Вторник, 26.11.2024, 00:44
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Незаконный оборот наркотических и психотропных веществ на море

В современном мире, где возможно перемещение капиталов, товаров и услуг, созданы реальные предпосылки для активного развития социально опасных явлений. Одной из самых серьезных проблем человечества в XXI в. является международно-правовая проблема незаконного оборота наркотических средств в открытом море. Взаимосвязь наркобизнеса и терроризма не вызывает сомнений. Учеными разрабатываются теории о наркотерроризме – действиях, при которых доходы, получаемые от незаконной продажи наркотиков, используются в ходе подготовки и совершения террористических актов.

Средствами, которые используются для незаконного распространения наркотиков морским путем, могут быть суда различного типа и водоизмещения. Имеет место транспортировка наркотиков, осуществляемая без участия отправителя, поэтому наиболее вероятно использование контейнеров. Современные наркоконтрабандисты используют самые новые средства связи и военные навигационные приборы. Известно, что колумбийские картели производят подводные и полуподводные лодки для доставки наркотиков на прибыльные рынки США. Более того, в пределах моря основной объем наркотиков перевозится и сбывается крупными партиями.

В международном праве нашли отражение следующие формы незаконных действий (операций) с наркотическими средствами и психотропными веществами, осуществляемых в пределах морских пространств, в качестве противоправных: незаконный оборот наркотиков, признанный преступным независимо от места его осуществления, а также его частный случай – перемещение наркотиков через таможенную границу государств в форме контрабанды.

В сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ действуют в настоящее время такие международные договоры, как Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. с Протоколом о поправках 1972 г., Конвенция о психотропных веществах 1971 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., выражающие решимость мирового сообщества бороться с наркотической угрозой во всем мире. Россия участвует в Единой конвенции 1961 г., Протоколе к ней 1972 г., Конвенции 1971 г., Конвенции 1988 г.

Одним из основных инструментов контроля мировым сообществом оборота наркотических средств является предусмотренный Конвенцией 1961 г. механизм ежегодного предоставления сторонами исчислений потребностей в наркотических средствах, статистических сведений об их производстве, использовании и потреблении, ввозе и вывозе, складских запасах, наличие специализированного государственного учреждения в случае культивирования опийного мака для производства опия.

Если же не удалось пресечь утечку наркотических средств в незаконный оборот, то Единая конвенция 1961 г. ориентирует государства-участники на применение мер уголовного воздействия. «Стержень» Единой конвенции 1961 г. - статья 36. Данная статья содержит перечень и условия наказуемости деяний, признаваемых преступными в связи с незаконным оборотом наркотиков. Более того, «ничто не препятствует или считается препятствующим Сторонам принимать более строгие или более суровые меры контроля, чем те, которые предусматриваются настоящей Конвенцией» (ст. 39) для охраны народного здоровья и благополучия.

Положения Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. направлены на создание и консолидацию международного сотрудничества правоохранительных органов государств в этой сфере, наделение их правом ареста, расследования преступлений, совершенных наркоторговцами, и конфискации незаконно полученных прибылей. Конвенция также охватывает проблемы отмывания денег и незаконной торговли побочными химическими веществами, необходимыми для производства наркотиков. Статья 17 Конвенции 1988 года содержит в высшей степени новаторские положения по обеспечению соблюдения норма права, направленных на оказание содействия международному сотрудничеству в целях пресечения использования судов, участвующих в осуществлении незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ на море. Основная направленность данной статьи – это содействие установлению исполнительной юрисдикции в отношении подозреваемых судов. В этих целях сформулированы различные процедуры, практические действия и стандарты, которые должны эффективно осуществляться сторонами.

В соответствии с п. 3. ст. 17 государство флага подозреваемого судна может разрешить запрашивающему государству высаживаться на данное судно, производить его досмотр, в случае обнаружения доказательств участия в незаконном обороте наркотиков принимать надлежащие меры в отношении этого судна, лица и груза на борту. Государство флага подозреваемого судна может сопроводить свое разрешение условиями, которые должны быть взаимно согласованны между ним и запрашивающим государством, в том числе условия, касающиеся ответственности.

Конвенция 1988 г. ориентирует на применение таких санкций, как тюремное заключение, иные виды лишения свободы, конфискация и - впервые - штрафные санкции, а также применение в отношении правонарушителя таких мер, как перевоспитание или социальная реинтеграция. Последние используются в случаях малозначительности совершенных правонарушений как меры, являющиеся правом Сторон Конвенции. Заслуживает особого упоминания и тот факт, что к числу отягчающих ответственность обстоятельств Конвенцией отнесено, в числе прочих, участие в организованной преступной группе либо в иных видах международной организованной преступной деятельности. Конвенция предусматривает ряд новых форм сотрудничества, например, метод контролируемых поставок, при котором допускается вывоз, провоз или ввоз на территорию одной или нескольких стран незаконных или вызывающих подозрение партий наркотических средств и психотропных веществ с ведома и под надзором их компетентных органов с целью выявления лиц, участвующих в незаконном обороте наркотиков.

Применительно к борьбе с незаконным оборотом наркотических веществ на море государства руководствуются Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Согласно статье 108 Конвенции все государства сотрудничают в пресечении незаконной торговли наркотиками и психотропными веществами, осуществляемой судами в открытом море в нарушение международных конвенций. Любое государство, которое имеет разумные основания считать, что судно, плавающее под его флагом, занимается незаконной торговлей наркотиками или психотропными веществами, может обратиться к другим государствам с просьбой о сотрудничестве в пресечении такой незаконной торговли.

При осуществлении судном мирного прохода через территориальное море иностранного государства в целях пресечения незаконной торговли наркотиками указанным судном устанавливается юрисдикция прибрежного государства в соответствии с его национальным законодательством. В этом случае, по мнению некоторых авторов, возможно осуществление уголовной юрисдикции на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, согласно ст. 27 Конвенции 1982 г. Важно отметить, что положения указанной статьи распространяются только на торговлю наркотиками, что не охватывает другие действия, связанные с незаконным оборотом наркотиков, предусмотренные ст. 3 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.

В международной практике, например в Японии, распространен такой метод контрабанды, называемый морской сделкой, когда наркотики, доставленные из-за рубежа грузовыми и рыболовными судами, передаются на японское судно в открытом море. Указанные преступные действия по многократному перегрузу наркотиков в море проследить, предотвратить и пресечь весьма сложно. Поэтому возникает необходимость более широкого использования национальных систем наблюдения за надводной обстановкой на море и создания в рамках международного сотрудничества региональных систем, а в дальнейшем и единой глобальной системы подобного характера с привлечением самого широкого состава государств. Таким образом, возрастает роль научно-технического сотрудничества государств в данной области.

В РФ, начиная с 60-х годов ХХ в., после ратификации СССР вышеперечисленных Конвенций, стали приниматься более жесткие законы, направленные против наркотиков. В настоящее время в России существует свыше 100 нормативно-правовых актов РФ, регулирующих уголовные, социальные и медицинские аспекты потребления и поставок наркотических средств и психотропных веществ. Например, Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» определяет основные используемые Законом понятия, государственную политику в сфере оборота наркотиков и в области противодействия их незаконному обороту.

Международные конвенции о наркотиках, в которых участвует РФ, стали неотъемлемой частью российской правовой системы согласно положению Конституции РФ (ч. 4 ст. 15). Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» в своей преамбуле содержит прямую ссылку на Единую конвенцию 1961 г. В пределах морских пространств названные преступления совершаются на судах или против судов, на объектах или против объектов государств на море, в отношении их граждан, а также иных жизненно важных интересов государств на море, защищаемых международным правом. К числу преступлений международного характера, совершаемых на море, прежде всего, относят незаконные акты, направленные против безопасности морского судоходства и стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, а также пиратство и морской терроризм. Следует обратить внимание на то, что часть преступлений международного характера, совершаемых на море, по своему содержанию являются характерными именно для этой среды.

С развитием мореплавания появлялись и развивались различные незаконные акты против судоходства. Кроме пиратства, появились новые виды преступлений международного характера - вооруженный разбой на море морской терроризм, незаконный оборот наркотических и психотропных веществ. Сегодня борьба с преступлениями подобного рода стала важнейшей общемировой задачей всех государств. Для успешной борьбы национальные правовые акты должны соответствовать международным актам, содержать единые понятия и иметь единообразную терминологию.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (26.03.2017)
Просмотров: 223 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%