В соответствии со ст. 59 на всех российских граждан мужского пола лежит конституционная обязанность по защите Отечества. Однако к гражданину, который подлежит призыву на военную службу, может на законном основании быть применена отсрочка от призыва, либо освобождение от призыва на военную службу. Отсрочку от призыва следует отличать от освобождения от призыва на военную службу. Отсрочка от призыва на военную службу — это временное освобождение граждан от призыва на военную службу. Она применяется на основе решения призывной комиссии по основаниям и в порядке, который установлен законодательством. При этом отсрочка в отличие от освобождения от призыва действует ограниченный период времени, по истечении срока действия которого, она либо подлежит продлению, либо гражданин призывается на военную службу [1]. Основания применения отсрочки от призыва содержатся в положениях ст. 24 Закона «О воинской обязанности и военной службе». Российское законодательство на сегодняшний день предусматривает два вида оснований предоставления отсрочки от призыва на военную службу: обязательные и факультативные.
В отличие от обязательных оснований предоставления отсрочки факультативные дают право на ее получение лишь при наличии волеизъявления гражданина, который желает реализовать свое право на отсрочку, то есть гражданин может, как воспользоваться данным правом, так и не воспользоваться. Перечень обязательных оснований содержится в п. 1 ст. 24 Закона «О воинской обязанности и военной службе». Причины оснований отсрочек различны, так например, состояние здоровья гражданина или членов его семьи; семейные обстоятельства, связанные с наличием и воспитанием детей; особенности профессиональной деятельности гражданина. С лета 2004 г., когда в Закон «О воинской обязанности и военной службе» были внесены ряд изменений, появилась еще одна группа оснований отсрочки. Это предоставление отсрочки лицам, которые избраны или назначены в органы государственной власти [2].
На отсрочку, прежде всего, могут рассчитывать лица, признанные временно не годными к военной службе по состоянию здоровья. Таким лицам она предоставляется на один год. Также отсрочка предоставляется гражданам, которые осуществляют постоянный уход за близкими родственниками. Однако чтобы ее получить необходимо соблюсти ряд условий. (подп. «б» п. 1 ст. 24 Закона « О воинской обязанности и военной службе»). Во-первых, установлен перечень лиц, за которыми может осуществляться уход призывником, претендующим на отсрочку. К таким лицам относятся: отец, мать, жена, родной брат, родная сестра, дедушка, бабушка или усыновитель. Во-вторых, отсрочка возможна, если отсутствуют другие лица, которые обязаны по закону содержать их и родственник призывника не находиться на полном государственном обеспечении. Кроме того, родственник призывника должен быть инвалидом I или II группы, либо лицом пожилого возраста (для женщин — 55 лет, для мужчин — 60 лет) или несовершеннолетним либо нуждаться по состоянию здоровья в постоянном уходе (помощи, надзоре). Причем необходимо отметить то, что ранее до 2004 года отсрочка предоставлялась декабре 2004 года, если нуждающийся в уходе родственник лица, подлежащего призыву, достиг пенсионного возраста по старости [3].
По мнению Н.В. Антипьевой отсрочки, обусловленные семейными правоотношениями, в основном связаны с рождением и воспитание детей. Данным правом обладают лица, которые имеют двух и более детей, ребенка в возрасте до трех лет, ребенка, воспитываемого без матери; мать (отец) которых кроме них имеет двух и более детей в возрасте до восьми лет или инвалида с детства и воспитывает их без мужа (жены). Данные отсрочки установлены исходя из интересов семьи и ребенка, поскольку согласно положениям ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в нашей стране гарантируется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
Необходимость предоставления отсрочек объясняется в данном случае следующими причинами. Во-первых, ребенок в раннем детстве в силу своей беспомощности нуждается в заботе обоих родителей. Во-вторых, рождение связано с повышенными денежными расходами, поэтому родители должны быть обеспечены определенным уровнем дохода, чтобы ребенок нормального рос и развивался. В первые, годы жизни малыша данная задача усложнена, так как мать ребенка не работает, а находиться в отпуске по уходу за малышом. Размер же пособия, который выплачивается матери небольшой, а после достижения ребенком полутора лет вообще прекращается, поэтому доход отца является основой семейного бюджета.
В-третьих, законодатель стремился помочь в обеспечении интересов неполных семей - если отец или мать призывника без супруга воспитывают других детей, помощь со стороны гражданина, подлежащего призыву на военную службу, может быть для них весьма необходимой [4].
С июля 2004 года стала предоставляться отсрочка тем призывникам, которые имеют жену, срок беременности которой не менее 26 недель. С 2008 года стала применяться и отсрочка для категории лиц, которые имеют ребёнка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель. Эти нововведения, на наш взгляд, логичны, и являются продолжением отсрочки для лиц, имеющих двух или более детей.
В п. 1 ст. 24 Закона «О воинской обязанности и военной службе» существует еще одно основание по предоставлению отсрочки от призыва. Это профессиональная деятельность гражданина. Данное основание состоит в том, что отсрочка предоставляется лицам, поступивших на службу в правоохранительные органы, органы государственной противопожарной службы и другие подразделения и ведомства непосредственно после завершения и образовательных организаций высшего образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у данных лиц высшего образования и специальных званий. Данная отсрочка предоставляется на время службы в указанных органах и учреждениях. Существует еще два вида отсрочки по профессиональным основаниям. Согласно пп. «л» п. 1 ст. 24 Закона «О воинской обязанности и военной службе», введенному Федеральным законом от 19 июня 2004 г., предусмотрена отсрочка для лиц, которые зарегистрированных в качестве кандидатов на выборные должности. Срок отсрочки в данном случае устанавливается до дня официального опубликования общих результатов выборов включительно, а при досрочном выбытии — до дня выбытия включительно. Второй вид отсрочки, закреплен в пп. «к» п. 1 ст. 24 закона указанного выше. Согласно данному подпункту отсрочка предоставляется гражданам, которые избранны в органы государственной власти и осуществляют свои полномочия на постоянной основе. Срок данной отсрочки составляет срок полномочий данных лиц в указанных органах [5].
Факультативные основания предоставления права на отсрочку от призыва на военную службу закреплены в п. 2 ст. 24 Закона «О воинской обязанности и военной службе». Некоторые из них связаны с необходимостью получения образования. Данные виды оснований имеют ряд общих условий. Так, право на отсрочку имеют граждане, проходящие обучение по очной форме в следующих организациях, которые имеют государственную аккредитацию образовательным программам: организациях среднего образования, среднего профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, перечень которых установлен в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". При соблюдении условия, что данная отсрочка предоставляется в период освоения данных программ, но не выше определенных сроков. Для каждой организации они свои. Для организаций среднего образования - не выше сроков получения среднего образования; для организаций среднего профессионального образования – не свыше сроков получения профессионального образования до достижения 20 лет; в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования не свыше одного года.
Кроме того, право на отсрочку имеют такие категории гражданам, которые получают образование по программам бакалавриата, специалитета или магистра, а так же граждане, обучающиеся по программам ассистентуры – стажировки [6]. Отсрочка может предоставляться лишь один раз, но имеются и некоторые исключения. Повторная отсрочка может быть предоставлена в следующих случаях.
Во-первых, в случае, когда гражданин повторно использует данное право при поступлении в федеральные государственные образовательные организации высшего образования, если ранее ему предоставлялась отсрочка связи с получением среднего общего образования.
Во-вторых, в случае, когда гражданин поступает на обучение по программам «бакалавриата» и «специалитета», если ранее ему предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу в связи с получением среднего общего образования или высшего образования соответственно. В-третьих, повторно предоставляется право на отсрочку при поступлении для получения образования по программам «магистратуры», если ранее гражданину было предоставлено данное право в связи с получением образования по программе «специалитета». Кроме того право на отсрочку может быть предоставлено на основании указа Президента РФ, а так же тем лицам, которые удачно прошли аттестацию по образовательной программе среднего образования, исключительно на период до 1 октября года, в который была пройдена аттестация, также тем гражданам, которые по очной форме обучения среднего профессионального или высшего образования по программе, направленной на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций в духовных образовательных организациях, при условии, что данные организации имеют лицензии на осуществление образовательной деятельности, отсрочка в данном случае предоставляется на период обучения, но не свыше сроков получения соответствующего образования.
Кроме вышеперечисленного, право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за следующей категорией граждан: те, кто во время обучения уходили в академический отпуск или переходили в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую того же уровня образования либо те, которые переводились в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования.
Необходимо отметить, что право на отсрочку в данном случае сохраняется лишь при наличии условия, что общий срок, на который было предоставлено данное право, не увеличится или увеличился, но не более чем на один год. Лица, которые восстановились в том же образовательном учреждении, срок, на который была предоставлена отсрочка от призыва на военную службы не увеличивается.
Исходя из п. 2 ст. 22 Закона «О воинской обязанности и военной службе» на военную службу вообще не призываются граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, и граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, которые не подлежат призыву на военную службу.
Резюмируя все сказанное, граждане могут быть освобождены от исполнения лежащей на них воинской обязанности лишь только при наличие оснований, предусмотренных военным законодательством. От прохождения военной службы граждане освобождаются после прохождения медицинского освидетельствования, если специальная комиссия признает таковых граждан не годными к строевой службе. По общему правилу круг лиц освобожденных от прохождения военной службы определяется в отношении каждой из форм реализации воинской обязанности. Поэтому можно перечислить категории граждан, которые не подлежат призыву: граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; проходящие или уже прошедшие военную службу в РФ или альтернативную гражданскую службу; прошедшие военную службу в другом государстве. Не подлежат призыву граждане имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук и лица являющиеся сыновьями либо родными братьями военнослужащих, которые погибли (умерли) при исполнении военных обязанностей. Не подлежат призыву такие категории граждан, как: отбывающие наказание, имеющие не погашенную или неснятую судимость, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие, либо уголовное дело в отношении них уже передано в суд на рассмотрение [7].
Таким образом, мы видим, что число оснований для отсрочки от призыва на военную службу либо оснований освобождений от нее достаточно большое количество. Такое большое число отсрочек вызывает значительные сложности при укомплектовании личным составом ВС РФ, поэтому на сегодняшний день все чаще стали звучать предложения об их сокращении. Однако прежде чем воплотить данные предложения в жизнь, которые вряд ли найдут одобрение у граждан, следует внести изменения в закон «О воинской обязанности и военной службе», приведя его в соответствие с нормами других отраслей права. Данные изменения позволят обеспечить гарантию прав граждан и в то же время произвести комплектовании ВС РФ, а также предупредить возможные злоупотребления со стороны недобросовестных призывников.
[1] Пискунова О.В.Условия возникновения и особенности реализации права на отсрочку при призыве на военную службу/ О.В.Пискунова // Законность и правопорядок в современном обществе. – 2014. – № 5. – С.25.
[2] Антипьева. Н.В. Проблемы реформирования отношений по предоставлению отсрочек от призыва на военную службу./ Н.В. Антипьева// Вестник Омского государственного университета. Серия «Право» – 2012. – №1(10) – С.90.
[3] О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 15.02.2016)// Собрание законодательства РФ.– 1998. – № 13.– Ст. 1475; Собрание законодательства РФ.– 2016. – №7.– Ст. 908.
[4] Антипьева. Н.В. Проблемы правового регулирования предоставления отсрочек от призыва на военную службу./ Н.В. Антипьева// Журнал Российского права. – 2013. – № 1(97). – С.19.
[5] О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 15.02.2016)// Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 13.– Ст. 1475; Собрание законодательства РФ.– 2016. – №7.– Ст. 908.
[6] О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 15.02.2016)// Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 13.– Ст. 1475; Собрание законодательства РФ.– 2016. – №7.– Ст. 908.
[7] О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 15.02.2016)// Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 13.– Ст. 1475; Собрание законодательства РФ.– 2016. – №7. – Ст. 908.
|