Понедельник, 25.11.2024, 21:40
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Правовая природа электронных государственных услуг в условиях развития электронного правительства

Важным фактором реализации современных социальных проектов выступает формирование и развитие информационного общества. Особую актуальность в последние годы в России приобрели вопросы предоставления государственных услуг в электронном виде. Как отмечает О.К. Имамидинова, «стремительно растет популярность системы электронных услуг, увеличивается количество заявлений, подаваемых гражданами через Интернет. Органы государственной власти стремятся повысить качество, доступность предоставляемых государственных услуг и сократить сроки этих процедур, снизить административные издержки со стороны граждан и организаций, а также сделать более открытой необходимую информацию»[1].

С точки зрения А.Р. Исакова, «на настоящий момент в России создана база для качественного предоставления услуг в электронной форме: в органах государственной власти сформирована современная информационно-технологическая инфраструктура, обеспечены потребности в вычислительной технике, созданы автоматизированные рабочие места»[2].

В России вопрос о создании электронного правительства был внесен в Федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002-2010 г.)»[3]. Затем - в государственную программу «Информационное общество (2011-2020 г.)»[4].

Общая концепция о создании электронного правительства была представлена в 2008 году в Распоряжении Правительства РФ[5]. Она являлась продолжением ранее принятой Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, которая действовала с 2004 года[6]. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 17.10.2009 № 1555-р[7], предполагалось через единый портал обеспечить подачу заявлений и документов; мониторинг и получение результатов услуг по ряду первоочередных, массовых и общественно значимых государственных услуг. В итоге предполагалось создать системный проект «электронное правительство».

16 августа 2007 года Правительством России была утверждена Концепция формирования «электронного правительства»[8]. Согласно документу, под электронным правительством понимается форма организации деятельности органов государственной власти. При этом, она должна обеспечивать за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

В соответствии со Стратегией развития информационного общества в РФ[9], целями формирования и развития информационного общества являются повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных технологий. Таким образом, создание информационного общества рассматривается как возможность для решения задач более высокого уровня - модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года[10] определяет в качестве целей государственной политики в области развития информационных технологий: создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической и культурной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.

Для достижения поставленных целей утверждены Основные направления деятельности Правительства на период до 2012 года[11]. Разработан перечень проектов по реализации указанных направлений, в том числе проекты в области построения информационного общества, модернизации информационных процессов и качественного развития средств массовых коммуникаций.

Электронное правительство - это способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, иным ветвям государственной власти и государственным чиновникам. Личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано, а информационные технологии используются максимально возможно.

Утверждены Положения о Едином портале и Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг[12]. Утверждены правила перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде[13].

20 октября 2010 года утверждена Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)». 27 июля 2010 года принят Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». 25 ноября 2009 года Интернет-портал государственных услуг (www.gosuslugi.ru) начал работу в тестовом режиме. Официальное открытие портала состоялось 15 декабря 2009 года. «На портале была размещена информация о 110 услугах федерального уровня и более 200 - регионального и муниципального уровня. С 1 апреля 2010 года на портале начал работать сервис авторизации («личный кабинет»). Это предоставило пользователям возможность регистрироваться на сайте и отправлять документы на оформление различных услуг (до этого момента на портале можно было только найти справочную информацию)»[14].

Правительством РФ подготовлен Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг. В перечень входят услуги, которые должны предоставляться органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуги, предоставляемые в электронном виде учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями[15].

В соответствии со статьей 103 Устава Красноярского края[16], Законом Красноярского края «О государственных информационных системах Красноярского края»[17], постановлением Правительства Красноярского края «Об утверждении Порядка создания государственных информационных систем органов исполнительной власти Красноярского края, государственных информационных систем государственных учреждений Красноярского края»[18] была создана государственная информационная система Красноярского края. Данная система получила название «Региональная система межведомственного электронного взаимодействия «Енисей-ГУ»[19].

Согласно статистическим данным, за 7 месяцев 2015 года услугами Региональной системы межведомственного электронного взаимодействия «Енисей-ГУ» воспользовались 29904 человека. Наибольшее число запросов в Агентство записи актов гражданского состояния (14254), Службу по ветеринарному надзору (7811), Агентство по управлению государственным имуществом (2755), Службу строительного надзора и жилищного контроля (2496)[20] (Приложение 2).

Вместе с тем, было выявлено отсутствие обращений в такие органы как: Министерство финансов, Агентство по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов, Агентство по обеспечению деятельности мировых судей, Агентство по реализации программ общественного развития, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство культуры.

Приведенные факты свидетельствует о том, что в настоящее время не всеми органами государственной власти используются в полной мере информационные и коммуникационные технологии для оказания государственных услуг. Результаты их внедрения, зачастую, носят ведомственный характер, что отражается на количестве и качестве оказания государственных услуг. Анализ показал, что в ряде субъектов часто наблюдается нестыковка, дублирование информации и несогласование работы регионального портала с официальным порталом государственных услуг. Так, например, при замене заграничного паспорта на портале Нижегородской области форма квитанции об оплате не совпадает с формой квитанции, представленной на федеральном портале[21].

Анализ показал, что в ряде субъектов отсутствуют единые требования к составу и содержанию информации об оказываемых услугах. Это приводит к чрезмерному усложнению получения важной информации. Так, на портале госуслуг Пензенской области отсутствует обобщенное представление информации об услуге[22]. Аналогичная ситуация – на портале госуслуг Орловской области[23]. В итоге, пользователь получает излишнее количество информации, необязательной для получения услуги. При этом отсутствует основная информация об учреждениях (адрес, телефон, график работы) или ссылка на сайт.

Анализ показал, что в ряде субъектов не соблюдается правило 3 «кликов» для нахождения нужной информации. Так, для получения информации на портале Пензенской области по услуге «Выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда» адрес Управления лесом доступен на расстоянии 8 «кликов» мышью[24].

Анализ показал, что в ряде субъектов встречается существенное усложнение организации работы портала, связанное дублированием информации на портале услуг, и на сайте министерств, ответственных за оказание данных услуг. Например, на портале Ярославской области список необходимых требований «для получения лицензии на осуществление фармацевтической деятельности»[25] отличаются от списка требований на «лицензирование фармацевтической деятельности», размещенных на сайте Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области[26]. Перечисленные проблемы негативно сказываются на дальнейшем функционировании порталов государственных услуг, увеличивая, с одной стороны - затраты на поддержание портала (как временные, так и финансовые), а с другой – снижая степень интереса конечных пользователей в связи с недостоверностью размещенной информации.

Изложенное выше, позволяет сделать следующие выводы.

Внедрение информационных технологий в деятельности органов государственной власти является незаменимым ресурсом повышения эффективности государственного управления. Электронное правительство - система взаимосвязанных и взаимодействующих между собой правовых институтов, входящих в общий механизм правового регулирования и обеспечивающих взаимодействие внутри системы органов исполнительной власти при реализации государственных функций, права, свободы и законные интересы физических лиц и организаций в сфере предоставления публичных услуг.

Вместе с тем, процесс развития системы оказания электронных государственных услуг осложнен рядом трудностей.

Во-первых, по-прежнему существуют значительные различия между органами государственной власти по качеству и количеству использования информационных и коммуникационных технологий, результаты внедрения подобных технологий носят зачастую ведомственный характер.

Во-вторых, инфраструктура публичного доступа населения к сайтам органов государственной власти и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения развиты недостаточно. К примеру, на портале Пензенской области отсутствует обобщенное представление информации об услуге. Получение государственных услуг потребителями, в большинстве случаев требует личного их обращения в органы государственной власти. Это приводит к большим затратам времени и создает значительные неудобства. К примеру, для замены заграничного паспорта, опубликованная на портале Нижегородской области форма квитанции об оплате госпошлины не совпадает с формой квитанции, представленной на федеральном портале – что приводит к необходимости личного обращения граждан.

В-третьих, не в полной мере сформирована инфраструктура, обеспечивающая электронные формы взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями. Например, на портале Ярославской области требования для получения лицензии на осуществление фармацевтической деятельности отличаются от требований к лицензированию фармацевтической деятельности, размещенных на сайте Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области.

Практика деятельности порталов государственных услуг позволяет выявить ряд системообразующих элементов, влияющих на жизнеспособность портала. Отсутствие одного или нескольких элементов при использовании различных подходов к созданию электронного правительства на региональном уровне приводят к тому, что информация на портале становится устаревшей или неактуальной, а посещаемость портала и практическое использование сервисов стремительно сокращается.

Для обеспечения бесперебойного функционирования портала государственных услуг, отвечающего всем современным требованиям и гарантирующего востребованность со стороны конечных потребителей услуг, необходимо провести комплекс работ по инвентаризации портала и его модернизации. В процессе модернизации в технологию работы портала внедряются элементы, обеспечивающие жизнеспособность электронного правительства региона:

1. создание и правовое регулирование единой регламентированной системы сбора, хранения и обработки информации: информация отраслевого министерства (агентства, службы) и информация, отображаемая на портале государственных услуг, должны храниться в одном месте;

2. распределение и правовое закрепление ответственности служащего за выполнение каждого шага (этапа) предоставления государственной услуги (с детальным отображением в административном регламенте и должностной инструкции);

3. организация многоуровневого взаимодействия с муниципальными образованиями и учреждениями по вопросам предоставления государственных услуг;

4. каждый сервис электронного правительства должен быть реализован по технологии единого окна (сервис ориентирован как на непосредственного получателя услуги, так и на государственного служащего, содействующего в получении услуги на основе различных средств коммуникации);

5. формирование системы мониторинга и контроля предоставления государственных услуг на каждом шаге (этапе) их предоставления.

Модернизация портала государственных услуг позволит сделать работу Правительства субъекта РФ максимально открытой и понятной для населения.

 

[1] Имамидинова О.К. Инновации в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг // Молодой ученый. 2015. № 23. С. 542.

[2] Исаков А.Р. Обеспечение качества государственных услуг: административно-правовой аспект: автореф. дис… канд. юрид. наук. Саратов, 2014. С. 7.

[3] Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 (ред. от 09.06.2010) «О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 5. Ст. 531.

[4] Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 17.06.2015) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (часть II). Ст. 2159.

[5] Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 № 632-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 20. Ст. 2372.

[6] Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2008 № 1913-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 27.09.2004 №1244-р» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. II). Ст. 6421.

[7] Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2009 № 1555-р (ред. от 20.05.2014) «О плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти» // Консультант Плюс. Законодательство.

[8] Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 № 632-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 20. Ст. 2372.

[9] Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212) // Рос. газ. 2008. 16 февр.

[10] Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

[11] Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1663-р (ред. от 14.12.2009) «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 48. Ст. 5639.

[12] Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 (ред. от 16.02.2015) «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 44. Ст. 6274.

[13] Постановление Правительства РФ от 28.12.2011 № 1184 (ред. от 22.11.2013) «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 1. Ст. 199.

[14] Имамидинова О.К. Инновации в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг // Молодой ученый. 2015. № 23. С. 542.

[15] Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р (ред. от 28.12.2011) «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 52 (2 ч.). Ст. 6626.

[16] Устав Красноярского края от 05.05.2008 № 5-1777 (ред. от 04.04.2013) // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2008. № 29.

[17] Закон Красноярского края от 30.06.2011 № 12-6096 «О государственных информационных системах Красноярского края» // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2011. № 35.

[18] Постановление Правительства Красноярского края от 13.06.2012 № 272-п «Об утверждении Порядка создания (ликвидации) государственных информационных систем органов исполнительной власти Красноярского края, государственных информационных систем государственных учреждений Красноярского края» // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2012. № 26.

[19] Постановление Правительства Красноярского края от 25.12.2012 № 697-п «О создании государственной информационной системы Красноярского края «Региональная система межведомственного электронного взаимодействия «Енисей-ГУ» (вместе с Порядком эксплуатации государственной информационной системы Красноярского края «Региональная система межведомственного электронного взаимодействия «Енисей-ГУ») // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2012. № 62.

[20] Приложение 2.

[21] Портал государственных услуг Нижегородской области // https://gu.nnov.ru (дата обращения: 15.01.2016).

[22] Портал государственных услуг Пензенской области // https://uslugi.pnzreg.ru (дата обращения: 15.01.2016).

[23] Публичный информационный портал Орловской области URL: http://orel-region.ru/index.php?head= 1 &unit=3137 (дата обращения: 15.01.2016).

[24] Портал государственных услуг Пензенской области // https://uslugi.pnzreg.ru (дата обращения: 20.12.2015).

[25] Портал государственных услуг Ярославской области // http://www.gosuslugi.ru/pgu (дата обращения: 15.01.2016).

[26] Официальный сайт Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области www. adm./zdrav (дата обращения: 15.01.2016).

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (24.03.2017)
Просмотров: 192 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%