Как отмечает Л.А. Харкевич, проблема национальной безопасности для всех государств, а особенно для государств, которые оказывают определяющую роль на мировой арене, всегда была, есть и будет актуальной. В настоящее время наблюдается ряд негативных тенденций мировой цивилизации, которые не обходят стороной и Российскую Федерацию. Это такие негативные тенденции как: усиление Североатлантического альянса, расширение его влияния и увеличение его членов; усиление на Ближнем и Среднем Востоке позиций исламского фундаментализма, который захватывает в ряде государств политическую власть, активизация на данной почве международного терроризма. Данные политические и экономические изменения оказывают огромное влияние на составляющие военного строительства, а также реформирования Вооруженных сил.
Произошедшие реформы российской армии изменили структуру, состав, способы комплектования вооруженных сил, а также ее численность. Такая ситуация привела к тому, что приходиться по новому решать вопросы, которые связаны с мобилизационным развертыванием войск, подготовкой и накоплением военно-обученных резервов, которые необходимы для покрытия мобилизационных потребностей Вооруженных Сил и восполнения потерь [1].
Для решения проблемы о проведении призыва на военную службу по мобилизации, в РФ имеется ряд нормативно-правовых актов, которые регламентируют проведение данного мероприятия, в частности это: Федеральные законы: « О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации », «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе». По положениям российского законодательства призыву в связи с мобилизацией подлежат граждане, находящиеся в запасе, которые не имеют права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации. А те граждане, которые в запасе и не были призваны на военную службу по мобилизации, могут направляться на должности гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.
Следует отметить, что призыву при мобилизации не подлежат те лица, которые имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение ими тяжкого преступления. После того, как было объявлено о проведении мобилизации, действующие военнослужащие продолжают проходить военную службу, за исключением военнослужащих женского пола, которые имеют детей в возрасте до 16 лет [2].
Остановимся на порядке организации призыва. Для своевременного перевода вооруженных сил на положение военного времени, находящиеся в запасе граждане заблаговременно приписываются к воинским частям. Граждане, которые приписаны к воинским частям (предназначенные в специальные формирования) для прохождения военной службы в период военное время, мобилизуются на военную службу в следующих случаях. Во-первых, когда осуществляются мероприятия по переводу воинских частей, к которым они приписаны, на организацию и состав военного времени. Во-вторых, при создании специальных формирований. Данный призыв по мобилизации осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан. Данная комиссии образуется в субъекте Российской Федерации, районе, городе без районного деления или ином муниципальном (административно-территориальном) образовании.
Порядок создания, деятельности данной комиссии, сам порядок призыва граждан, которые приписаны к воинским частям для несения военной службы в военное время и направление граждан на должности гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
После того, как было объявлено о мобилизации граждане, которые подлежат призыву на военную службу, должны в сроки, которые оговорены в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов явиться на сборные пункты. Состоящим же на учете гражданам после объявления мобилизации запрещается выезжать с места жительства без разрешения военных комиссариатов.
В период мобилизации также действует система предоставления отсрочек от призыва на военную службу по мобилизации. Данная отсрочка предоставляется следующей категории лиц. Во-первых, забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Во-вторых, лицам, которые были признаны временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, срок отсрочки в данном случае не должен превышать 6 месяцев. В-третьих, лицам, которые осуществляют постоянный уход родственниками первой линии родства, усыновителем, либо являющимися инвалидами I группы, а также за членами семьи, которым не исполнилось на день мобилизации 16 лет, при отсутствии других лиц, которые обязаны по закону содержать указанных граждан. В-четвертых, лицам, которые имеют на иждивении четырех и более детей (гражданам женского пола - одного ребенка). В-пятых, лицам, матери которых за исключением их имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа. В-шестых, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы. Кроме того, отсрочка может быть предоставлена указом Президента Российской Федерации [3]. Так же в период проведения мобилизации существует такое понятие как «бронирование граждан, пребывающих в запасе». Данная деятельность заключается в обеспечении трудовыми ресурсами из числа граждан, пребывающих в запасе. Такие работы по «бронированию» осуществляется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и действующим федеральным законодательством, регулирующим отношения в данной сфере.
Основной задачей бронирования граждан выступает закрепление квалифицированных специалистов и распределение их в действующие части Вооруженных Сил. Категория таких граждан освобождается от призыва в военное время. Срок освобождения составляет срок действия предоставленной отсрочки. Бронирование граждан, которые находятся в запасе, происходит на основе потребности трудовыми ресурсами на период мобилизации и в военное время. К примеру, такие граждане могут привлекаться для выполнения особого мобилизационного задания или заданий связанных с обеспечением жизнедеятельности населения. Бронирование граждан, которые находятся в запасе, состоит из ряда мероприятий. Бронирование осуществляется с учетом граждан, находящихся в запасе по месту их работы либо учебы. Определяется численность руководителей, специалистов высококвалифицированных рабочих и служащих из числа граждан, пребывающих в запасе, которая необходима в период мобилизации и в военное время, затем оформляются соответствующие документы на забронированных граждан, которые имеют право на отсрочку и осуществляется постановка данных лиц на специальный воинский учет, ведение данного учета осуществляется в отделе военного комиссариата по месту их жительства[4]. Так же важным мероприятием по бронирования является анализ обеспеченности трудовыми ресурсами организаций из числа граждан, которые пребывают в запасе. Такая работа возложена на Межведомственную комиссию по вопросам бронирования граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе [5].
Таким образом, можно сказать, что мобилизация - это исторически сложившийся комплекс мероприятий, направленных на перевод на военное положение Вооруженных сил, экономики и государственных институтов страны. Мобилизация начала применяться с созданием массовых армий и ведением крупномасштабных войн. В связи с этим встает вопрос: целесообразно ли проводить мобилизационную подготовку, требующую больших денежных расходов, если отсутствует реальная угроза глобальной войны наличия достаточного времени (2-3 года) на подготовку к войне в ходе постепенного обострения международных отношений.
На сегодняшний день проведенные расчеты и практика показывают, что даже при локальных войнах мобилизационная напряженность будет иметь существенное значение, а мобилизационная подготовка потребует более 2 – 3 лет. В тоже время считаем, что следует учитывать, с одной стороны, снижение вероятности наступления крупномасштабной войны, поскольку международная обстановка относительно благоприятна, также сдерживающим фактором выступает наличие стратегических ядерных сил, системой коллективной безопасности, а с другой стороны, нельзя не отметить ограниченность бюджета по военным расходам в мирное время. Все это требует пересмотра системы мобилизационной подготовки. Не случайно, проводимая комплексная военная реформа выступает важнейшей задачей оборонной обороной политики Российской Федерации, предусматривающей новые разработки в области мобилизационной подготовки национальной экономики и государства. Хотелось бы в подтверждение этому, привести слова Министра обороны Российской Федерации, который отметил, что необходимо признать, что российская мобилизационная система находиться в руинах, здесь следует навести должный порядок, опираясь на мировой опыт в области военного строительства, что позволить сформировать отлаженную мобилизационная инфраструктура государства, которая позволит повысить качество обороны, при которой возможно будет идти на сокращение численности армии и отучить кого-либо на мировой арене от мысли о возможной агрессии против России [6]. Стоит согласиться с тем, что в период существования СССР система органов мобилизационной подготовки, охватывающая Госплан СССР, Генеральный штаб Вооруженных Сил СССР, союзные и республиканские министерства и ведомства, территориальные и другие органы в совокупности с мощнейшими ВПК и жестко централизованным государственным управлением на высшем уровне обеспечивали мобилизационную подготовку.
На сегодняшний, существующая ранее система находиться в разрушенном состоянии, поскольку множество предприятий находиться в руках частой собственности. Получает популярность принцип комплектования должностей рядового и сержантского состава Вооруженных Сил на основе добровольного приема граждан на военную службу по контракту, в России все большее распространение получают иностранные фирмы, которые не учитывающие в своей деятельности мобилизационные нужды страны и т.д.[7].
Следуя мнению С.В. Кондратьева, главной задачей на сегодня в перестройке обороны нашей страны является наведение порядка в системе мобилизационных ресурсов, а именно в учете, подготовке и переподготовке призывников, правильных расчетов, накопление необходимых запасов боевой техники, боеприпасов, продовольствия, разработки четких планов мобилизационного развертывания и т.п. Данная задача является нелегкой, если учесть то, что приватизация и переход на рыночные отношения достаточно сильно ослабили отлаженную систему при строгом руководстве со стороны государства [8].
Таким образом, сегодня Российская Федерации не в состоянии содержать в мирное время с экономической стороны армию большой численности, способную решать задачи в войне обычными средствами, поэтому считаем главнейшей необходимость создать условия для своевременного наращивания боевой мощи российских Вооруженных Сил за счет привлечения стратегических резервов. Поэтому рассмотрение вопросов создания и использования стратегических резервов требуют большой проработки, не только с практической, но и с теоретической стороны. Стратегические резервы должны быть созданы заблаговременно, то есть в период мирного времени. Кроме того, без налаженной подготовки мобилизационных ресурсов в достаточном количестве в мирное время трудно надеяться на возможность формирования в военное время резервов, которые смогут обеспечить стратегическое развертывание Вооруженных Сил, усилий в ходе войны и минимизации потерь. Важнейшими факторами, которые влиять на ход и результаты войны есть и будут – это преждевременное накопление и подготовка данных резервов, а также умелое их применение. Успешное же решение проблемы в данной области при имеющихся на сегодняшний день условий предполагает глубокое изучение и творческое использование теоретического и практического опыта.
В настоящее время имеется законодательно закрепленное определение национальной безопасности, а именно - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
В соответствии с данным определением, характером угроз и средств их воздействия на объекты национальной безопасности можно вывести понятие военной безопасности, то есть состояние защищенности жизненно важных интересов государства, общества и личности от военных угроз.
В данном определении понятие состояния защищенности отражает две основные функции обеспечения военной безопасности, в частности: успешная защита страны от военного нападения в случае его совершения; сдерживание от военных нападений агрессоров. В связи с этим, подготовка страны к войне складывается из следующих мероприятий: поддержание ВС РФ на необходимом численном уровне, высокой готовности, обученности и передовой оснащенности; незамедлительной подготовки к стратегическому развертыванию Вооруженных Сил, составляющей которой является их мобилизационное развертывание в случае военной агрессии; а также способности осуществлять военные действия необходимой длительности. Эти направления подготовки к войне еще раз подчеркивают важность затронутых в данной работе проблем.
[1] Харкевич Л.А. Вопросы осуществления мобилизационной подготовки в современных условиях/ Л.А. Харкевич// Вестник Тамбовского государственного университета – 2012. – № 4. – Том 9. – С.782.
[2] О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации: Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ (ред. от 05.04.2013)// Собрание законодательства РФ. – 1997. – №9. – Ст. 1014.
[3] О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации: Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ (ред. от 05.04.2013)// Собрание законодательства РФ. – 1997. – №9. – Ст. 1014.
[4] Гаврюшенко П.И. Место мобилизации вооруженных сил в системе общей мобилизации и безопасности Российской Федерации/ П.И. Гаврюшенко// Право в вооруженных силах. – 2013. – № 5 (155). – С. 26.
[5] Бакович М.Н. Создание мобилизационного людского резерва./ М.Н.Бакович//Право в вооруженных силах. – 2013.– №8(194). – С.70.
[6] Масюк В.Г. Основы обороны государства и военной службы: учебник для вузов /В.Г. Масюк, А.В. Сухарев, Б.Н. Четвертов// Москва: Академия. – 2013. – С.143.
[7] Беспалов В.В. Исторический опыт становления и развития(эволюции) государственного и военного управления России в период с 1917 – до середины 1960-х годов: монография/ В.В. Беспалов. – Москва: Издательство Современного гуманитарного университета, 2012. – С. 237.
[8] Кожемякин А.Г. Основные направления реформирования системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов новых социально-экономических условиях развития Российской федерации./А.Г Кожемякин, С.В. Кондратьев// Стратегическая стабильность. – 2013. – №3. – С.34.
|