В условиях применение мер административно-правового принуждения, являясь действенным средством профилактики правонарушений, в конечном итоге, направлено на обеспечение безопасного состояния условий движения.
Административное принуждение обладает специфическими признаками, которые позволяют выделить его в качестве самостоятельного вида государственного принуждения. Семенов Н.С. пишет: «Административное принуждение — это особый вид государственного принуждения, имеющий своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Меры административного принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, что представляет собой результат проявления их государственно-властных полномочий»[1].
Система законодательных актов в сфере безопасности дорожного движения включает также нормативные акты Федеральных министров и ведомств, а также межведомственные акты, которые имеют общефедеральное значение, поскольку затрагивают область не только обеспечения безопасности дорожного движения, а и обеспечения безопасности на транспорте других ведомств. Такие акты имеют право издавать министерства и ведомства, которым делегируются полномочия Президентом или Правительством Российской Федерации.
Встречаются случаи, когда издание того или иного нормативного акта в сфере обеспечения безопасности дорожного движения напрямую предписывается определённому ведомству указом Президента и постановлением Правительства РФ. В числе таких случаев следует упомянуть, например, что к сфере нормативных актов, обеспечивающих регламентацию безопасности дорожного движения, относятся также Правила проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утверждённые приказом МВД России.
В настоящее время, в условиях реформирования практически всех сфер жизни общества, становится наиболее актуальной проблема разработки новых и совершенствования имеющихся теоретико-методологических подходов, а также практических мер по их реализации в сфере функционирования ГИБДД. По этой причине основным средством регулирования отношений в сфере дорожного движения является именно нормативно-правовой акт, поскольку он является одним из основополагающих звеньев общей проблематики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Следовательно, целесообразно подробнее рассмотреть нормативно-правовое обеспечение функционирования ГИБДД как структурного подразделения полиции по охране общественного порядка.
В первую очередь необходимо упомянуть Конституцию Российской Федерации, которая регламентирует основные правовые принципы построения системы органов государственной власти, устанавливает их правовой статус, а также обеспечивает разграничение предметов ведения Российской Федерации и её субъектов. Конституция РФ как основной законодательный акт регламентирует права и свободы человека и гражданина, гарантирует их государственную защиту, содержит иные важнейшие положения, касающиеся функционирования демократического правового государства.
Значительное место в системе правового регулирования деятельности органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения, имеют также международные договоры и соглашения, которые затрагивают различные её аспекты. Необходимо заметить, что действие указанных международных договоров и соглашений имеет место только в случае ратификации их Российской Федерацией.
Анализируя различные точки зрения ученых по данному вопросу, автор придерживается той точки зрения, согласно которой, исходя из целей использования, способов обеспечения правопорядка и общественной безопасности, специфики возникающих при этом правоотношений и особенностей применяемых мер административного принуждения, последние подразделяются на четыре группы:
- меры административного предупреждения (административно-предупредительные меры);
- меры административного пресечения (административно-пресекательные меры);
- меры административно-процессуального обеспечения;
- меры административного взыскания.
К первой группе отнесены административно-предупредительные меры. Жумагулов М.И. пишет: «Меры включают в себя остановку транспортных средств; проверку у водителей документов; проверку технического состояния транспортных средств; временное ограничение или запрещение дорожного движения на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий либо когда пользование ими угрожает безопасности дорожного движения ; оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведении карантинных мероприятий в случае эпидемий или эпизоотии, пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций; направление в организации предписаний об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений; проверку знаний водителями транспортных средств ПДД, наличия навыков управления транспортным средством, направление водителя на экзамен по правилам движения в порядке экспертизы; медицинское освидетельствование водителей при помощи трубок Контроль трезвости»[2].
Ко второй группе отнесены меры административного пресечения. Кудряшова И.В. отмечает: «Требование от граждан и должностных лиц прекращения административного правонарушения; запрещение или приостановление проведения ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах и улицах, осуществляемых с нарушением установленных правил, нормативов и стандартов по охране безопасности дорожного движения; запрещение эксплуатации транспортных средств, в том числе со снятием государственных регистрационных знаков, если их конструкция или техническое состояние не соответствует требованиям действующих правил , нормативов и стандартов, а равно если транспортные средства не прошли государственный технический осмотр либо имеют скрытые, подложные или измененные каким-либо иным способом номера узлов, агрегатов, государственные регистрационные знаки; административное задержание правонарушителей; задержание транспортного средства; отстранение водителей от управления транспортными средствами» .
Третью группу составляют меры административно-процессуального обеспечения, к которым относятся: доставление; осуществление в установленном законодательством порядке административного задержания и личного досмотра граждан, совершивших административное правонарушение; досмотр транспортного средства при подозрении, что водитель использует его в противоправных целях, а также досмотр груза при наличии оснований полагать, что он незаконно перевозится; изъятие у нарушителя водительского удостоверения; медицинское освидетельствование. К четвертой группе мер административного принуждения отнесены меры административного взыскания, а именно: предупреждение, штраф, лишение права управления транспортными средствами. Данные меры рассматриваются как меры административной ответственности за нарушения Правил безопасности дорожного движения.
В настоящее время практически невозможно достичь положения, когда каждый участник дорожного движения или должностное лицо, связанное с обеспечением его безопасности, во всех случаях поступали бы в полном соответствии с установленными нормами и правилами.
Анализ соответствующих материальных, так и процессуальных норм КоАП РФ, позволил выявить ряд присущих ему недостатков.
Применение мер административного принуждения органами внутренних дел в рассматриваемой сфере серьезно затруднено недостаточной разработанностью понятийного аппарата административно-юрисдикционной деятельности, применения административных наказаний, механизма их исполнения и т. д.
Подводя итоги рассмотрения характеристик и классификации мер административного принуждения необходимо отметить, что эффективность и законность их применения зависят от четкой нормативной регламентации оснований и процедуры реализации. Реализация законодателем указанных выше предложений, как представляется, сможет создать определенного рода предпосылки для более эффективного обеспечения уровня безопасности дорожного движения посредством применения мер административной ответственности, равно как и сделает институт самой административной ответственности более совершенным.
[1] Семенов Н.С. О некоторых проблемах применения административного принуждения в целях обеспечения безопасности дорожного движения // Общество и право. – 2010. – №1. – С.78.
[2] Жумагулов М.И. Применение мер административно-правового принуждения Государственной автомобильной инспекцией: Автореферат диссертации. -Москва. 1996.-С.19.
|