Одним из важнейших элементов обеспечения безопасности мореплавания являются береговые системы управления движением судов (СУДС).
Службы управления движением судов способствуют обеспечению безопасности человеческой жизни на море, безопасности и эффективности судовождения и защите морской окружающей среды прилегающих береговых районов, мест проведения работ и морских сооружений от возможного неблагоприятного воздействия морского судоходства.
Первые СУДС появились в конце 40-х годов ХХ в. За историю своего развития СУДС прошли путь от обычных судовых РЛС, установленных на берегу, до сложнейших технических систем, использующих последние достижения радиоэлектроники и вычислительной техники. Количество СУДС в последнее время увеличивается, что связанно с увеличением грузооборота портов, интенсивностью судоходства и с реальной угрозой экологических катастроф вследствие морских аварий.
В зависимости от протяженности зоны действия, навигационных и гидрометеорологических условий, интенсивности движения судов и оснащенности техническими средствами в соответствии с присвоенной категорией СУДС должны выполнять целиком или частично следующие функции: 1) обнаружение судов на подходах к зоне действия, установление связи с ними, получение необходимого перечня, данных о каждом судне, регистрация этих данных; 2) регулирование движения судов на основе радиолокационного и визуального наблюдения за плаванием и стоянкой судов в зоне действия СУДС, а также радиообмена, контроля за соблюдением установленных путей, скоростей, и дистанций между судами, навигационной и другой информации для обеспечения движения судов; 3) выдача информации судам для предотвращения аварийных ситуаций, при нарушении правил плавания, смещения с якорных стоянок, о смещении со штатных мест средств навигационного оборудования и наличии других факторов, влияющих на безопасность плавания судов, а также координация действий в аварийных ситуациях; 4) выдача обязательных для выполнения судами указаний, касающихся: очередности движения; маршрута и скорости движения; места стоянки; 5) выдача данных о местоположении судна при радиолокационной проводке, которые носят информационный характер; 6) Получение от соответствующих служб гидрометеорологической информации, передачу ее на суда, использование при выработке указаний о режиме движения; 7) получение от соответствующих местных органов гидрографии, береговых организаций и лоцманов данных об изменениях в работе СНО и иной навигационно-гидрографической информации в зоне действия СУДС, передачу полученных сведений на суда, использование их при выработке указаний о режиме движения; 8) оказание содействия аварийно-спасательным, буксировочным, дноуглубительным и другим специальным работам в зоне действия СУДС; 9) оказание содействия в установлении связи между судами, береговыми организациями и службами; 10) контроль за нахождением на штатных местах плавучих СНО в зоне действия СУДС; 11) Сбор, обработка, документирование и хранение информации и статистических данных о движении судов.
По уровню сложности в зависимости от требуемой точности, объема выполняемых функций, навигационных и гидрометеорологических условий, судооборота в зоне действия СУДС последние подразделяются на 4 категории: высшая категория − региональные СУДС, оборудованные высокоточными специализированными техническими средствами наблюдения, компьютерной обработки информации и связи, обслуживающие обширные акватории, которые включают в себя, как правило, несколько портов с подходами, проливами, системами разделения движения судов, каналами, фарватерами; I категория − сложные автоматизированные СУДС, оборудованные специальными высокоточными техническими средствами наблюдения с компьютерной обработкой информации и связи, обслуживающие, как правило, подходы и акватории крупных портов и каналы; II категория − СУДС, оборудованные специализированными береговыми радиолокационными станциями (БРЛС), близкими по характеристикам к судовым радиолокаторам с обработкой информации на уровне систем автоматической радиолокационной прокладки (САРП) и с отображением элементов электронной карты; III категория − упрощенные СУДС (или посты регулирования движения), оборудованные упрощенными БРЛС на базе судовых радиолокаторов. СУДС должна быть укомплектована квалифицированным техническим персоналом, а также операторами. Начальник СУДС назначается владельцем системы по согласованию с Морской администрацией порта (МАП), в зоне которого находится СУДС, и Росморфлотом Он должен пройти тренажерную подготовку оператора СУДС и изучить аппаратуру СУДС.
СУДС создаются в портах и в прибрежных районах, где интенсивность судоходства и навигационно-гидрографические условия плавания требуют централизованного упорядочения движения судов для обеспечения безопасности плавания, сокращения простоев судов, повышения ритмичности работы флота, портов и защиты окружающей среды. СУДС в РФ являются неотъемлемой частью государственной системы обеспечения безопасности мореплавания.
Связь между СУДС и судами осуществляется в соответствии с предписанными правилами радиосвязи. Связь должна осуществляться с помощью УКВ-радиостанций, имеющих необходимое число каналов связи для обеспечения выполнения функций СУДС. Используемый язык должен обеспечивать возможность четкого взаимопонимания между СУДС и судами.
СУДС обслуживает суда в следующей последовательности: 1) аварийные суда и суда, следующие для оказания помощи; 2) корабли и суда ВМФ и погранвойск; 3) паромы и пассажирские суда, следующие по расписанию; 4) суда со скоропортящимися грузами и рыбной продукцией; 5) суда с опасными грузами; 6) линейные суда; 7) прочие суда в соответствии с временем поступления заявок.
В зоне действия СУДС имеет право: давать указания о порядке движения судов и месте стоянки; контролировать выполнение судами установленных правил плавания; требовать от судов подтверждения полученных указаний и информации, а также сведения о предполагаемых и выполняемых маневрах.
СУДС несет ответственность за переданную информацию с учетом точности используемых технических средств, а также за неправильную информацию и ошибочные указания в соответствии с действующим законодательством. При выполнении действий на основании информации и указаний, получаемых от СУДС, решение по непосредственному управлению судном и обеспечению его безопасности остаются за капитаном судна.
Внедрение СУДС, являющихся важнейшим компонентом системы управления безопасностью на подходах к портам, акваториях портов и узкостях, является эффективным мероприятием, направленным на совершенствование управления транспортным процессом, обеспечение безопасности судоходства, защиту окружающей среды, сокращение потерь эксплуатационного времени, повышение эффективности работы портов.
|