В комплексе различных мер юридического характера, направленных на обеспечение безопасности мореплавания в России, важная роль отводится надлежащему расследованию аварийных морских происшествий как одному из правовых инструментов, направленных на профилактику и предупреждение аварийности на морском флоте.
Обязанность государств проводить расследование морских аварий предусмотрена такими международными правовыми актами, как Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ 73/78); Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС 74/78); Международная конвенция о грузовой марке 1966 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.; Международный кодекс проведения расследований аварий и инцидентов на море 1997 г.; Положение о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами.
В Положении дается понятие аварийного случая − событие с судном, приведшее его к бедствию в результате воздействия непреодолимых стихийных явлений природы или экстремально тяжелых гидрометеорологических условий плавания, различные повреждения судна (корпуса, технических средств), смещение перевозимого груза, изменение его физико-химических свойств в процессе морской перевозки, посадки судна на грунт, касание грунта, препятствующее нормальной эксплуатации судна, повреждение судном берегового сооружения, средств навигационного обеспечения (СНО), другого судна, потеря буксируемого объекта, палубного груза, намотка троса или сетей на гребной винт.
Целями расследования аварийного случая являются его классификация, установление обстоятельств, причин, последствий, убытков, оценка действий причастных лиц, а так же разработка профилактических мер по предупреждению аварийности. Расследование аварийных случаев с судами включает сбор и анализ доказательств, выявление причинных факторов, подготовку соответствующих рекомендаций по предупреждению таких случаев в будущем и в случае необходимости рекомендаций по вопросам безопасности плавания.
В соответствии с указанным выше положением, аварийные случаи классифицируются как кораблекрушение, авария, аварийное происшествие, эксплуатационное повреждение.
В 1997 году был создан Кодекс по расследованию морских аварий и происшествий, целью которого являлось сотрудничество между государствами в выявлении факторов, способствующих морским авариям. Кодекс 1997 г. подразделяет родовое понятие «авария» на виды: очень серьезная авария (катастрофа) – авария, повлекшая полную гибель судна, гибель человека или серьезное загрязнение моря; серьезная авария – различные повреждения судна, повлекшие за собой временную утрату мореходных качеств, а также не очень серьезное загрязнение моря; инцидент на море – случай или событие, вызванные эксплуатацией или в связи с эксплуатацией судна, повлекшие угрозу судну или человеку, или в результате которых могли произойти серьезное повреждение судна или морской установки или мог быть нанесен вред окружающей среде.
Классификация аварий, предложенная в Кодексе 1997 г., не бесспорна и далека от традиционной, используемой во всем мире.
Классификация аварийных случаев в соответствии с Положением осуществляется капитаном судна и капитаном морского порта. Для определения органа расследования капитан судна производит предварительную классификацию аварийных случаев. На основе документальных данных капитан порта производит окончательную классификацию.
Основным органом расследования аварийных случаев является морской порт. Предварительное расследование аварийного случая осуществляет капитан судна. Капитан (шкипер) судна, с которым произошел аварийный случай, составляет судовой технический акт о случившемся по установленной министерством (ведомством) форме.
Определение степени виновности причастных к аварийному случаю сторон является прерогативой арбитражных и судебных органов. В процессе расследования, проводимого капитаном порта, к работе могут привлекаться соответствующие специалисты, проводиться лабораторные анализы или экспертизы. Контроль за осуществлением решений, принятых судовладельцем по результатам расследования аварийного случая, осуществляют министерства (ведомства).
Капитаны портов и судовладельцы по всем расследованным аварийным случаям заполняют аварийную карту и представляют ее в организацию, определенную министерством (ведомством).
|