Экономические отношения регулируются большим числом правовых актов. Многоплановость и своеобразие отношений в сфере экономики предполагает проблему их правового регулирования.
Основой правового регулирования экономических отношений в России является Конституция РФ. В частности ст. 71 устанавливает, что в ведении РФ находится управление федеральной государственной собственностью; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития государства; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное регулирование; денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; внешнеэкономические отношения РФ; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; определение статуса и защита исключительной экономической зоны; официальный статистический и бухгалтерский учет.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: вопросы владения, пользования и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; координация внешнеэкономических связей.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. В Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств[1]. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Государство не только имеет право осуществлять государственное регулирование экономики, но и обязано это делать, что закреплено в Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятой 12 декабря 1974 года на пленарном заседании 29-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В соответствии со ст. 7 Хартии «каждое государство несет основную ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа. С этой целью каждое государство имеет право и несет ответственность за выбор целей и средств развития, полную мобилизацию и использование своих ресурсов, осуществление прогрессивных экономических и социальных реформ, а также обеспечение полного участия своего народа в процессе и выгодах развития. Все государства обязаны, индивидуально и совместно, сотрудничать, с тем чтобы устранять препятствия, которые мешают такой мобилизации и использованию»[2].
Административно-правовую основу в области регулирования экономики в первые десятилетия после распада СССР составляли множество нормативных правовых актов. Однако первоначально данные отношения регулировались преимущественно Указами Президента, впоследствии регулирование данных отношений стало фиксироваться в федеральных законах, которые полностью изменили экономические отношения в государстве, затронули все сферы жизни общества, и самое главное произошли значительные изменения в организации управления экономикой.
К числу основных нормативных правовых актов, положивших начало кардинальным изменениям в нашей стране, следует отнести: Законы РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 года[3]; Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 3 июля 1991[4]; Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР от 26 июня 1991 года»[5]; «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 4 июля 1991 года в текущей редакции от 16 октября 2012 года[6]; Закон РСФСР «О защите прав потребителей» 7 февраля 1992 года[7]; «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года[8].
Большое значение в развитие экономики России в переходный период имело также правовое регулирование экономических отношений со странами СНГ. В этой связи был принят Федеральный закон от 8 июля 1996 года «О ратификации Соглашения о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза[9]» и Федеральный закон от 22 марта 2001 года «О ратификации соглашения между РФ и республикой Беларусь о введении единой денежной единицы, формирования единого эмиссионного центра союзного государства[10]».
В государственном регулировании отношений в сфере экономики принимают участие различные отрасли права, в том числе гражданское, административное, предпринимательское, экологическое, финансовое, налоговое, бюджетное, трудовое, информационное и др.
Административное право занимает свое собственное положение в процессе регулирования экономики. Задачами административного права как отрасли российского права является создание организационно-правовой сферы для эффективного влияние государства на успешное развитие всех отраслей народного хозяйства, обеспечение экономической безопасности личности, общества и государства. В связи с этим основными задачами административно-правового регулирования являются: построить правовой механизм воздействия государства на развитие экономики в интересах всего общества и каждого его члена, гарантировать такую свободу экономической деятельности, которая способствовала бы росту общественного производства, укреплению экономического и оборонного потенциала страны и в конечном итоге защите прав человека и гражданина.
В своей деятельности органы исполнительной власти, осуществляющие управление экономикой, руководствуются Конституцией РФ и федеральными законами. Немаловажное значение в процессе административно-правового регулирования отношений в сфере экономики играют подзаконные акты Президента РФ и Правительства РФ.
Правовые нормы, регламентирующие отношения в экономической сфере, занимают значительное место в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации[11]», в Федеральных законах от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества[12]», от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей[13]», от 21 июля 1997 года «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним[14]», от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)[15]», от 14 ноября 2002 года «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях[16]», от 5 марта 1999 года «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг[17]», от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности[18]», от 27 декабря 2002 года; «О техническом регулировании[19]», от 8 декабря 2003 года «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности[20]» и во многих других. Особое значение в сфере административно-правового регулирования экономической деятельности имеют Земельный[21], Лесной[22], Водный[23], Градостроительный[24], Налоговый[25], Бюджетный[26], Таможенный[27], Жилищный[28] кодексы РФ, Федеральные законы от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды»[29], от 2 января 2000 года «О качестве и безопасности пищевых продуктов»[30], от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»[31].
Важную роль в сфере административно-правового регулирования экономики призван играть КоАП РФ, предусматривающий административную ответственность физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц за административные правонарушения в конкретных отраслях народного хозяйства страны[32].
Правовое регулирование в сфере экономики включает также систему подзаконных нормативных правовых актов федеральных министерств и органов исполнительной власти субъектов РФ, ведающих вопросами управления в указанной сфере.
Значительное место в сфере государственного регулирования экономики принадлежит гражданскому праву, В частности, в ГК РФ закреплено правовое положение субъектов предпринимательской деятельности и их организационно-правовые формы; право собственности и его защита; основные договоры в хозяйственной деятельности; основания возникновения обязательств; роль и значение исковой давности в экономической сфере деятельности; формы расчетов между хозяйствующими субъектами и их правовое регулирование[33].
Важное значение в области государственного регулирования экономики принадлежит международному праву. При этом особую роль играет заключение многосторонних международных соглашений. В качестве примера универсального многостороннего договора можно привести Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года[34], а также очень популярные многосторонние соглашение по сырьевым тарифам. Роль многосторонних международных соглашений и договоров существенна, однако в большинстве случаев международное экономическое сотрудничество осуществляется в рамках двухсторонних международных соглашений.
Огромное значение в формировании норм международного права в экономической сфере отводится специальным видам международных договоров. Это договоры о мореплавании, о торговли и т. д. Особенность этих договоров заключается в том, что в них закрепляется, как правило, определенный вид торгово-экономического режима во взаимоотношениях между государствами и их физическими и юридическими лицами.
Множество рекомендаций, относящимся к вопросам экономического сотрудничества принимается органами ООН, а также организациями, входящими в систему ООН. Генеральная Ассамблея ООН приняла такие основополагающие акты, как вышеупомянутая Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 года, Декларация о Новом международном экономическом порядке и программа действия по установлению Нового международного экономического порядка 1974 года[35]. В этих документах провозглашаются недискриминационные, взаимовыгодные основы экономического сотрудничества.
Важным документом для международного права в области экономического сотрудничества является раздел «Экономическое сотрудничество» в Парижской хартии для новой Европы 1990 года[36].
Таким образом, в России создана определенная правовая основа в области государственного регулирования во всех областях жизни общества и государства, и в частности в сфере экономики в целом и отдельных отраслей народного хозяйства. К тому же весомая роль принадлежит международному праву для установления и развития взаимовыгодных экономических связей, оказании большой помощи российскому предпринимательству при выходе на иностранные рынки, гарантировании условий, необходимых для равноправного и недискриминационного торгового обмена с иностранными партнерами и создания благоприятного климата в международном экономическом сотрудничестве.
[1] Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
[2] Хартия экономических прав и обязанностей государств от 12 декабря 1974 // Действующее международное право. Т. 3.- М. : Московский независимый институт международного права. - 1997. - С. 135 - 145.
[3] Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 года // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1990. - № 30. - Ст. 418.
[4] Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 3 июля 1991 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. - № 27. - Ст. 927.
[5] Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 года // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. - № 29. - Ст. 1005.
[6] Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 4 июля 1991 года // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. - № 28. - Ст. 959.
[7] Закон РСФСР «О защите прав потребителей» 7 февраля 1992 года (в ред. от 1 июля 2014 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. - № 15. - Ст. 766; СЗ РФ. – 2014. - № 19. - Ст. 2317.
[8] Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года (в ред. 26 июля 2006 г.) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. - № 16. - Ст. 499; СЗ РФ. – 2006. - № 31 (Ч. 1). - Ст. 3434.
[9] Федеральный закон «О ратификации Соглашения о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза» от 8 июля 1996 года // СЗ РФ. – 1996. - № 28. - Ст. 3352.
[10] Федеральный закон «О ратификации соглашения между РФ и республикой Беларусь о введении единой денежной единицы, формирования единого эмиссионного центра союзного государства» от 22 марта 2001 года // СЗ РФ. – 2001. - № 13. – Ст. 1139.
[11] Федеральный конституционный закон « О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 г. (в ред. от 12 марта 2014 г.) // СЗ РФ. – 1997. - № 51. - Ст. 5712; СЗ РФ. - 2014. - № 11. – Ст. 1088.
[12] Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. (в ред. от 6 апреля 2015 г.) // СЗ РФ. – 2002. - № 4. – Ст. 251; СЗ РФ. – 2015. - № 14. – Ст. 2022.
[13] Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. (в ред. от 30 марта 2015 г.) // СЗ РФ. – 2001. - № 33 (Ч. 1). – Ст. 3431; СЗ РФ. – 2015. - № 13. – Ст. 1811.
[14] Федеральный закон N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. (в ред. от 6 апреля 2015 г.) // СЗ РФ. – 1997. - № 30. – Ст. 3594; СЗ РФ. – 2015. - № 14. – Ст. 2022.
[15] Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. (в ред. от 29 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. – 2002. - № 43. – Ст. 4190; СЗ РФ. – 2015. - № 1 (Ч. 1). – Ст. 35.
[16] Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. (в ред. от 4 ноября 2014 г.) // СЗ РФ. – 2002. - № 48. – Ст. 4746; СЗ РФ. – 2014. - № 45. - Ст. 6147.
[17] Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999 г. (в ред. от 23 июля 2013 г.) // СЗ РФ. – 1999. - № 10. – Ст. 1163; СЗ РФ. – 2013. - № 30. – Ст. – 4084.
[18] Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. (в ред. от 29 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. – 2001. - № 33. – Ст. 3430; СЗ РФ. – 2011. - № 1. – Ст. 34.
[19] Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. (в ред. от 20 апреля 2015 г.) // СЗ РФ. – 2002. - № 52. – Ст. 5140; СЗ РФ. – 2015. - № 17. – Ст. 2477.
[20] Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. (в ред. от 10 февраля 1999 г.) // СЗ РФ. – 1995 г. - № 42. - Ст. 3923; СЗ РФ. – 1999. - № 7. – Ст. 879.
[21] Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. (в ред. от 20 апреля 2015 г.) // СЗ РФ. – 2001. - № 44. – Ст. 4147; СЗ РФ. – 2015. - № 15. - Ст. 2477.
[22] Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. (в ред. от 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ. – 2006. - № 50. – Ст. 5278; СЗ РФ. – 2014. - № 30 (Ч. 1). - Ст. 4251.
[23] Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. (в ред. от 31 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. – 2006. - № 23. - Ст. 2381; СЗ РФ. – 2015. - № 35. - Ст. 5622.
[24] Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. (в ред. от 20 апреля 2015 г.) // СЗ РФ. – 2004. - № 1 (Ч. 1). – Ст. 16; СЗ РФ. – 2015. – № 17. (Ч. 1). – Ст. 2477.
[25] Налоговый кодекс РФ Часть первая от 31 июля 1998 г. (в ред. от 8 июня 2015 г.) // Российская газета. – 1998. - № 148-149; Российская газета. – 2015. - № 124.
[26] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. (в ред. от 8 марта 2015 г.) // СЗ РФ. – 1998. - № 31. – Ст. 3823; СЗ РФ. – 2015. - № 10. – Ст. 1395.
[27] Таможенный кодекс Таможенного союза от 2 июня 2010 г. // СЗ РФ. – 2010. - № 50. – Ст. 6615.
[28] Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. (в ред. от 31 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. – 2004. - № 1 (Ч. 1). – Ст. 14; СЗ РФ. – 2015. - № 1 (Ч. 1). – Ст. 52.
[29] Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. (в ред. от 29 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. – 2002. - № 2. – Ст. 133; СЗ РФ. – 2015. - № 1 (Ч. 1). – Ст. 133.
[30] Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 г. (в ред. от 31 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. – 2000. - № 2. – Ст. 150; СЗ РФ. – 2015. - № 1 (Ч. 1). – Ст. 85.
[31] Федеральный закон О» санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. (в ред. от 29 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. – 1999. - № 40. – Ст. 1650; СЗ РФ. – 2015. - № 1 (Ч. 1). – Ст. 11.
[32] Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. (в ред. от 6 апреля 2015 г.) // СЗ РФ. – 2002. - № 1. – Ст. 1; СЗ РФ. - 2015. - № 14. – Ст. 2021.
[33] Гражданский кодекс РФ. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. (в ред. от 6 марта 2015 г.) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. – Ст. 3301; СЗ РФ. - 2015. - № 14. – Ст. 2020.
[34] Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) от 30 октября 1947 г. Соглашение вступило в силу с 1 января 1948 г. //(электронный ресурс) Информационно-правовой портал Гарант. ру.
[35] Декларация об установлении нового международного экономического порядка. Принята резолюцией 3201 (S-VI) Генеральной Ассамблеи ООН от 1 мая 1974 г. Ганюшкина Е. Б. - Международное право и международные организации. - 2012. - № 1. - С. 45.
[36] Парижская хартия для новой Европы / Действующее международное право. Т. 1.- М. : Московский независимый институт международного права. - 1996. - С. 42 - 54.
|