Лоцманская проводка судна – это оказание морским лоцманом помощи судоводителю по проводке судна наиболее безопасным путем.
В соответствии со статьей 86 КТМ РФ, целями лоцманской проводки являются: обеспечение безопасности плавания судов, предотвращение происшествий с судами, защита морской среды.
Лоцман – это лицо, наделенное специальными правомочиями по осуществлению проводки судов (лоцманской проводки) на подходах к портам, непосредственно на акваториях портов, в заливах, проливах, каналах и других изобилующих навигационными опасностями и сложных для плавания районах.
В соответствии с КТМ РФ морским лоцманом является гражданин Российской Федерации, удовлетворяющий требованиям положения о морских лоцманах, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Лоцман обязан немедленно сообщать лишь те сведения, которые имеют отношение к целям лоцманской проводки. Это сведения о: любых переменах на фарватерах, которые могут создавать угрозу безопасности мореплавания; любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, и с другими судами в обслуживаемом им районе; невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором.
В Российской Федерации Министерство транспорта РФ осуществляет контроль за деятельностью лоцманских служб. В соответствии со статьей 89 КТМ РФ Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта устанавливает районы обязательной и районы необязательной лоцманской проводки судов в обязательных постановлениях в морских портах.
В районах обязательной лоцманской проводки судно не имеет право осуществлять плавание без лоцмана, если только оно не относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки. Категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, устанавливаются капитанами морских портов. В районах, где лоцманская проводка не является обязательной, капитан судна может пригласить лоцмана, если он найдет это необходимым.
Время проводки определяется капитанами морских портов и объявляется в обязательных постановлениях по морским портам или в местных правилах. Капитан морского порта вправе запретить проводку судов, когда безопасной проводке препятствуют гидрометеорологические обстоятельства (плохая видимость, шторм, ледовые условия), а так же при наличии других обстоятельств. Порядок лоцманской проводки судов в морских торговых и рыбных портах, имеющих смежные акватории, устанавливается капитаном морского торгового порта по согласованию с капитаном морского рыбного порта.
В соответствии с КТМ РФ организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, несет ответственность за убытки, причиненные судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки судна по вине лоцмана.
Если капитаном судна заявка на лоцмана подана в сроки, указанные в обязательном постановлении по порту, лоции или местных правилах, лоцман должен прибыть на судно к указанному в заявке времени. Вместе с лоцманом на судно может быть направлен лоцманский стажер. Причем капитан судна обязан обеспечить быстрый и безопасный прием лоцмана и стажера на борт судна и не допустить при этом повреждений лоцманского бота. Во время приема и высадки лоцмана и стажера капитан судна должен держать связь с лоцманским ботом (судном) и согласовывать с ним свои действия. С момента прибытия лоцмана и до ухода его на судне должен быть поднят флажный сигнал по Международному своду сигналов «Н» (Hotel) – «У меня на борту есть лоцман».
Прибывший на судно лоцман обязан предъявить лоцманское удостоверение. Так же капитану вручается лоцманская квитанция. Капитан судна заполняет квитанцию, удостоверив все данные, внесенные в нее, своей подписью. Дополнительно капитан судна может указать в квитанции свои замечания относительно обстоятельств, касающихся проводки судна лоцманом.
С судов, пользующихся услугами морских лоцманов, взимается лоцманский сбор, в установленном порядке. Это относится и к случаям, когда один лоцман осуществляют проводку нескольких судов, следующих друг за другом.
В соответствии со статьей 94 КТМ РФ, капитан судна обязан обеспечить безопасную посадку и безопасную высадку лоцмана, а также безвозмездно предоставлять ему в период лоцманской проводки судна отдельное помещение, питание. В случае, если лоцман увезен проводимым судном за пределы обслуживаемого района, капитан судна обязан обеспечить за счет судна возвращение лоцмана к месту его постоянного нахождения (ст. 101 КТМ РФ). Присутствие на судне лоцмана не устраняет ответственность капитана судна за управление судном. Лоцман является советчиком капитана. Капитан руководствуется знаниями и опытом плавания лоцмана в конкретном районе.
Если капитан, приняв на судно лоцмана, не будет следовать его рекомендациям, последний имеет право отказаться от продолжения проводки судна. В случае сомнения в правильности рекомендаций лоцмана капитан вправе отказаться от его услуг. При этом в районе необязательной лоцманской проводки он может, а в районе обязательной проводки обязан вызвать другого лоцмана и остановить движение судна. Лоцман не вправе без согласия капитана оставить судно прежде, чем оно не будет в безопасном месте поставлено на якорь, отшвартовано, выведено в море или пока лоцман не будет сменен другим лоцманом.
|