регламентов, государство отталкивалось от требований системы менеджмента качества. Данные требования изложены в стандартах ИСО серии 9000, в части требований к описанию процессов[2].

В целях повышения качества государственных услуг в России инициирован процесс по внедрению административных регламентов в деятельность органов государственной власти. Указанные регламенты должны отвечать следующим принципам:

- оптимальность административных процедур, отсутствие избыточных и дублирующих действий, которые требуются от получателя государственных услуг;

- минимальное время предоставления услуги;

- комфортность процесса получения услуги, в том числе для граждан с ограниченными возможностями;

- реализация «принципа одного окна».

В качестве результатов по внедрению административных регламентов отметим следующие:

- сокращение сроков предоставления государственных услуг и самих административных процедур;

- принятие административных регламентов. Это способствовало снижению общего времени, которое потрачено на получение государственной услуги примерно от 10% до 70%.

К примеру, в рамках внедрения пилотного административного регламента Роснедвижимости время оказания услуги снизилось в 3 раза (с 30 мин. до 10 мин.). Время ожидания в очереди в местах оказания государственной услуги Росрегистрации также сократилось примерно в 3 раза (с 2-3 часов до 45 мин.).

Исключены избыточные административные процедуры[3].

При разработке административных регламентов Росздравнадзора по регистрации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, по организации проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных средств исключены ограничение времени действия регистрационного удостоверения, требования к регистрации юридического лица на территории РФ для зарубежных производителей лекарственных средств; повысилась комфортность предоставления услуг в связи с внедрением требований к местам предоставления услуг[4].

Исследование практической деятельности позволяет выделить особенности регулирования собственно государственных услуг (статусное регулирование). Это направление включает спецификацию государственных услуг относительно иных действий, продуцируемых органом власти, и в первую очередь - относительно государственных функций.

Данный фактор отражен в следующих нормативных актах: Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; Указе Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»; постановлении Правительства РФ «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций»; Концепции административной реформы, Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг .

На качество государственных услуг обращается особое внимание в следующих нормативных актах: Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; постановлении Правительства РФ «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций» . Кроме этого, качество государственных услуг ставится во главу угла в административных регламентах предоставления государственных услуг. Например, в Административном регламенте Министерства внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования» , Административном регламенте предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории РФ и др.

В ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не дано понятие «стандарт государственной услуги». Однако законом установлены минимальные требования к стандарту предоставления государственных услуг. Цель стандартизации государственных услуг - сокращение издержек, которые несут граждане и организации при взаимодействии с органами власти и должностными лицами.

Стандарт предоставления государственной услуги предусматривает ряд установленных положений. К ним относятся наименование услуги; наименование органа, предоставляющего услугу; результат ее предоставления и прочее (всего в ст. 14 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» представлено 14 пунктов).

Анализ научной литературы, изучение практики показали, что важно разграничивать правовое регулирование государственных услуг в зависимости от направлений, от нормативных установлений непосредственно по исполнению государственной услуги. В них содержится нормативное закрепление необходимости продуцирования органом публичного управления определенной услуги. Примеры: Положение о Федеральной миграционной службе ; Типовое положение об органе исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов и др.

Как отмечает Л.А. Душакова, до принятия ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» существовала возможность развития нескольких сценариев законодательного регулирования государственных услуг. «Первый сценарий заключался в закреплении в законе требований к стандарту государственных услуг и в переносе регулирования соответствующих административных процессов на уровень органов исполнительной власти. Второй сценарий заключался в параллельной разработке двух федеральных законов - «Об административных регламентах» и «О стандартах государственных услуг», при сохранении разделения предмета регулирования между ними по виду документа, по относимости к государственной услуге. Третий - в закреплении в Федеральном законе «Об административных регламентах» модели, объединяющей регламент и стандарт государственной услуги в одном документе» .

На сегодняшний день в отношении порядка предоставления государственных услуг свою актуальность сохраняет Постановление Правительства РФ от 11.11.2005 № 679 . В документе зафиксированы требования к административным регламентам предоставления государственных услуг, к иным юридически значимым моментам.

Следующий уровень правового регулирования качества государственных услуг - нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, административные регламенты предоставления государственных услуг, которые описывают конструкции административных процедур в связи с обращением заявителей по поводу предоставления услуг.

Административный регламент предоставления государственных услуг в своей структуре должен отражать ряд позиций, в том числе:

- устанавливать сроки и последовательность административных процедур и административных действий и/или принятия решений федерального органа исполнительной власти;

- устанавливать порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, взаимодействие федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами (заявителями), иными органами государственной власти и местного самоуправления учреждениями и организациями при предоставлении государственной услуги;

- демонстрировать связь между административными процедурами и административными действиями и/или принятыми решениями федерального органа исполнительной власти и возникновением, изменением или прекращением правоотношений или возникновением документированной информации.

Итак, оказание государственных услуг является относительно новым правовым институтом. Его возникновение связано с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Порядок оказания государственных услуг определяется соответствующими нормативными правовыми актами, в частности, административным регламентом, который должен быть принят для каждой государственной услуги.

 

[1] Руденко И.А. Понятие и сущность государственной услуги // Вестник Саратовского государственного университета. 2014. № 3. С. 11.

[2] Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9000 -2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. №1574 – ст. Датат введения – 1 января 2013 г.

[3] https://rosreestr.ru/site/ (дата обращения: 15.01.2016).

[4] http://www.roszdravnadzor.ru/ (дата обращения: 15.01.2016).

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (23.03.2017)
Просмотров: 262 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%