Вторник, 26.11.2024, 01:03
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Правовой статус морского судна

Под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.

В свою очередь, под торговым мореплаванием в Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для: перевозок грузов, пассажиров и их багажа; промысла водных биологических ресурсов; разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр; лоцманской и ледокольной проводки; поисковых, спасательных и буксирных операций; подъема затонувшего в море имущества; гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ; санитарного, карантинного и другого контроля; защиты и сохранения морской среды; проведения морских научных исследований; учебных, спортивных и культурных целей; иных целей.

Понятие торгового мореплавания, содержащееся в ст. 2 КТМ РФ, является весьма широким, включает в себя основные виды деятельности, связанной с использованием судов и дает достаточно четкие ориентиры для уяснения характера сооружения, которое может в соответствии с КТМ РФ считаться судном. Судном признается только «сооружение», т.е. результат целенаправленной человеческой деятельности, объект которой предназначен для постоянной работы в плавучем состоянии в водной среде. Такое плавучее сооружение будет считаться судном, даже если на нем нет экипажа. Именно признак плавучести определяет плавучий док как морское судно, регистрацию которого (и прав на него) осуществляет капитан морского порта. В случае, если такой док не способен к передвижению на море, т.е. стационарен, то он подлежит регистрации в органах юстиции – Федеральной регистрационной службе как объект недвижимости в порядке, предусмотренном ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ. Также под понятие «судно» по российскому законодательству не подпадают стационарные платформы, нефтяные вышки, маяки. Все указанные объекты не являются «плавучими», так как жестко закреплены на морском дне.

Классификация судна – это отнесение судна к классу (разряду) в соответствии с правилами классификации и постройки, установленными органами технического надзора и классификации судов. Класс судна означает соответствие конструкции судна применимым требованиям правил, а его технического состояния – условиям эксплуатации. Класс судну присваивается на определенный срок. Присвоение класса судну удостоверяется Классификационным свидетельством. Классификация судов производится по назначению (пассажирские, грузопассажирские, нефтеналивные, буксирные, научные, спортивные суда, военные корабли), району плавания (морские суда, суда внутреннего и смешанного (река – море) плавания; каботажные суда и суда заграничного плавания; ледоколы), и основному двигателю.

Техническая пригодность судна и его отдельных элементов удостоверяется выдачей классификационным обществом – организацией, присваивающей класс судам по соответствующим классификационным требованиям и занимающейся надзором за ними во время строительства и эксплуатации – специальных сертификатов и свидетельств, важнейшим из которых является свидетельство о годности к плаванию.

В соответствии со ст. 22 КТМ РФ, классификации и освидетельствованию подлежат зарегистрированные в Государственном судовом реестре, бербоут-чартерном реестре или Российском международном реестре судов пассажирские, грузовые, нефтеналивные, буксирные суда и иные самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80, за исключением используемых в некоммерческих целях спортивных и прогулочных судов.

В соответствии с Конвенцией об открытом море 1958 г., суда имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе плавать. Таким образом, флаг судна свидетельствует о его определенной национальной принадлежности, что имеет важное правовое и политическое значение. Во время плавания судна в открытом море оно, как правило, подчинено юрисдикции того государства, под флагом которого оно плавает. В определенной мере это государство осуществляет юрисдикцию и контроль над судном и тогда, когда судно находится в иностранных территориальных водах и портах. Находясь в этих водах и портах, судно может рассчитывать на защиту и содействие со стороны дипломатических и консульских представителей государства флага. С флагом связано также предоставление судну ряда преимуществ и льгот (налогового, административного, коммерческого характера) государством флага и некоторыми другими государствами в силу существующих между ними и государством флага соглашений (например, льгот при взимании портовых сборов).

Под национальностью судна понимается его принадлежность к определенному государству, которая удостоверяется регистрацией судна, выдачей судну соответствующих документов, предоставлением судну права плавания под флагом данного государства. Национальность судна указывает, законам какого государства судно подчиняется. Флаг является внешним выражением национальности судна.

Согласно ст. 91 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать. Судно должно плавать под флагом только одного государства, в противном случае согласно ст. 92 Конвенции оно приравнивается к судам, не имеющим национальности. Это в свою очередь дает, например, право любому военному кораблю, встретившему такое судно в открытом море, в соответствии со ст. 110 Конвенции 1982 г. подвергнуть его осмотру.

Судно, пользующееся правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации, имеет национальность Российской Федерации. Такое судно обязано нести Государственный флаг России. Государственный флаг РФ поднимается на судне после получения свидетельства на право плавания под флагом РФ. Государственный флаг поднимается ежедневно в 8 часов утра и спускается с заходом солнца. В траурные дни Государственный флаг РФ держится приспущенным до половины мачты. При встрече с военным кораблем судно приветствует его однократным приспусканием Государственного флага.

Одними из основных данных, позволяющих идентифицировать судно, являются название судна и позывной сигнал. Название судна имеет большое значение. При осуществлении государственной регистрации судна в Государственный судовой реестр, судовую книгу или бербоут-чартерный реестр обязательно вносится название судна (прежнее и настоящее). Также название судна должно быть указано в договоре перевозки (чартер, тайм-чартер, субтайм-чартер, бербоут-чартер, суббербоут-чартер), в Свидетельстве о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности, в заявлении о регистрации ипотеки судна.

Судно, подлежащее государственной регистрации, должно иметь свое название. Название судну присваивается его собственником в порядке, установленном законом. В настоящее время порядок присвоения названий морским судам регламентируется Положением, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 20 августа 2009 г. № 141 и устанавливающим единый порядок присвоения (изменения) названий морским судам, плавающим под Государственным флагом Российской Федерации и используемым в целях торгового мореплавания. В соответствии с Положением о порядке присвоения названий морским судам, название судна должно быть написано буквами русского алфавита и соответствовать правилам правописания. В названии судна не рекомендуется использовать более двух слов. При выборе названия судну рекомендуется учитывать словообразовательные и стилистические нормы современного русского литературного языка, его благозвучность, удобство в произношении и краткость. Название судна не должно оскорблять нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Использование в названиях судов имен общественных деятелей, национальных героев, Героев России, Советского Союза, Героев Социалистического Труда, выдающихся деятелей науки, искусства и литературы, выдающихся спортсменов, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда и других выдающихся личностей производится с соблюдением этических норм и не должно ущемлять честь и достоинство этих лиц. Название судна может быть изменено при переходе права собственности на судно или при наличии других достаточных на то оснований.

Позывной сигнал морской радиосвязи – сигнал, который присваивается каждой радиостанции морской подвижной службы, по которому можно определить ее национальность. Каждому судну присваивается также позывной сигнал. В зависимости от технической оснащенности судна ему присваиваются также идентификационный номер судовой станции спутниковой связи и номер избирательного вызова судовой станции.

Согласно конвенции ООН по морскому праву 1982 г. каждое государство самостоятельно определяет условия регистрации судов на его территории. В соответствии со ст. 5 Женевской конвенции об условиях регистрации судов 1986 г., морская администрация государства флага должна обеспечивать: чтобы суда, плавающие под флагом такого государства, имели на борту документы, подтверждающие право плавать под его флагом, и другие действительные соответствующие документы, включая те, которые требуются международными конвенциями, участником которых является данное государство регистрации; чтобы собственники судов, плавающих под флагом такого государства, соблюдали принципы регистрации судов в соответствии с законами и правилами такого государства и положениями данной Конвенции. Государство регистрации должно требовать предоставления всей информации, необходимой для полной идентификации и подотчетности судов, плавающих под его флагом.

Государство регистрации включает в свой регистр судов, в частности, информацию, касающуюся судна и его собственника или собственников. Информация, касающаяся лица, не являющегося собственником, должна включаться в регистр судов, который ведется в бюро регистратора, или быть легко доступной для него в соответствии с законами и правилами государства регистрации. Государство регистрации выдает документацию, свидетельствующую о регистрации судна. Регистры судов должны быть доступны лицам, имеющим законный интерес в получении содержащейся в них информации, в соответствии с законами и правилами государства флага.

Судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации: Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; бербоут-чартерном реестре; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов. В Государственном судовом реестре регистрируются пассажирские, грузовые, нефтеналивные, буксирные суда и иные самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80, за исключением используемых в некоммерческих целях спортивных и прогулочных судов. Остальные суда регистрируются в судовых книгах. В Государственном судовом реестре и судовых книгах не регистрируются шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна. Иностранное судно, зафрахтованное по бербоут-чартеру, которому временно предоставлено право плавания под Государственным флагом РФ, должно быть зарегистрировано в бербоут-чартерном реестре. Государственная регистрация судов в Государственном судовом реестре и бербоут-чартерном реестре осуществляется капитаном морского порта.

Правовой статус судна, его основное назначение, техническое состояние и другие элементы, имеющие важное юридическое значение, удостоверяются судовыми документами, предусмотренными как законодательством государства флага судна, так и рядом международных конвенций. Без указанных документов судно не имеет права выходить в море.

Подлежащие государственной регистрации суда, должны иметь следующие судовые документы: 1) свидетельство (временное свидетельство) о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации; 2) свидетельство о праве собственности на судно; 3) пассажирское свидетельство (для пассажирского судна); 4) мерительное свидетельство; 5) свидетельство о грузовой марке; 6) свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью; 7) разрешение на судовую радиостанцию и радиожурнал (если судно имеет судовую радиостанцию); 8) судовую роль; 9) судовой журнал; 10) машинный журнал (для судов с механическим двигателем); 11) санитарный журнал; 12) судовое санитарное свидетельство о праве плавания; 13) иные судовые документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Экипаж судна − это коллектив лиц, действительно занятых во время рейса на борту выполнением обязанностей, связанных с эксплуатацией судна или обслуживанием на нем, и включенных в судовую роль. В соответствии со ст. 11 Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 г., каждое судно должно быть укомплектовано достаточным по численности, способным обеспечить безопасное плавание и эффективно работающим экипажем в соответствии с документом о минимальных требованиях к укомплектованию экипажами для обеспечения безопасности судов или равнозначным ему документом, принятым компетентным органом.

В соответствии с Правилом У/13 СОЛАС 74/78 (Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г.), правительства должны принимать меры, чтобы все суда были укомплектованы экипажем в надлежащем количестве и должной квалификации.

Каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для: 1) обеспечения безопасности плавания судна, защиты морской среды; 2) выполнения требований к соблюдению рабочего времени на борту судна; 3) недопущения перегрузки членов экипажа судна работой.

В состав экипажа судна входят капитан судна, другие лица командного состава и судовая команда, в состав которой не входят лица, относящиеся к командному составу. К командному составу судна кроме его капитана относятся также помощники капитана, механики, электромеханики, радиоспециалисты и врачи. По решению соответствующего федерального органа власти в это число могут быть включены и иные специалисты. Лиц судовой команды обычно называют рядовым составом, который возглавляет боцман. В состав команды входят матросы, мотористы, обслуживающий персонал и другие лица.

Общепринятая международная практика требует дипломирования моряков и подтверждения их квалификации, опыта и профессиональных навыков. Эти требования закреплены в Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. (Конвенция ПДМНВ-78 с поправками). Указанная Конвенция принята под эгидой Международной морской организации, которая является специализированным учреждением ООН.

К занятию должностей членов экипажа судна, за исключением должностей членов экипажа промыслового судна, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные утвержденным Правительством РФ Положением о дипломировании членов экипажей судов. Дипломы и квалификационные свидетельства выдаются капитанами соответствующих (морских или рыбных) портов при соответствии кандидатов требованиям к стажу работы на судне, возрасту, состоянию здоровья и профессиональной подготовке по результатам проверки их знаний квалификационными комиссиями. Дипломы капитанов судов и лиц командного состава считаются действительными при наличии подтверждений со стороны капитанов соответствующих портов, удостоверяющих выдачу таких дипломов и квалификационных свидетельств.

К работе на судне допускаются лица, имеющие свидетельства, удостоверяющие их годность к такой работе по состоянию здоровья. Медицинские требования к морякам, направляющимся на работу за границу, относительно их состояния здоровья определены рядом международно-правовых актов. Условно их можно разделить на два вида: нормы международного права, устанавливающие медицинские требования к профессиональной пригодности моряков; санитарно-гигиенические нормы, касающиеся предупреждения заноса и распространения карантинных заболеваний, таких, например, как холера, желтая лихорадка, СПИД.

Необходимые медицинские документы: сертификат о прохождении медицинского профессионального осмотра. Наличие указанного сертификата требуется в соответствии с требованиями Конвенции МОТ № 73 «О медицинском освидетельствовании моряков»; справка о прохождении тестирования на СПИД по установленной форме; в соответствии с Медико-санитарными правилами 1969 г. с последующими изменениями и дополнениями, для моряков необходимо наличие двух международных свидетельств – о вакцинации и ревакцинации против желтой лихорадки и холеры.

В состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, кроме граждан Российской Федерации могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, которые не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста.

Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, утверждены Приказом Минтранса РФ от 25.01.2001 г. № 14 и Приказом Госкомрыболовства РФ от 29.07.2002 г. № 299. Так, иностранные граждане и лица без гражданства, принимаемые на работу на судно, должны иметь уровень профессиональной подготовки и компетентности, соответствующий требованиям, предъявляемым нормативными правовыми актами РФ к лицам, замещающим должности, на занятие которых претендуют иностранные граждане и лица без гражданства. Уровень профессиональной подготовки и компетентности иностранных граждан и лиц без гражданства, принимаемых на работу на судно, подтверждается следующими документами: действительными дипломом, квалификационным свидетельством, специальным свидетельством специалиста, выданными капитанами морских торговых портов, входящих в перечень, утверждаемый Министерством транспорта РФ; действительными квалификационным свидетельством и специальным свидетельством о прохождении специальной дополнительной подготовки; документом о морском образовании.

В Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. № 1508 утверждено Положение о паспорте моряка. В соответствии с данным Положением, паспорт моряка является документом, удостоверяющим личность его владельца как в России, так и за пределами Российской Федерации. Паспорт моряка выдается гражданам Российской Федерации, работающим на российских судах заграничного плавания или командируемым российскими судовладельцами для работы на иностранных судах, а также включенным в судовую роль курсантам (учащимся) учебных заведений, командируемым на суда работникам федеральных органов исполнительной власти и работникам предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении этих органов.

Капитан судна − должностное лицо, возглавляющее экипаж гражданского судна и ответственное за его действия, имеющее судоводительное образование и звание морское капитана (штурмана) дальнего плавания или капитана (штурмана) малого плавания. Капитан судна является представителем судовладельца и грузовладельцев в отношении договоров и исков, вызываемых нуждами судна, груза и плавания, если на месте нет их иных представителей. Капитан судна отвечает за управление судном, обеспечение безопасности плавания, поддержание порядка на судне, предотвращение всякого вреда судну, людям и грузам. Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий обязательны для всех лиц, находящихся на судне.

В Кодексе торгового мореплавания капитану судна посвящен второй параграф главы IV. Согласно положениям кодекса на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу. Так, согласно ч. 1 ст. 62 КТМ РФ, капитан судна обязан, если он может это сделать без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем людей, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море. Данная обязанность основана на древнейшем морском обычае, получившем закрепление в различных международных соглашениях.

Согласно Правилу У/10 СОЛАС 74/78, капитан судна, находящегося в море, получив из любого источника сообщение о бедствии, обязан полным ходом следовать на помощь людям, терпящим бедствие. Если он лишен возможности сделать это или в силу особых обстоятельств данного случая считает ненужным или излишним следовать на помощь, он обязан сделать в судовом журнале запись о причинах, в силу которых он не последовал на помощь людям, терпящим бедствие. Капитан судна, терпящего бедствие, имеет право выбрать одно или несколько судов, ответивших на его призыв о помощи, и долг капитана или капитанов выбранных судов подчиниться такому выбору.

Капитан судна освобождается от обязанности оказывать помощь, если его судно не выбрано, а если было выбрано – когда он получил сообщение от людей, терпящих бедствие, или от капитана другого судна, прибывшего на место происшествия, что помощь больше не нужна. Капитан судна обязан, если он может это сделать без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем людей, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море. Так же капитан каждого из столкнувшихся судов обязан после их столкновения, если он может это сделать без серьезной опасности для своих пассажиров, членов экипажа судна и своего судна, оказать помощь другому судну, его пассажирам и членам его экипажа. В случае, если, по мнению капитана судна, судну грозит неминуемая гибель, капитан судна разрешает членам экипажа оставить судно после принятия всех мер по спасанию находящихся на судне пассажиров. Капитан судна оставляет судно последним после принятия зависящих от него мер по спасанию судового журнала, машинного журнала и радиожурнала, карт данного рейса, лент навигационных приборов, документов и ценностей. Как было сказано выше, капитан является служащим судовладельца и представляет его интересы − с одной стороны. С другой – капитан выступает от имени государства и осуществляет различные функции, присущие только органам государственной власти.

В случае обнаружения на судне в процессе плавания признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ, капитан выполняет функции органа дознания с соблюдением применимых положений уголовно-процессуального законодательства и соответствующих подзаконных актов. Он вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, до передачи его компетентным органам в первом российском порту, в который зайдет судно, либо, в случае необходимости, направить его вместе с материалами дознания в РФ на другом судне.

В зависимости от вида совершенного преступления капитан может возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия для установления и закрепления следов преступления (осмотр места происшествия, обыск и выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей) либо принимает все меры по установлению обстоятельств уголовного дела, подлежащих доказыванию, и передает дело вместе с обвинительным заключением прокурору. В последнем случае материалы дознания, собранные капитаном, являются основанием для рассмотрения дела в суде.

На капитана судна возлагается также ряд функций нотариального характера. Так, он вправе удостоверять завещания лиц, находящихся на судне, во время плавания, делать соответствующие записи в судовом журнале о каждом случае рождения на судне ребенка и о каждом случае смерти. При этом он обязан уведомлять одного из близких родственников умершего или супруга умершего о таком случае. При отсутствии возможности сообщить родственникам о смерти капитан судна обязан предать тело умершего земле или кремировать его и отправить урну с прахом на родину. В исключительном случае, если судно должно находиться длительное время в открытом море и тело умершего не может быть сохранено, либо такова воля покойного, капитан судна имеет право предать тело умершего морю с составлением соответствующего акта.

Ритуал предания тела морю следующий. Тело покойного упаковывается в плотную ткань или иной подобный материал (брезент, синтетическая пленка, пр.), перевязывается растительными или стальными тросами, а к ногам привязывается какой-либо тяжелый предмет. Тело кладется на большую широкую доску, один конец которой лежит на фальшборте, а второй поддерживается подставкой, сохраняя тело в горизонтальном положении. При этом ноги покойника должны быть обращены в сторону моря. Вблизи выстраиваются полукругом члены экипажа и пассажиры, лицами в сторону моря. Для погребения всегда избирается подветренный борт, Когда приготовления закончены, флаг приспускается до половины и начинается заключительная часть прощания.

После завершения траурной панихиды судно уменьшает ход до малого, подставка убирается, и по команде капитана внутренний конец погребальной доски поднимается медленно вверх до тех пор, пока тело покойного не соскользнет с доски, увлекаемое привязанным к ногам тяжелым предметом. После исчезновения тела в воде руль судна перекладывается на левый или правый борт (в зависимости от условий плавания) и совершается полная циркуляция над местом погребения.

После выхода судна на прежний курс флаг поднимается до места, ход увеличивается до полного, а судно дает три длинных прощальных гудка. Вахтенный штурман определяет точное место погребения и его координаты записывает в судовой журнал. В журнал записываются также другие сведения о погребении тела: время, основные этапы процедуры, фамилии, имена и отчества непосредственных участников похорон, их адреса, должности на судне, кто присутствовал при погребении. Кроме того, составляется акт о погребении, в котором описывается процедура погребения.

В случае возникновения во время рейса неотложной надобности в деньгах для продолжения плавания (ремонта судна, содержания экипажа) капитан вправе, если нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца или грузовладельца, продать часть вверенного капитану имущества, не являющуюся необходимой для продолжения плавания. При этом должен быть избран способ приобретения средств для продолжения плавания, который наименее убыточен для судовладельца и грузовладельца. В случае смерти, болезни или иных причин, препятствующих капитану судна выполнять свои служебные обязанности, обязанности капитана судна до получения распоряжения судовладельца возлагаются на старшего помощника капитана судна.

Капитан морского судна не пользуется правом регистрации актов гражданского состояния, поскольку в России регистрация браков, рождений и смертей осуществляется городскими или районными отделами (бюро) ЗАГСа, а в сельских местностях и поселках — сельскими и поселковыми администрациями. Любые притязания на этот счет со стороны членов экипажа или пассажиров капитан должен отклонять. Очевидно, что регистрация актов гражданского состояния не требует срочных и неотложных мер.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (26.03.2017)
Просмотров: 291 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%