Административно-правовой статус как правовая категория традиционно является важнейшим институтом административного права. По общему определению под правым статусом человека понимается система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта нрава. Иными словами, правовой статус определяется как юридически закрепленное положение личности в обществе.
Следует отметить, что снижение смертности от ДТП – главная задача государства. Так, по‑прежнему много людей гибнет на пешеходных переходах: в прошлом году – более тысячи человек. Американские ученые из Мичиганского университета подсчитали, что ежегодно в мире в среднем гибнут в ДТП 18 человек на каждые 100 тыс. населения. Эксперты провели масштабное исследование и подробно проанализировали соответствующую статистику более чем 190 государств по всему миру, начиная от развивающихся стран Африки и заканчивая продвинутой Европой. Итогом работы стал рейтинг стран, от самых неблагоприятных с точки зрения ситуации на дорогах до самых безопасных. Американцы пришли к очевидному выводу, что показатели смертности в разных странах разительно отличаются друг от друга и, как правило, напрямую зависят от уровня экономического развития страны. Кошкин И.А. считает, что нужно повысить ответственность водителей за нарушение правил на пешеходных переходах.
В 2015 году отмечен рост ДТП на пешеходных переходах на 2 процента по сравнению с 2014 годом: всего нарушений – 19 779, и 1233 человека погибли. Самым распространённым происшествием с тяжёлыми последствиями остаётся выезд на встречную полосу. Наказание вплоть до лишения прав не останавливает лихачей, в результате их безответственного вождения гибнут ни в чём неповинные люди.
Правила дорожного движения в большинстве случаев требуют от водителя остановиться и пропустить пешехода, переходящего проезжую часть по нерегулируемому светофором пешеходному переходу, т.е. двигающегося перпендикулярно проезжей части. Одни считают, что в подобной ситуации водителю следует остановиться перед переходом, и тем самым любезно пригласить пешехода совершить переход. Но, тогда вам могут сделать замечание о том, что стоящий пешеход ещё не является участником дорожного движения, у него нет приоритета, и у вас нет оснований уступать ему дорогу.
А, уступать дорогу без основания — это нарушать очерёдность движения по ПДД. Другие считают, что нужно дождаться момента, когда пешеход, наконец, ступит с тротуара на проезжую часть, сделав первый практический шаг к переходу, и только с этого момента рассматривать его как участника дорожного движения, пользующегося приоритетом при движении. Остановиться и уступить пешеходу дорогу. А, до движения пешехода по зебре, возможно проехать пешеходный переход без остановки. Но, тогда вам могут сделать замечание, что вы не уступили дорогу пешеходу, который уже переходил дорогу, но не пошёл по проезжей части только потому, что вы проехали в тот момент по переходу и препятствовали ему, создавая угрозу жизни и здоровью. А, третьи считают, что водителю останавливаться не обязательно, но нужно притормозить, продолжать двигаться медленно, чтобы иметь возможность сразу нажать на тормоз и остановиться перед переходом, если пешеход решит переходить дорогу, или так и проехать без остановки, если пешеход не ступит ногой на проезжую часть. Опять, вас могут обвинить в том, что вы не уступили дорогу, т.к. не остановились. Притормаживать — это недостаточно. ПДД требует уступить дорогу, вплоть до полной остановки, если это необходимо. Вам скажут, что ваша остановка была необходима для перехода пешехода.
Можно согласиться позицией Герасименко Ю.В., который предлагает исходить из следующего: «понятию правовой статус равнозначна используемая в науке категория правовое положение, и, следовательно, они должны употребляться как синонимы, и проводить различие между ними не следует. Дополнительным доводом здесь является и то, что в действующем законодательстве эти категории употребляются как синонимы».
Епихин А.М. придерживается точки зрения: «Основными элементами правового статуса являются основные права, обязанности и ответственность, определяющие наиболее существенные, коренные отношения между обществом и его членами, государством и его гражданами. Исходным правовым институтом, определяющим права и обязанности граждан в области дорожного движения, является правоспособность. Административная правоспособность является важным юридическим свойством любого индивидуального субъекта административного права»[1].
Ученый-юрист Костиков А.А. указывает следующее: «Административно-правовая правоспособность является всеобщей, равной и неотъемлемой для любого участника дорожного движения. Вместе с тем, правоспособность собственных граждан и, например, иностранных граждан имеет естественные различия, которые обусловлены разным характером их правовой связи с государством. Эти различия проявляются, например, в том, что административно-правовая правоспособность иностранного гражданина возникает с того момента, когда он вступает в конкретные правоотношения с государством, гражданином которого он не является. Легко заметить, что это не относится к собственным гражданам, поскольку они наделяются правоспособностью с момента своего рождения»[2].
Петров С.А. придерживается точки зрения: «При общей характеристике содержания административно-правового статуса участников дорожного движения трудно оставить без внимания вопрос о роли и значении гарантий. Хорошо известно, что недостаточно провозгласить нрава и обязанности и сформулировать их в законах и иных нормативных правовых актах. Необходимо еще обеспечить их гарантиями, то есть дать возможность реального использования участниками дорожного движения предоставленных им прав и исполнения, возложенных на них обязанностей. Причем объем указанных прав и обязанностей может в зависимости от обстоятельств изменяться, но это никак не влияет на саму правоспособность, поскольку увеличение или уменьшение круга предполагает наличие такого свойства, как правоспособность»[3].
Николаев И. Г. указывал: «Гарантии прав и свобод граждан по своему содержанию и характеру действия могут подразделяться на экономические, политические, организационные и юридические. Под экономическими гарантиями понимаются материальные условия фактической реализации прав и свобод граждан. Они базируются на экономической системе России, основу которой составляют частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»[4]. Воеводин Л.Д. писал: «Под организационными гарантиями следует понимать деятельность органов государственного управления либо уполномоченных на это общественных объединений по практическому претворению в жизнь предоставленных гражданам прав и свобод, возложенных на них обязанностей. К ним относятся органы управления экономикой и социально-культурной сферой, судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел, юстиции, адвокатура, нотариат, многочисленные контрольные и надзорные органы».
Комаров С.А. отмечал: «К юридическим гарантиям принято относить систему правовых норм, определяющих условия и порядок реализации прав и свобод (пределы прав и обязанностей, юридические факты, с которыми связывается их реализация и др.), а также средства их охраны и защиты (в случае неисполнения соответствующих обязанностей или злоупотребления правом, появления препятствий к реализации правового статуса и т.п.)»[5].
Перышкин А.К. считает: «Важное место в этой системе принадлежит нормам административного права, включающего в себя не только законы, но и подзаконные нормативные правовые акты, которые в большом количестве принимаются органами исполнительной власти. Правовые гарантии прав и обязанностей участников дорожного движения являются важным обстоятельством, обеспечивающим действенность их статуса как субъектов административного права. В этой связи возникает вопрос о том, составляет ли юридическая ответственность один из компонентов юридических гарантий или нет? Ответ на этот вопрос вряд ли может быть однозначным. Он зависит, во-первых, от понимания содержания юридической ответственности, во-вторых, от аспекта рассмотрения юридической ответственности граждан»[6].
Синцов Г.В. считает: «Специальный административно-правовой статус как часть общегражданского фиксирует комплекс прав и обязанностей, установленных нормами административного права в определенных сферах или отраслях управления. Здесь также в качестве специального статуса можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, студента, военнослужащего, пенсионера, участника дорожного движения и т.д. Следует отметить, что за прошедшие годы количество дорожно-транспортных происшествий сократилось на 11,8 процента, существенно уменьшились социальный и транспортный риски. При этом уровень автомобилизации в стране возрос более чем в полтора раза: сейчас во многих городах на тысячу жителей приходится в среднем по 300 машин. Ясно, что число машин будет увеличиваться, и это объективный вызов и для участников дорожного движения, и для тех, кто отвечает за его организацию.
Четвертым элементом административно-правового статуса гражданина является особый статус лица. Он включает в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих индивидуальных потребностей, на основе чего и создаётся его правовой статус».
Многие ученые юристы придерживаются точки зрения, с которой трудно не согласиться. Она заключается в том, что фактор массовой автомобилизации не может и не должен быть обоснованием неизбежности аварий и их трагических последствий – наоборот, следует должны добиться кардинального снижения числа погибших и пострадавших при ДТП. За прошедшее десятилетие в результате таких происшествий получили ранения более трёх миллионов человек, погибло при этом, обращаю ваше внимание на эту ужасную цифру, за десятилетие 350 тысяч человек. Это население достаточно приличного города. Страшные, бессмысленные жертвы, которых можно было бы избежать. И абсолютное большинство таких трагедий произошло по вине водителей: именно агрессия и неуважение к другим участникам дорожного движения, как правило, приводят к тяжелейшим авариям.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. Административно-правовой статус участников дорожного движения имеет сложный комплексный характер и может рассматриваться как правовой статус личности, человека; общегражданский статус, одинаковый для всех граждан Российской Федерации: специальный статус соответствующей отрасли права и особый, приобретённый в целях удовлетворения сугубо индивидуальных потребностей. Основными элементами правового статуса являются основные права, обязанности и ответственность, определяющие наиболее существенные, коренные отношения между обществом и его членами, государством и его гражданами.
[1] Епихин А.М. Основные элементы правового статуса / А.М. Епихин // Современное право. 2015. № 3. С. 19.
[2] Костиков, А.А. Административно-правовая правоспособность участников дорожного движения / А.А. Костиков // Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. – № 2. – С. 180.
[3] Перов С.А. О понятии административно-правовой правоспособности / С.А. Перов // Гражданин и право. – 2016. №3. – С. 25.
[4] Меркулов, И.С. О гарантиях прав и свобод / И.С. Меркулов // Юридическая техника. – 2014. – № 8. – С. 44.
[5] Комаров С.А. Об юридическом статусе личности // Вестник Воронежского института МВД России. № 5. - 2014 .-С.36.
[6] Перышкин, А.К. Институт референдума в России и за рубежом / А.К. Перышкин // Российский юридический журнал. – 2013. – № 4. – С. 17.
|