Понедельник, 25.11.2024, 21:52
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Порядок комплектования Вооруженных Сил РФ путем призыва граждан для прохождения военной службы

Комплектование вооруженных сил личным составом – основная и приоритетная задача Министерства обороны на сегодняшний день. Она является составной частью военного строительства РФ, которая представляет собой систему обеспечения армии и флота военнослужащими и гражданским персоналом в мирное и военное время, а также создание запаса военно-обученных людских ресурсов. Данная система устанавливается государством и регулируется нормами военного права. Отношения, которые связаны с комплектованием военной организации, также образуют свою соответствующую систему. Она представляет собой совокупность принципов, способов и определенных условий обеспечения вооруженных сил личным составом, а так же военно-обученных людских ресурсов, находящихся в запасе. Эта система, как и любая другая, имеет свои элементы. К ним относятся: принципы, правовые основы, способы, условия комплектования, вооруженных сил и многое другое. Комплектование ВС. РФ основано на основании установленных в РФ принципах и способах комплектования. Остановимся на каждой составляющей более подробно. Принципы – это установленные нормами права порядок комплектования вооруженных сил. Комплектование производится с учетом места жительства военнослужащих, которые призываются на военную службу или в добровольном порядке идут на военную службу, а также исходя из места постоянной дислокации войск.

Исследовав современную военно-правовую научную литературы, мы выделили три основных принципа комплектования военной организации государства. Первый - экстерриториальный, согласно ему войска комплектуются военнослужащими из числа жителей различных регионов. Данный принцип предпочтителен для федеративных государств, где различная плотность населения по регионам и имеются воинские контингенты за пределами национальной территории, где также имеется многонациональная и поликонфессиональная структура населения. Второй – территориальный, комплектование согласно данному принципу происходит военнослужащими из населения той местности, где дислоцированы комплектуемые воинские части. Территориальный же принцип характерен для государств, где преобладает мононациональная структура народа, который почти равномерно распределен по территории государства. Здесь применяется добровольный способ комплектования, так как нет необходимости в нахождение военного контингента за пределами национальной территории. И последний принцип смешанный, сочетающий в себе два вышеперечисленных принципа [1].

М.Ф. Гацко считает, что военнослужащие, которые несут военную службу по месту их жительства, наиболее сильно ощущают моральную и психологическую поддержку родных и близких, а также имеют лучшее обеспечение в материально-бытовом плане. Территориальный принцип или его еще называют принцип «землячества» считается инструментом повышения эффективности армии и поддержания ее морального духа. Данного принципа придерживаются не только страны с милиционными и кадрово-призывными армиями, но также страны вооруженными силами, формирующимися в добровольном порядке. Так, например, в Великобритании формирование армии происходит на основе территориально-полкового метода, согласно ему полки сухопутных войск комплектуются с учетом регионального деления страны. Прямым отражением данного принципа является географические названия британских полков (йоркширский, ланкаширский и т. д.).

В США территориальный принцип получает распространение с 1981 г. при формировании сухопутных войск, до этого применялся основном принцип экстерриториального характера, когда военнослужащий мог оказать влияние на место своей службы, заключения контракт о прохождении военной службы. Данный перевод на территориальную систему вооруженных сил объясняется, прежде всего, необходимостью к формированию в нижнем звене (взвод – рота – батальон) «локального патриотизма», чтобы солдаты имели высокий морально-психологического настрой. Еще преимущество данного принципа заключается и в том, что содержать территориальные войска значительно дешевле, чем войска сформированные по экстерриториальному принципу. Исходя из этого преимущества данный принцип при комплектовании армии используют следующие страны: Беларусь, Словакия, Латвия и другие государства. В Казахстане так же в целях экономии денежных средств на перевозку призывников к месту службы в последние годы стал использоваться в основном по территориальный принцип комплектования армии [2].

Россия также имеет территориальный опыт в организации формирования армии. Так, например, в ходе военной реформы 1924 – 1925 гг. во внутренних округах имели территориальные части, комплектование которых происходило по данному принципу. Территориальные части имели постоянный (командный, административно-хозяйственный, медицинский и т. д.) и переменный состава, проходивший каждый год краткосрочные сборы. Данный принцип комплектования дивизий позволил в межвоенный период добиться значительного сокращения выделяемых денежных средств на оборону при сохранении сложившейся системы военной подготовки граждан, которые поступают на военную службу. Однако, следует отметить что у территориального принципа имеются и свои недостатки, а именно это очень низкий уровень подготовки территориальных войск, также географическое размещение войск не соответствовало потребностям обороны, так как укомплектованные по данному принципу дивизии не имели в войсках современной техники, кроме того, в них был ниже уровень дисциплины и строевого порядка по сравнению с кадровыми частями. Необходимость настоящей подготовки к войне потребовала создания обученной, мобильной и дисциплинированной армии. В связи с эти к началу 1939 г. в СССР окончательно отказалось от формирования армии по данному принципу [3].

В настоящее время в Российской Федерации данный принцип также не может найти реализацию, поскольку это приведет к негативным последствиям по отношению к обороноспособности страны. Объясняется это обстоятельство различным уровнем социально-экономического и демографического развития регионов и субъектов Российской Федерации. Кроме того потребность войск в людских ресурсах не всегда соответствует наличию в определенных районах страны дислокации войск как в качественном так и в количественном показателе. Так, например численность граждан призывного возраста на территории Дальневосточного военного округа, которых возможно призвать составляет всего 4% от общей численности призывников на территории нашей страны. А потребность в войсках, которые должны быть размещены на территории данного военного округа, существенно превышает указанные возможности. Неприемлемым данный принцип и потому, что состав нашей страны многонационален и поликонфессионален. Несложно представить всю опасность, которая может произойти в случае дислокации по данному принципу войск на Северном Кавказе или в иных регионах, где имеется высокая этническая конфликтность. Не подлежит забвению сепаратистская деятельность и участие в боевых действиях против федеральных войск национальных чеченских воинских формирований, созданных Д. Дудаевым.

На наш взгляд, гарантом не повторения такой ситуации в настоящее время или в будущем является экстерриториальный принцип формирования воинских частей военнослужащими, которые проходят военную службу по призыву [4].

В силу приведенных доводов на сегодняшний день при формировании ВС. РФ лучше использовать смешанный принцип комплектования, согласно которому экстерриториальное комплектование для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и территориальное комплектование для военнослужащих, поступающих на военную службу по контракту.

На сегодняшний день в Российской Федерации официально закреплен в подп. 1 п. 2 ст. 12 Федерального закона «Об обороне» принцип экстерриториального комплектования вооруженных сил. Суть данного принципа заключается в том, что комплектование воинских частей военнослужащими производится вне места их жительства [5].

Граждане, решившие на добровольной основе служить в Вооруженных Силах Российской Федерации, могут не подчиняться данному принципу, а самостоятельно выбрать место прохождения службы, то есть могут служить как в близи места жительства так и за его пределами. Следует сказать и то, что на комплектование влияет и звание военнослужащего. Военнослужащие, заключившие контракт на должность рядового и сержантского состава, проходят военную службу в основном по территориальному принципу. По противоположному принципу формируются должности офицеров и прапорщиков, но в условиях дефицита жилья для семей военнослужащих, которые прибывают из иных регионов, в последние время, преимущественно в крупных городах страны, мы наблюдаем тенденцию формирования воинских частей офицерами и прапорщиками по территориальному принципу.

Таким образом, это еще раз подтверждает смешанный принцип комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, однако на законодательном уровне отсутствует прямое указание на данный принцип. С принципами формирования вооруженных сил имеют непосредственную связь способы их комплектования. В истории известны такие способы комплектования, как: народное ополчение; рекрутская повинность; наемничество; конскрипция; всеобщая воинская повинность (обязанность). В настоящее время Федеральным законом «Об обороне» установлены лишь два способа комплектования. Первый - призыв военнообязанных граждан на военную службу, второй - добровольное поступление граждан России и иностранных граждан на военную службу по контракту. Каждый из данных способов имеет свои преимущества. Так, например, основным преимуществом комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации призывниками на основе воинской обязанности является создание массовой многомиллионной армию и хорошо обученного военного резерва. Кроме того, достоинством данной системы комплектования по призыву является меньшая затратность на содержание призывников, чем добровольца, изъявившего желание заключить контракт.

Вместе с тем, можно выделить и недостатки призывной системы. Это преимущественно недостаточный уровень профессиональной подготовки военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Основным плюсом добровольческого способа формирования армии выступает высокий уровень профессионализма военнослужащего-контрактника, это обусловлено материальным стимулированием, в связи с которым имеется личная заинтересованность контрактников в профессиональном росте, а также более длительный период военной службы контрактников. Однако, несомненно, то, что профессиональная армия в разы дороже, чем комплектуемая призывным способом, поскольку она требует огромных денежных средств на подготовку кадров, на достойное денежное довольствие, на обеспечение жильем, на инфраструктуру, на техническое переоснащение вооруженных сил, и на введение социальных гарантий. Это одна из причин, по которой Россия, как и многие другие страны, не отказывается от призывной системы, которая не требует больших средств по сравнению с профессиональной [6].

На сегодняшний день, кроме США ни одна мировая держава не способна содержать профессиональную армию численностью порядка одного миллиона человек. Следует учитывать, что Российская Федерация имеет самую большую территорию в мире, следовательно, и самые протяженные границы. Исходя из таких геополитических факторов, нельзя делать ставку только исключительно на контрактников, поскольку в случае развертывания широкомасштабной военной кампании в отношении Российской Федерации, пограничные части, комплектуемые военнослужащими по контракту, понесут значительные потери, и поэтому необходимо будет привлечение новых военных сил. Кроме того, для обеспечения военной безопасности государства требуются высоко обученные военные резервы, которые не в состоянии дать контрактная армия. Несомненно, что при наличии широкомасштабных военных действий войска, обеспечивающие защиту страны от нападения на других участках границ, которые не будут входить в зону военного конфликта. Отечественный военный опыт свидетельствует о том, что в случае войны потребуются людские ресурсы, которые в значительной степени будут превышать численность армии мирного времени, поэтому полный отказ от призыва в нашей стране, представить нельзя, так как это приведет к потерям ее обороноспособности [7]. Небольшую контрактную армию могут позволить себе лишь отдельные европейские государства, которые, являясь членами блока НАТО, могут рассчитывать на военную помощь ведущих держав альянса, прежде всего США, которые имеют полуторамиллионную профессиональную армию. В связи с этим европейские государства – члены НАТО, для того чтобы обеспечить свою военную безопасность предоставляют свои территории для вооруженных сил США, которая в свою очередь, берет обязанность по обеспечению безопасности данных государств. В отличие от данных государств наша страна не имеет в настоящее время надежных и мощных военно-политических союзников, поэтому в обеспечение безопасности государства может рассчитывать лишь на собственные силы. Несмотря на то, что у РФ имеется сотрудничество с некоторыми странами СНГ, на сегодняшний день и в обозримом будущем наша страна, на наш взгляд, не может рассчитывать на военную помощь с их стороны, поскольку они строят национальную политику военной безопасности, ориентируясь на перспективы вступления в НАТО. На наш взгляд, единственным государством-сотрудником из числа стран СНГ, на военную помощь которого может рассчитывать РФ является Республика Беларусь. Что касается сотрудничества России и Китая, то они в большей степени носят политический и экономический характер, поэтому вряд ли пока что можно утверждать, что на данных политических и экономических началах возможно создание военного блока [8].

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что для гарантированного обеспечения военной безопасности РФ даже в мирное время необходимо иметь Вооруженные Силы численностью около одного миллиона человек. Но на сегодняшний день Российская Федерация может перевести только часть армии на контрактный способ комплектования. Это обусловлено ограниченностью экономических ресурсов нашего государства. Впрочем, всю организацию вооруженных сил и не нужно переводить на контрактную систему, поскольку в случае военной агрессии в отношении Российской Федерации необходимо будет проведение тотальной мобилизации людских ресурсов, для подготовки которых и будет необходима призывная система на основе воинской обязанности.

 

[1] Шлык Ю.Ф. К вопросу о принципах и способах комплектования вооруженных сил Российской Федерации /Ю.Ф. Шлык // Военная мысль. – 2014. – № 9. – С. 34.

[2] Гацко М.Ф. Проблемы правового регулирования комплектования вооруженных сил Российской Федерации / М.Ф. Гацко //Стратегическая стабильность. – 2015. – № 4. – С. 50.

[3] Виноградов Н.А. Правовые основы комплектования Вооруженных Сил Союза ССР/ Н.А Винградов // Москва, 1950. – С.89

[4] Батюк Г.П. Конституционно-правовые основы военной службы и комплектования вооруженных сил Российской Федерации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук./ Г.П. Батюк// Академия управления МВД Российской Федерации. – Москва: Просвещение, 2013. – С.113.

[5] Об обороне: Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ.– 1996. – № 23. – Ст. 2750; Собрание законодательства РФ. – 2015. – №7. – Ст. 1019.

[6] Панова И.В., Кузянов А.В. Комплектование вооруженных сил Российской Федерации в контексте военной реформы: проблемы, перспективы правового регулирования./ И.В. Панова, А.В. Кузянов// Военно-юридический журнал. – 2015. – №12. – С.53.

[7] Батьковский М.А. Сравнительный анализ различных вариантов изменения принципа комплектования вооруженных сил/ М.А. Батьковский//Государственная служба. – 2013. ­– № 5. – С.44.

[8] Гацко М.Ф. Зарубежный опыт правового регулирования использования различных систем комплектования вооруженных сил военнослужащими. / М.Ф. Гацко// Стратегическая стабильность. – 2014.– №1. – С.69.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (24.03.2017)
Просмотров: 274 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%