Вторник, 26.11.2024, 00:59
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Морской терроризм и пиратство

В начале нового тысячелетия терроризм как вызов всему международному сообществу является серьезной угрозой безопасности международного судоходства. «Чума» XX-XXI вв. – терроризм игнорирует как общие нормы морали и этики, так и нормы международного права. Террористические атаки подрывают основы деятельности государств, угрожают жизни мирного населения, создают атмосферу страха и психологической неуравновешенности среди граждан, совершенно не разделяя их национальностей, возраста и государственных границ между ними.

В настоящий момент реальная угроза террористического нападения присутствует в любой точке мира, в том числе и в прибрежных российских морях. Пример тому – захват в 2000 г. членов экипажа российского траулера «Горизонт-2» бандитским формированием Сомали. Опасность морского терроризма, как относительно нового явления, чрезвычайно высока. Под угрозой внезапного удара оказываются не только обычные суда, но и суда с опасными грузами, ядерным оружием.

В настоящее время, по мнению западных специалистов, для международного терроризма морские цели являются более доступными и менее защищенными. Во-первых, постоянно распространяемая информация об убийствах, покушениях, несчастных случаях, в определенной мере снижает восприимчивость людей к повторяющимся атакам террористов. Это провоцирует конкурирующие между собой за привлечение общественного внимания группы террористов все чаще обращаться к более драматичным и насильственным действиям. Во-вторых, в современном развитом обществе, зависимом от информационных технологий и электронной передачи информации в самых различных областях деятельности, стало возможным приобретение террористами знаний о самых современных видах вооружения. В-третьих, терроризм все более эффективно комбинируется с технически оснащенным сектором организованной преступности. И самое главное – постоянно меняется среда деятельности террористов, поэтому современное общество оказывается все более уязвимым, в том числе морской сектор.

Международно-правовая основа борьбы с преступностью на море была заложена в Женевских конвенциях 1958 г., а в дальнейшем в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Эти международные договоры не предусмотрели и не могли в то время предусмотреть ни международно-правового состава этих преступлений, ни мер по борьбе с ними. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г. и Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г. занимают центральное место в системе международно-правовых актов, обеспечивающих эффективное сотрудничество государств в борьбе с терроризмом на море. ИМО отдает приоритет этим документам как еще одному практическому способу, с помощью которого Организация вносит вклад в борьбу с международным терроризмом. Так же специалисты отмечают большие трудности, связанные с определением пиратства и морского терроризма.

В настоящее время в мире насчитывается более сотни различных дефиниций терроризма, но унифицированного общепринятого определения не выработано. Статья 24 Кодекса преступлений против мира и безопасности следующим образом определяет международный терроризм – совершение, организация, содействие осуществлению, финансирование или поощрение актов против лиц и собственности, которые по своему характеру имеют целью вызывать страх у государственных деятелей, групп лиц или населения в целом.

Заслуживает внимания определение терроризма, содержащееся в Договоре о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 г. Это противоправное, уголовно наказуемое деяние, совершенное в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принятие органами государственной власти решений, устрашения населения, уничтожения или угрозы уничтожения имущества; посягательства на жизнь государственного иди общественного деятеля; иных деяний, подпадающих под понятие террористических в соответствии с национальным законодательством сторон договора, а также иными общепризнанными международно-правовыми актами, направленными на борьбу с терроризмом.

Как уже было сказано выше – Римская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, занимает центральное место в системе международно-правовых актов, обеспечивающих безопасность мореплавания. Данная Конвенция представляет собой первый шаг со стороны международного сообщества в создании юридических механизмов предотвращения и борьбы с морским терроризмом. Главная цель Конвенции заключается в гарантировании обязательного уголовного преследования лиц, совершивших преступление против безопасности морского судоходства.

Фундаментальный вклад данной Конвенции в дело борьбы с морским терроризмом заключается в принятии так называемого принципа «либо выдай, либо накажи». Это международное обязательство для всех государств-участников, на территории которых может находится лицо, совершившее преступление, либо принять необходимые меры и возбудить уголовное преследование в рамках своей собственной судебной системы, независимо от того, совершено ли преступление на их территории, либо выдать преступника одному из государств, обладающих юрисдикцией согласно Конвенции 1988 г.

Так же, довольно важное значение имеет Инициатива по безопасности в области распространения оружия массового уничтожения (ИБОР). В настоящее время проблема использования террористами оружия массового уничтожения очень актуальна. Террористические акции «Аум Сенрике» в 1995 г., а также дальнейшие эксперименты с радиоактивными материалами, биологическим и химическим оружием, проводимые этой группой, являются тревожным сигналом. ИБОР стремится привлечь в той или иной мере все государства, которые участвуют в режиме нераспространения и имеют возможность и намерение принять меры к предотвращению потока таких предметов. Участниками ИБОР предлагаются конкретные принципы перехвата ОМУ, направленные на создание более скоординированной и эффективной системы, которая соответствует национальному законодательству и находится в соответствующих международно-правовых рамках, включая резолюции Совета Безопасности ООН, в целях воспрепятствования и предотвращения транспортировки ОМУ, систем его доставки и соответствующих материалов в (из) государства и негосударственные образования.

Пиратство относится к числу самых древних видов преступлений, посягающих на интересы всех государств при использовании ими морских пространств. На современном этапе первые случаи морского терроризма относятся к началу 60-х годов ХХ в. В 70-е и 80-е годы ХХ в. они участились. В частности, 4 марта 1973 г. греческое судно «Санья» с 250 туристами на борту подорвалось на мине, установленной террористами в бейрутском порту. 2 февраля 1974 г. террористы захватили в пакистанском порту Карачи греческое грузовое судно и угрожали взорвать его, если греческие власти не освободят двух человек, ответственных за террористическую акцию в Афинском аэропорту. В 1978 г. В США в порту г. Нью-Лондон была предпринята попытка захватить подводную лодку американских ВМС «Трепанг», оснащенную баллистическими ракетами с ядерными боеголовками. В 1985 г. было подорвано стоявшее в новозеландском порту Окленд судно «Рейнбоу уориор» организации «Гринпис».

В соответствии со ст. 101 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. пиратством является любое из перечисленных ниже действий: а) любой неправомерный акт насилия, задержания или грабеж, совершаемый с личными целями экипажем частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата: в открытом море против другого судна или против лиц или имущества, находящегося на его борту; против какого-либо судна, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства; б) Любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно является пиратским. Наиболее опасными с точки зрения потенциальной возможности нападений пиратов традиционно считаются воды Юго-Восточной Азии. В первую очередь следует выделить район к северо-западу от индонезийских островов Анамбас в Южно-Китайском море, где суда довольно часто подвергаются нападениям пиратов. Практически вся акватория Южно-Китайского моря, в особенности у берегов Индонезии, Филиппин и Вьетнама, в этом отношении является неблагополучной. К числу чрезвычайно «пиратоопасных» районов относятся также Малаккский и Сингапурский проливы, в частности, узкость Филип Чэннел. Пиратские нападения здесь осуществляются, как правило, на быстроходных моторных лодках, заходящих со стороны кормы судна. Другим «пиратоопасным» районом Мирового океана являются воды у побережья Западной Африки. Угроза пиратства в этом регионе усугубляется политической нестабильностью и частыми военными конфликтами. Нападения на суда происходят, как правило, в портах, на якорных стоянках или вблизи берега, когда судно следует малым ходом. По статистике наиболее часто суда подвергались нападениям в портах Лагос и Харкоурт (Нигерия), Монровия (Либерия), Фритаун (Сьерра Леоне), Абиджан (Кот д’Ивуар), Конакри (Гвинея) и Доула (Камерун).

Несмотря на все усилия, предпринимаемые мировым сообществом, «морское пиратство остаётся наиболее ощутимой брешью в системе обеспечения безопасности международного морского судоходства».

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (26.03.2017)
Просмотров: 221 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%