Начиная с Петра первого, и во все последующие времена служба в армии является престижной деятельностью. Воин во все времена пользовался особым положением и социальной защищенностью. В дореволюционной России носить звание офицера было почетно, людей данной профессии уважали. Такой высокий статус данной профессии в русском обществе в 18-19 веках был обусловлен бытовавшим отношением к воинской службе еще с раннего средневековья, поскольку носить оружие считалось исключительно благородным делом. Занятие данной деятельностью передавалось из поколения в поколение и являлось основанием считать свой род благородным. Согласно законодательству Российской империи высшим сословием являлся офицерский корпус. Петр 1 при формировании государственного аппарата, указывал, что всем офицерам следует дать первое место среди дворянства. Место офицера в иерархии не только военной, но и гражданской службы было четко определенно знаменитым «Табелем о рангах 1722 года», который ставил военные чины выше соответствующих придворных и гражданских чинов. Всем лицам, получившим первый офицерский чин прапорщика – 14 класса, не смотря на происхождение, давали потомственное дворянство, которое затем передавалось детям и жене. Если сравнить с гражданской службой, то потомственным дворянином можно было достичь лишь при получении чина 8 класса, а именно коллежского асессора.
Следует отметить, что в России в 18 веке офицер не просто был военным профессионалом, а прежде всего он выступал в качестве представителя власти. Данная профессия была одна из самых престижных и уважаемых в русском обществе того времени. Как нам кажется, не случайно, что именно этот период в истории России ознаменовался победами русских воинов, что именно в это время границы России раскинулись в пределах Европы, и что Российская Империя считалась самой сильнейшей державой во всем мире. Таким образом, можно сказать, что вторая половина 18 века и первая половина XIX столетий - это «золотой» период русской государственности.
Существенные изменения в вооруженных силах нашего государства произойдут после революций 1905 и 1917 годов, когда появиться новое государство под названием Союз Советских Социалистических Республик. Во время существования Советского Союза армия характеризовалась профессионализмом. Руководство страны всячески проявляло заботу о военнослужащих. Так, например, в программе КПСС, которая была принята на XXII съезде партии, говорилось о том, что КПСС воспитывает в советских людях любовь к отчизне, готовность к ее защите. Что партия будет развивать деятельность оборонных общественных организаций. Что защищать отечество и служить в рядах Советской Армии – это одна из самых почетных обязанностей советского гражданина. Кроме того государство, с целью подготовки кадров для вооруженных сил большое внимание уделяло военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Уже со школы формировалась точка зрения о престижности военной службы. Во всех школах и на большинстве крупных предприятий молодежь проходила начальную военную подготовку. Данная военная подготовка была утверждена, положением Министра обороны СССР от 17 июня 1968 г. Так же в государстве была широко развернута пропаганда военной службы для привлечения квалифицированных молодых кадров.
Для профессионализма армии государство принимало достаточно много мер, но главное это повышение образовательного уровня военнослужащих, именно поэтому в данное время было принято достаточно большое количество нормативных актов, регламентирующих этот вопрос. Так же возможно было получение среднего военного и специального образования в Вооруженных Силах. Получение такого образования осуществлялось через систему средних военно-учебных заведений без отрыва от службы. Это было предусмотрено в соответствие с «Положением об экстернате при военных училищах Министерства обороны СССР», утвержденным приказом министра обороны от 25 сентября 1974 г. № 218.
Военнослужащие имели ряд льгот в области образования, а также имели преимущества при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения. Данные льготы были утверждены правилами приема в конкретные учебные заведения. Таким образом, можно сказать, что в Советский период, законодательство было весьма действенным средство государственного регулирования общественных отношений в области жизненного устройства и деятельности Вооруженных Сил, а также надежное средство охраны боеспособности, дисциплины и уставного порядка Вооруженных Сил СССР [1].
70-80-е года ознаменовались принятие ряда законов, которые закрепляли права, обязанности и ответственность военнослужащих; основы политики государства в области социальной и правовой защиты данной категории населения, а так же граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Проанализировав данные законы, мы выяснили, что согласно положением данных законов выделяли несколько категорий военнослужащих: военнослужащие срочной и сверхсрочной службы, прапорщики и мичманы, офицерский состав, военнослужащие-женщины. В этот период времени достаточно полно регламентировался порядок приема на военную службу и увольнения с нее, а также правовые гарантии социальной защищенности. Необходимо сказать о том, что действия военнослужащих и их обязанности в конкретных случаях прописывались в Уставах Вооруженных Сил СССР.
По мнению В.П. Емельяшина, в СССР сложилась достаточно не плохая система комплектования вооруженных сил, однако в ней, как и в любой системе, имелись и свои недостатки.
Во-первых, это низкий уровень отбора призывников по медицинским показателям для прохождения военной службы. Так, например, в армию призывались лица, которые по медицинским показателям не могли нести строевую службу. Объяснялось, это тем, что Советский Союз участвовал во многих вооруженных конфликтах, в частности в 70-80 годы в войне в Афганистане, в связи с этим требовалось максимально полно укомплектовывать воинские части личным составом.
Во-вторых, это достаточно большой срок службы, а именно 2 года в сухопутных войсках и 3 года в военно-морском флоте. Это в свою очередь породило еще один существенный недостаток так называемую «дедовщину» (неуставные взаимоотношения между новобранцами и солдатами с большим сроком службы). Данный недостаток негативно сказывался на сплоченности воинского подразделения в боевой обстановке.
Однако считалось, что правовая база в этот период была идеальна и не требовала никаких изменений. Отличительной особенностью в Советских Вооруженных Силах было то, что в них очень большое внимание уделялось патриотическому воспитанию. Такое воспитание формировало самые лучшие личностные качества каждого гражданина, а именно сплоченность, дружба, взаимовыручка и многие другие положительные качества, которые весьма необходимы как в мирное несение службы, так и в боевой обстановке.
Кардинальные изменения в армии произошли к концу 20 века, что было обусловлено распадом СССР и появлением такие государства как Российская Федерация, Украина, республика Беларусь, Казахстан и другие. Данный период характеризуется упадком обороны нашей страны, сокращением вооруженных сил, закрытием военных учебных заведений, расформированием частей и т.д.
Новый закон о статусе военнослужащих был обусловлен принятием Конституции РФ 1993 года, которая внесла ряд перемен в обществе и потребовала существенных изменений в законодательстве РФ, в том числе и в военном законодательстве. Данный период ознаменовался принятием ряда законов таких как: «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» и многих других. В данный период, в условиях спада производства и нехватки бюджетных средств, численность военнослужащих падает, что объясняется сокращением численности Вооруженных Сил, которые не могут обойтись без материальной и правовой поддержки государства [2].
Служба в Вооруженных Силах Российской Федерации представляет собой вид государственной службы, которую осуществляют граждане, находящиеся на воинских должностях. Деятельность данного вида службы заключается в обеспечении обороны и безопасности государства.
Как отмечает О.И. Метелкин, военная служба имеет огромную значимость для всего общества в целом. Она основана на таких базовых принципах, как: законность, приоритет прав и свобод человека и гражданина и многие другие базовые принципы, закрепленные в законодательстве РФ. Но помимо этого существуют и специальные принципы, относимые только к военной службе, в частности это: равный доступ граждан к военной службе; открытость службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности военнослужащих; профессионализм и компетентность сотрудников ВС. РФ, их защита от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность и т.д.
Таким образом, мы видим, что военной службе свойственно большинство общих признаков государственных органов. Однако у нее имеются и свои отличительные черты, что определяется военной направленностью данной службы, а также связанностью с военной должностью и ее формированием и функционированием в специальных государственных органах, а именно войсках и воинских формированиях. Отличительной особенностью военной службы от гражданской являются ее ограничительные функции, в частности: обеспечение обороны и безопасности государства; обеспечивает реализацию организационно-правовых норм и т.д. Еще одним отличием является и иной порядок поступления на службу и ее прохождения. Это, например, установление психологических качеств, для прохождения военной службы. Следующей особенностью выступает правовой режим действия принципов военной службы, которые устанавливают начальные положения ее организации и функционирования. Иногда данная служба характеризуется наличием обязательности. Это качество военной службы характеризуется следующим.
Во-первых, способом привлечения, а именно при помощи призыва исключительно граждан мужского пола от 18 до 27 лет (если не имеется отсрочка или случай освобождения от неё).
Во-вторых, отсутствие у лица, проходящего в пределах установленных сроков, по собственному желанию изменять место прохождения службы, а также должность, характер служебных обязанностей и прекращать их исполнение. Кроме того, еще одной отличительной особенностью является специальный административно-правовой статус военнослужащих [3]. В Федеральном законе «О статусе военнослужащих» говориться, что посредством прохождения военной службы военнослужащий осуществляет свое право на труд. Важной отличительной чертой военной службы выступает материальная обеспеченность, которая представлена денежным довольствием, натуральным обеспечением (предоставление жилплощади), а также наличием различных льгот. Это объясняется специфическими задачами, которые решают военнослужащие [4]. Данный вид службы регулируется многочисленными нормативно-правовыми актами, устанавливающих специфический статус военнослужащих и их профессиональной деятельности. Еще одной отличительной чертой является наличие Военной присяги Российской Федерации. На Руси военная присяга появилась в глубокой древности. Первые упоминания о ней известны еще в Древней Руси. Как такового наименования «Присяга» на тот момент не было, существовала своеобразная клятва на верность. Каждый, кто принимался в княжескую дружину, проходил через данный ритуал.
Позднее, с восхождением Петра 1 на трон, и началом проведения масштабных военных реформ, несколько изменилась и присяга. Она уже стала проходить примерно в таком виде, как и сейчас, то есть при торжественном построении военнослужащие зачитывали текст присяги, положа руку на Евангелию. после принятия присяги военнослужащие подписывали данное ими клятвенное обещание в «присяжном» листе. На сегодняшний день в Вооруженных Силах Российской Федерации, в воинских частях так же проводится присяга, примерно по такому же принципу, как и в Петровские времена. Обычно в воинской части день присяги является праздничным днем. Воинская часть в торжественной обстановке строится на плацу. К военнослужащим в этот день могут приезжать их родные и близкие родственники. Из каждой роты, поочередно, приглашаются для принятия военной присяги военнослужащие. С момента принятия присяги военнослужащие начинают обладать полным объемом своих служебных прав и обязанностей. Нарушение присяги влечет за собой два вида ответственности: дисциплинарной или уголовной.
Таким образом, проанализированные нами особенности, еще раз подчеркивают исключительность и важность военной службы как вина государственной службы. А под военной службой следует понимать установленный государством на основе федерального закона особый вид деятельности человека в специально создаваемых государственных организациях и государственных органах, занимающихся решением задач по защите Отечества [5].
На сегодняшний день законодательство, регулирующее прохождение военной службы достаточно обширно. Проводя данное исследование, считаем необходимым остановиться на существенных изменениях в данной области, которые произошли не так давно. Так, например 14 июня 2006 года Государственная Дума России внесла своим решением изменения в Закон «О воинской обязанности и военной службе». В связи с данными поправками для граждан мужского пола, призванных в срок с 1 октября 2007 года, срок службы в армии по призыву сократился до 18 месяцев, а с 1 января 2008 года стал вообще 12 месяцев. С данным изменением относительно сроков были отменен ряд существовавших ранее отсрочек от призыва. Данные изменения привели к существенному сокращению военных кафедр в гражданских вузах и ужесточили требования к их выпускникам [6].
Уменьшение срока службы, по мнению Н.И. Кузнецова, негативно сказалось бы на боевой подготовке в некоторых родах войск. Больше всего из-за данного нововведения пострадал военно-морской флот, поскольку солдаты и матросы срочной службы большое количество времени тратят на теоретическую подготовку, примерно 6-7 месяцев. Поэтому при общем сроке службы в один год, на практическую часть остается несколько месяцев. Это приводит к тому, что матросы не успевают отработать свои навыки [7]. В связи с этим предлагаем необходимым полный переход на контрактную систему комплектования военно-морского флота. На наш взгляд такое нововведение позволит, более эффективно подготовить военнослужащих ВМФ и более качественно исполнять боевые задачи по обороне нашей страны.
На сегодняшний день согласно законодательству РФ призываются на военную службу мужчины, являющиеся гражданами РФ от 18 до 27 лет, которые состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять, и не пребывают в запасе.
На воинском учете находятся граждане, за исключением тех, кто освобожден от исполнения воинской обязанности. В ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлен перечень категорий граждан, подлежащих освобождению от прохождения военной службы. Это такие категории граждан: проходящие военную службу, отбывающие лишение свободы, женщины, не имеющие военно-учетной специальности, постоянно проживающие за пределами РФ. Сам по себе призыв это комплексное мероприятие, включающее в себя несколько явок. Первая явка необходима для прохождения медицинского освидетельствования с целью выявления категории годности призывника. Во время второй явки, место и время которой указано в повестке, призывник является уже для отправки к месту прохождения военной службы.
Проведением призыв занимается призывная комиссия. По результатам прохождения медицинского обследования и с учетом иных показателей комиссия принимает одно из решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности [8].
Необходимо указать на тот факт, что призыву подлежат только граждане прошедшие медицинское освидетельствование и имеющие категории годности к военной службе и годности к службе с незначительными ограничениями. Лица, которые признаны годными с незначительными ограничениями, как правило, не направляются в военно-воздушные войска, морскую пехоту, плавающий состав ВМФ и некоторые другие части. Это обусловлено тем, что служба в таких воинских формированиях отличается усиленной подготовкой и требует абсолютной годности по состоянию здоровья. Лицам, которые признаны временно не годными, предоставляется отсрочка от призыва для прохождения обследования и лечения. Данная отсрочка составляет 6 – 12 месяцев. Те же, кто был признан ограниченно годными, подлежат зачислению в запас. Данная категория лиц обязана один раз в три года проходить освидетельствованию, данная процедура происходит до достижения 27-летнего возраста. Признанные не годными к военной службе, вообще снимаются с воинского учета.
Отправным началом военной службы считается день присвоения воинского звания рядового. Срок службы начинает течь с первого дня. В него не включается следующее время: отбывания ареста, нахождение в дисциплинарной воинской части и время самовольного оставления воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 10 суток. Необходимо отметить, что военнослужащему, который был освобожден из дисциплинарной части при условии дальнейшей безупречной службы, в срок его службы может быть засчитано время нахождения в дисциплинарной части. Данное указание содержится в Положении о порядке прохождения военной службы.
Военнослужащие имеют свою отличительную форму одежды и знаки отличия. Звание рядовой (первое воинское звание) присваивается гражданину РФ, который был призван на военную службу и не имел до этого воинского звания. Звание матрос присваивается призванному на военную службу лицу, где штатом предусмотрено такое звание и при зачисление данного лица в список личного состава части. Последующее воинское звание может быть присвоено лишь по истечении срока военной службы в предыдущем воинском звании, если лицо занимает соответствующую должность. Очередное звание может быть присвоено и досрочно за особые заслуги, но обязательно не выше звания, которое предусмотрено для данной должности. Кроме того, сержантам (старшинам) могут присваиваться воинские звания также досрочно. Для них также предусмотрено и присвоение очередных званий на одну ступень выше воинского звания. Очередное звание не присваивается в случае отбывания наказания в виде ограничения по военной службе. Назначение военнослужащих на штатные должности осуществляется в соответствии с полученными ими военно-учетными специальностями. Назначение солдат, матросов, сержантов и старшин происходит на основе приказа командира полка, отдельного батальона (отдельной роты) или им равными командирами (начальниками). Необходимо отметить, что при назначение на должность учитывается ряд факторов: образование, профессиональные, моральные, психологические качества, а также состояние здоровья. Солдаты, матросы, сержанты и старшины назначаются на высшие должности лишь при наличии вакантных мест и при соответствии данным должностям.
При назначении на высшую воинскую должность преимущество отдается лицам, которые имеют классную квалификацию, являются отличниками боевой подготовки, а также тем, к кому не применялось дисциплинарных взысканий. Те военнослужащие, которые были признаны врачебной комиссией не годными к военной службе по конкретной специальности, занимают воинские должности, которые подходят им по состоянию здоровья. При отсутствие таких должностей в воинской части данные лица переводятся в другую часть. Матросы и старшины, которые проходят военную службу на кораблях и судах Военно-морского флота и в последствие признанные по состоянию здоровья не годными для прохождения военной службы на них, переводятся в береговые воинские части флота. Как правило, военнослужащие проходят службу в тех частях, в которые были направлены при призыве или прибыли по окончанию подготовки в учебных воинских частях.
В условиях вооруженных конфликтов военнослужащие по призыву могут быть после прохождения военной службы в течение 6 месяцев и после подготовки по необходимой специальности быть отправлены для выполнения боевых задач. Переход военнослужащих из одной военной части ВС. РФ в другую возможен лишь в некоторых случаях: при продвижении по службе, по служебной необходимости, по состоянию здоровья, по причине организационно-штатных мероприятий. Перевод военнослужащих к новому месту работы происходит без их согласия.
Военнослужащие, которые имеют больных родителей или родителей пенсионного возраста могут проходить военную службу вблизи места проживания семьи при представлении документов, подтверждающих данные семейные обстоятельства. На наш взгляд, специфическая особенность военной службы проявляется в строгих мерах воздействия в случае нарушения или уклонение от выполнения воинских служебных обязанностей. Так, например, за самовольное оставление части военнослужащим предусмотрена уголовная ответственность. В отличие от данной категории лиц за сходное нарушение другие государственные служащие несут более мягкие виды наказаний. Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списка личного состава воинской по причине увольнения с военной службы. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, которые прослужили установленный срок по призыву, имеют возможность продолжить службы, заключив контракт после увольнения. Уволенные военнослужащие обеспечиваются установленным довольствием на день исключения их из списков личного состава части и направляются в военные комиссариаты по месту жительства, за исключением направления в другие комиссариаты при смене места жительства их семей, которое должно быть подтверждено документально. Перед увольнением им обязательно разъясняются права и преимущества, которые предусмотрены законодательством РФ [9].
В заключение вышесказанного, хотим указать на следующее. Военная служба, как особый вид службы исторически зародился относительно давно. С каждым периодом российской государственности институт военной службы изменялся и совершенствовался, и отношение к нему в каждый период истории было не одинаковым. Во времена царской России и в период существования СССР военная служба считалась престижной и почетной. К концу 20 века престиж данного института несколько упал, в связи с распадом Советского Союза. Страна переживала кризис, при котором не хватало средств на полноценное содержание армии. На сегодняшний день, оправившись после событий 90-х годов, вооруженным силам Российской Федерации отдается приоритетное значение. Руководство нашего государства и ВС. РФ в настоящее время разрабатывают пути создания мобилизационного резерва в стране. Так, например, в 2013 году Президент РФ В.В. Путин в своем Послании Федеральному собранию РФ вынес ряд предложений, а именно, изменить систему военной подготовки в вузах, предусмотреть возможность студентам в ходе учебы проходить военную подготовку и получить военную специальность, что позволит подготавливать необходимое количество резервных кадров по наиболее востребованным техническим воинским специальностям, при этом не призываясь в ВС. РФ.
[1] Метелкин О.И. Военная служба как вид государственной службы в Р.Ф. / О.И. Метелкин // Вестник ЧитГУ –№4(71). – 2014. – С. 74.
[2] Емельяшин В.П./Армия и политическая власть в современной России: проблемы взаимодействия и тенденции развития / В.П. Емельяшин // Дис..канд. полит. наук. – Москва, 2013. - С.34.
[3] Метелкин О.И. Военная служба как вид государственной службы в РФ. / О.И. Метелкин // Вестник ЧитГУ – №4(71). – 2014. – С. 76.
[4] О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ (в ред. от 15.02.2016) // Собрание законодательства РФ.– 1998. – № 22. – Ст.2331; Собрание законодательства РФ.– 2016. – №20. – Ст.908.
[5] Стрекозов В.Г. Конституционные основы Российской Федерации. Место Вооруженных Сил в государстве / В.Г. Стрекозов // Военная мысль. – 2013 г. – №3.– С.12.
[6] О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 15.02.2016)// Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 13.– Ст. 1475; Собрание законодательства РФ.– 2016. –№7.– Ст. 908.
[7] Кузнецов Н.И. О некоторых вопросах совершенствования законодательства Российской Федерации в области военного строительства /Н.И. Кузнецов// Сб. научных трудов Военного университета. – 2013. – №1. – С.297.
[8] О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 15.02.2016)// Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 13.– Ст. 1475; Собрание законодательства РФ.– 2016. – №7.– Ст. 908.
[9] О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 15.02.2016)// Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 13.– Ст. 1475; Собрание законодательства РФ.– 2016. – №7.– Ст. 908.
|