В связи с изменением социально-экономического, культурного и политического уклада, в нашей стране стал меняться и характер государственного управления экономическими отношениями. Это управление экономикой и ее отраслей все больше приобретает характер общего регулирования.
Проблема соотношений двух понятий: государственного управления и государственного (административно-правового) регулирования имеет давнюю историю. Это связано, прежде всего, с существованием в науке двух противоположных теорий к участию государства в управлении экономическими процессами: классическая и кейнсианская.
С позиций сторонников классической теории, рынок самостоятельно обеспечивает равенство спроса и предложения, что автоматически не допускает негативных последствий в функционировании рыночного механизма, как то нарушения в экономике, инфляцию, безработицу и др.
Приверженцы же кейсианской теории вполне разумно обосновывают объективную необходимость государственного регулирования экономическими процессами[1]. Однако следует обратить внимание, что в развитых странах мира отсутствуют «чистые» модели государственного управления экономикой. Мировой опыт показывает, что без вмешательства государства в экономику, она не может нормально функционировать и иметь социальную направленность.
Определяя понятия «государственное управление» и «государственное регулирование», обратимся к истории. Государственное управление экономикой предполагает прямое вмешательство органов исполнительной власти в деятельность хозяйствующих субъектов, непосредственное руководство путем оперативно-распорядительных действий, выражающиеся в том, что государство берет на себя функции прогнозирования, планирования, организации хозяйственной деятельности субъектов и контроль над ее эффективным осуществлением.
В таком понимании государственное управлении было свойственно СССР, где экономика основывалась на государственной собственности на средства производства. В подобных условиях управление предприятиями возлагалось на специальные органы управления экономикой. Это влекло за собой создание громоздких общесоюзной и республиканской системы управления, дублирование функций различных органов, как по вертикали, так и по горизонтали, затягиванию принятия решений, лишнюю перестраховку. Подобное негативно сказывалось на экономике страны в целом.
В меняющихся условиях и перехода к новой системе хозяйствования в экономике произошли также значительные изменения. Разнообразие форм собственности, свобода предпринимательской деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, новые границы для осуществления внешнеэкономической деятельности привели к появлению значительного частного сектора экономики, оживлению товарооборота, появлению конкуренции, свободного рыночного ценообразования, осложнения экономической инфраструктуры, значительной информатизации экономической деятельности.
Изменение структуры собственности, пишет А.П. Алехин приводит к изменению структуры государственного управления. Это требует постепенного перехода от государственного управления экономикой к государственному регулированию экономических процессов[2]. Специфика государственного регулирования заключается в том, что главной целью этой деятельности является исполнения законов, т. е. претворение в жизнь нормативных предписаний.
Понятие «государственное управление» уже не связывается с термином «административное подчинение», а является более многогранным и выражается в таких формах, как регулирование, координация, содействие и ряд других. Задача современного российского государства, по мнению А. И. Каплунова, применять такие рычаги воздействия, которые бы помогали, а не мешали нормальному развитию рыночных отношений[3].
В связи с этим на передний план вынесена проблема, связанная с государственным регулированием экономических отношений. Предметом государственного регулирования экономики выступают различные правоотношения в области управления государственной собственностью, разработкой и реализацией разнообразных программ в области экономического, социального, технического, научного, экологического развития нашей страны и отдельных ее субъектов.
В свою очередь экономическая сфера является важнейшим предметом административно-правового регулирования. Главное место в регулировании экономических отношений, наряду с другими отраслями права, отдается административному праву. В месте с тем, следует подчеркнуть, что основы в управлении экономикой, закреплены в Конституции РФ. В частности, в статье 8 Конституции РФ закреплено положение, в соответствии с которым в России признаются и равным образом защищаются государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности. Также предусматривается, что в государстве гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Конституция РФ устанавливает главные положения роли государства в определении политики экономического развития.
В наши дни пересмотрена роль государства в отношении влияния на экономику, что, на мой взгляд, является оправданным. Каждое государство должно влиять на потребление и распределение ресурсов, управлять экономическими процессами, что, в свою очередь, является сферой реализации государством исполнительной власти.
Современный этап становления нашего государства характеризуется укреплением экономических отношений нового типа. Важнейшая задача государства - обеспечить постоянный положительный рост экономики с учетом общемировых тенденций. Это необходимо осуществлять за счет развития высоких технологий, повышения конкурентоспособности отечественной продукции, усовершенствования механизмов бюджетного, налогового и таможенного регулирования, обеспечения эффективности государственных вложений в развитие наиболее важных отраслей экономики. Обеспечить высокие результаты экономического развития государства не добиться без целенаправленного государственного регулирования, основанного на достижении компромисса интересов государства и общества в лице частных предпринимателей, среднего и малого бизнеса.
В области управления экономикой произошел закономерный отказ от всеохватывающего использования прямых административно-командных методов. В последние годы все чаще стали использоваться косвенные методы, основанные на экономическом воздействии на хозяйствующих субъектов и выражающиеся главным образом, в развитии государственно – партнерских договорных отношений между органами исполнительной власти и органами управления негосударственных организаций, с коммерческими банками; создание экономических стимулов для организаций, выполняющих государственный заказ; льготное банковское кредитование, налогообложение. Тем не менее должны оставаться отрасли, в которых использование первого метода должно быть главенствующим. Это оборона, безопасность, атомная энергетика, связь и т.д. Вместе с тем это ни в коем мере не исключает активного взаимодействия указанных выше методов.
Россия, проводя экономическую реформу в пользу рыночной самостоятельности, также уделяет много внимания регулированию экономическими отношениями. Так, в разработанной по поручению Президента РФ в 2008 г. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года сформулированы основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода; цели, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике и ее управлении и регулировании[4].
Переход к рыночному механизму регулирования экономических отношений в нашей стране, предполагает последовательное углубление правового влияния на экономические процессы, расширение сферы применения общегосударственных программ развития экономики, приватизации государственной и муниципальной собственности, демонополизации, конкуренции, безотходных технологий, экологизации общественного производства.
Важное значение придается поиску рациональных форм организации экономики, ее отраслей и комплексов, увеличению темпов предпринимательства, стимулированию научно-технического прогресса, внедрению новых технологий, повышению эффективности инвестиционной и внешнеэкономической деятельности. На сегодняшний день доля государственной собственности в экономики уменьшается, и важное положение в экономике нашей страны занимают негосударственные хозяйствующие субъекты, не находящиеся, как раньше, в прямом административном подчинении у государственных органов.
Государственное (административно-правовое) регулирование можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком государственное регулирование можно определить как установление государством общих правил поведения участников общественных отношений и их корректировка, в зависимости от изменяющихся условий. Его субъектами могут быть законодательные органы, органы исполнительной власти, определенное влияние на урегулированные отношения оказывают и судебные органы. В узком смысле слова государственное регулирование - это одна из функций государственного управления. Суть ее состоит в правовом регулировании, т.е. в установлении определенных правил (норм), которыми должны руководствоваться хозяйствующие субъекты (причем как государственные, так и негосударственные). Кроме того, эта функция может выражаться и в форме государственной поддержки, оказываемой данным субъектам.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что осуществляемое государством в отношении рассматриваемых хозяйствующих субъектов административно-правовое регулирование, можно рассматривать в качестве главной управленческой функции, включающей в себя, как правовое регулирование, так и практическую деятельность органов исполнительной власти по управлению государственным сектором экономики, оказанию государственных услуг, контролю и надзору за законностью в предпринимательской деятельности, соблюдению всеми хозяйствующими субъектами прав и обязанностей.
[1] Гусейнов Р.М. Экономическая теория: учебник / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2011. - С. 15.
[2] Алехин, А. П. Административное право РФ : учебник / П. А. Алехин, А. А. Кармолицкий. - М. : Зерцало-М, 2012. - С. 456.
[3] Каплунов А.И. Административное право России: учебник / Под общ. ред. А.И. Каплунова. - М. : ДКО МВД России, 2011. - С. 508.
[4] Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (в ред. от 8 августа 2009 г.) // СЗ РФ. - 2008. - № 47. – Ст. 5489; СЗ РФ. - 2009. - № 33. – Ст. 4127.
|