Понедельник, 25.11.2024, 19:38
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Аппарат Правительства РФ: история создания, принципы организации и деятельности

Впервые в советской истории орган, обладающий названными функциями, был создан в 1979 году: нормами ст. 34 Закона РСФСР от 3 августа 1979 года «О Совете министров РСФСР» было установлено, что аппаратом правительства РСФСР, осуществляющим подготовку вопросов для рассмотрения в Совете министров РСФСР и обеспечивающим систематическую проверку исполнения решений партии и правительства, является Управление делами Совета министров РСФСР, состоящее из отделов и иных структурных подразделений. Аппарат Правительства РСФСР возглавлял управляющий делами Совета министров РСФСР, который в установленном порядке включался в состав Совета министров РСФСР. Впоследствии Указом Президента РСФСР от 19 июля 1991 года № 13 «Об Администрации Президента РСФСР» было образовано Управление делами Администрации президента РСФСР (на базе Управления делами Совета министров РСФСР). Положением об Управлении делами Администрации президента РСФСР, утвержденным Распоряжением Президента РСФСР от 7 сентября 1991 года № 36-рп «Вопросы управления делами администрации Президента РСФСР», было установлено, что Управление делами выполняет функции рабочего аппарата Президента РСФСР и Совета министров РСФСР.

Указом от 6 ноября 1991 года № 172 «Об организации работы Правительства РСФСР в условиях экономической реформы» Президент РСФСР постановил сформировать Аппарат Правительства РСФСР на базе отраслевых отделов Управления делами Администрации президента РСФСР, аппаратов председателя Совета министров РСФСР и заместителей председателя Совета министров РСФСР и включить аппарат правительства РСФСР в качестве самостоятельного структурного подразделения в Администрацию президента РСФСР. Данный пункт Указа утратил силу в связи с принятием Указа Президента РФ от 4 февраля 1993 года № 180 «Вопросы Совета Министров - Правительства Российской Федерации», который на сегодняшний день официально не отменён (ни Указом Президента РФ, ни, например, Постановлением Правительства РФ), но считается фактически утратившим силу в связи с 28 июня 2005 года в связи с изданием названного выше Указа Президента РФ от 28 июня 2005 года № 736.

Законом РФ от 22 декабря 1992 года № 4174-I «О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации» установлено, что для обеспечения деятельности Совета министров действует Аппарат Совета министров - Правительства Российской Федерации. Положениями с. 32 данного закона было установлено, что Аппарат Совета Министров возглавляет Руководитель, которых назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Совета Министров РФ. Права, обязанности и ответственность работников Аппарата Правительства РФ определялись в соответствии с Положением об Аппарате Правительства РФ, утвержденным Советом Министров РФ. Структура, штаты, размер оплаты труда и условия материально - бытового обеспечения работников Аппарата Правительства РФ, а также расходы на его содержание определяются Председателем Правительства РФ в пределах расходов федерального бюджета на содержание Правительства РФ, утверждались Верховным Советом РФ. Руководители основных структурных подразделений Аппарата Совета Министров РФ назначались на должность и освобождались от должности Советом Министров РФ по представлению Руководителя Аппарата Совета Министров РФ.

ФКЗ РФ от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (по сост. на 03.03.12) установлено, что для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых правительством РФ, образуется Аппарат правительства РФ. А наш взгляд, одной статьи в законе явно недостаточно - особенно с учётом незначительности её объёма: в тексте анализируемого ФКЗ РФ только одна (единственная) статья посвящена Аппарату Правительства РФ (ст. 47). В которой, кроме цели создания Аппарата Правительства РФ, речь идет только о том, что Аппарат Правительства РФ взаимодействует с Администрацией Президента РФ и аппаратами палат Федерального Собрания. Согласно ч. 3 данной статьи, Аппарат Правительства РФ возглавляет Руководитель Аппарата Правительства РФ - Заместитель Председателя Правительства РФ или федеральный министр. Положение об Аппарате Правительства РФ утверждается Правительством РФ. А финансирование расходов на содержание Аппарата Правительства РФ производится в пределах расходов на содержание Правительства РФ.

На сегодняшний день в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 года № 260 (ред. от 17.12.2012) «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» (ред. 01.03.2013), Аппарат Правительства РФ - государственный орган, образованный для обеспечения деятельности Правительства РФ и председателя Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством РФ решений. Нам представляет интересной общая характеристика Аппарата Правительства РФ, представленная Волковым А.М. и Лютягиной Е.А. в статье «Аппарат Правительства Российской Федерации как орган публичной администрации».

В разное время работой Аппарата Правительства РФ руководили: Головков Алексей Леонардович (с 11 ноября 1991 по 10 января 1993 года); Квасов Владимир Петрович (с 10 января 1993 по 15 ноября 1994 года); Бабичев Владимир Степанович (с 15 ноября 1994 по 14 сентября 1998 года); Зубаков Юрий Антонович (с 14 сентября 1998 по 25 мая 1999 года); Черненко Андрей Григорьевич (с 25 мая 1999 по 19 августа 1999 года); Козак Дмитрий Николаевич (с 19 августа 1999 по 18 мая 2000 года, с 9 марта 2004 по 13 сентября 2004 года); Шувалов Игорь Иванович (с 18 мая 2000 по 28 мая 2003 года); Мерзликин Константин Эдуардович (с 28 мая 2003 по 25 февраля 2004 года); Нарышкин Сергей Евгеньевич (с 13 сентября 2004 по 12 мая 2008 года); Собянин Сергей Семёнович (с 12 мая 2008 по 21 октября 2010 года); Володин Вячеслав Викторович (с 21 октября 2010 по 27 декабря 2011 года); Вайно Антон Эдуардович (с 27 декабря 2011 по 21 мая 2012 года). Самое продолжительное время пост руководителя Аппарата Правительства России занимал В.С. Бабичев - 1399 дней; всего на 2 меньше длился срок пребывания на этой должности у С.Е. Нарышкина - 1337 дней. Самое короткое пребывание на этом посту было у А.Г. Черненко - 86 дней.

Указом Президента РФ от 27 декабря 2011 года № 1688 «О Заместителе Председателя Правительства Российской Федерации» заместителем Председателя РФ был назначен Сурков Владислав Юрьевич. Указом Президента РФ от 21 мая 2012 года № 638 «О Заместителе Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителе Аппарата Правительства Российской Федерации» он был назначен Руководителем Аппарата Правительства РФ. А с 13 августа прошлого года на него была возложена дополнительная нагрузка: «помимо инноваций, массмедиа, юстиции, работы с судами и прокуратурой, он будет также курировать взаимодействие с религиозными организациями». Комментируя данное назначение, заместитель председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций С.П. Обухов, сказал: «Сурков - незаурядный чиновник. Он способен не только выполнять приказы, но и проявлять творческий, нестандартный подход к работе. А поэтому расширение его круга обязанностей означает, что государство решило вплотную заняться религиозными организациями». Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин дал свою оценку новому назначению В. Суркова: «Личность эта в современной России легендарна. Это человек очень талантливый, очень творческий, … Роль Суркова в истории России не закончена, но уже ясно, что она уникальна».

Бесспорным недостатком законодательства, регламентирующего деятельность Аппарата Правительства РФ является отсутствие в тексте упоминавшегося выше Положения «Об аппарате Правительства Российской Федерации», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 года № 260 (по сост. на 19.09.2012) закрепления принципов, положенных в основу организации и деятельности Аппарата. В п. 2 Положения указано только на то, что в своей работе Аппарат Правительства руководствуется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Регламентом Правительства РФ, а также настоящим Положением. Тем не менее, анализ норм ст. 3 ФЗК РФ «О Правительстве Российской Федерации» позволяет назвать основные принципы организации работы Аппарата Правительства РФ: - принцип верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов; - принцип народовластия; - принцип федерализма; - принцип разделения властей; - принцип ответственности; - принцип гласности; - принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Очевидно, что большинство названных принципов закреплены в тексте Конституции РФ. Так, например, принцип народовластия закреплён в ст. 3 Конституции РФ, согласно которой носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3). Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону (ч. 4 ст. 3).

Квинтэссенцией принципа федерализма являются, на наш взгляд, положения статей 71, 72, 73 и 76 Конституции РФ, закрепляющей принципы разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ. Кроме того, в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ есть прямая ссылка на форму государственного устройства: Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. И, конечно, чрезвычайно важными являются положения ст. 5 Конституции РФ, в соответствии с ч. 1 которой РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ (ч. 3 ст. 5). Согласно ч. 4 ст. 5 Конституции РФ, во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Тем не менее, республики имеют статус государств - согласно ч. 2 ст. 5, республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Примечательно, что об особом правовом статусе субъектов РФ - городов федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в данной норме не сказано ничего.

Принцип разделения властей детализирован в нормах статей 10-12 Конституции РФ. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10). Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ч. 1 ст. 11). Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11). Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).

Принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина детализирован в положениях ст. 2 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. А также в статьях 17 - 19, в соответствии с которыми в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19).

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (24.03.2017)
Просмотров: 162 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%