Основными элементами правового статуса являются основные права, обязанности и ответственность, определяющие наиболее существенные, коренные отношения между обществом и его членами, государством и его гражданами. Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Понятие участника дорожного движения закреплено в Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О безопасности дорожного движения» «участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства».
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О безопасности дорожного движения»: «Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Участники дорожного движения имеют право:
- свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения,
- получать информацию от должностных лиц, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона, о причинах установления ограничения или запрещения движения по дорогам,
- получать полную и достоверную информацию о качестве продукции и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения,
- на бесплатную медицинскую помощь,
- на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного происшествия,
- обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, незаконные действия должностных лиц, осуществляющих полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения»[1].
В Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» определены основные принципы и направления обеспечения безопасности дорожного движения, полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в этой области, основные положения по организации государственного учета основных показателей состояния безопасности дорожного движения и разработке программ обеспечения безопасности дорожного движения, участию общественных объединений в осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О безопасности дорожного движения»: «Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности,
- приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении,
- соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения,
- программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения».
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О безопасности дорожного движения»: «Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов».
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О безопасности дорожного движения»: «Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством:
- установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления,
- координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;
- регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;
- разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов;
- осуществления деятельности по организации дорожного движения;
- материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения;
- организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения;
- проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения;
- осуществления обязательной сертификации или декларирования соответствия транспортных средств, а также составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей транспортных средств».
Закон может выполнять функцию гаранта прав гражданина при соблюдении ряда условий. В законе определены основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения. Прежде всего, обращает на себя внимание, что в законе в качестве направления определено установление полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в исследуемой области. Потников В.А. считает: «Это положение закона не реализовано до настоящего времени. Органы исполнительной власти и местного самоуправления не наделены соответствующими полномочиями и не несут ответственности за состояние безопасности дорожного движения. То есть действенного организационного механизма обеспечения гарантий государства по реализации прав участников дорожного движения до сих пор не создано»[2].
Об осуществлении и реализации единой государственной политики в области дорожного движения органы государственной власти России заговорили еще в 1998 году, когда Президентом России был сделан первый шаг на пути к ее выработке. Так, был принят Указ Президента РФ от 15 июня 1998 года № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»[3].
В области дорожного движения Правительством России был принят ряд важнейших нормативных документов, которые способствуют выработке единообразной политики в данной области. Так, постановлением Правительства РФ от 03.10.2013 г. № 864 утверждена Целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах». Программа направлена на решение ряда проблем, которые связаны с безопасностью дорожного движения[4].
Не менее важным документом Правительства России является утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 г. № 1734-р Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года. Пушишин Р.В. пишет: «Первый фактор – усиление конкуренции на мировой арене, которая захватила и рынки товаров, услуг и капитала. Второй фактор сосредоточен на возрастании роли и значимости человеческого капитала в экономическом развитии страны. Третий фактор базируется на исчерпании сырьевых и технических источников развития в транспортной отрасли».
Подводя итог, следует отметить, что содержание обязанностей участников дорожного движения определяется необходимостью решения ими задач по принятию и реализации решений о скорости и направления движения в различных дорожно-транспортных ситуациях в соответствии с положениями Правил дорожного движения. Также требуется указать, что основным, изначальным гарантом реализации прав участников дорожного движения является Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
[1] О безопасности дорожного движения: федер. закон 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.01.2016) . - Москва: Омега-Л, 2016. - С. 3.
[2] Потников, В.А. О путях снижения ДТП на российских дорогах / В.А. Потников // Государство и право. – 2015. – № 11. – С. 67.
[3] О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения: Указ Президента РФ от 15.06.1998 № 711 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №25. - С. 2897.
[4] О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах»: постановление Правительства РФ от 03.10.2013 № 864 (ред. от 29.10.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 41. - С. 5183.
|