Важнейшим условием успешного использования международной кооперации для территориального развития является качество государственного управления, координации всего комплекса внешних связей. Вместе с тем при осуществлении международных и межрегиональных связей Владимирской области можно отметить ряд проблемных вопросов. В настоящее время в регионе отсутствует общая концепция развития комплекса международного и межрегионального сотрудничества.
Развитие международного сотрудничества Владимирской области, в том числе его культурной и гуманитарной составляющей, осуществляется в тесном взаимодействии с федеральными органами власти, российскими загранучреждениями. Многолетний практический опыт работы органов государственной власти Владимирской области выявил необходимость совершенствования законодательной базы, регулирующей сферу международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. В частности, действующая длительная многоступенчатая процедура согласования проектов международных соглашений регионов (определённая Федеральным законом от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»)[1] нередко приводит к снижению их эффективности и актуальности, к нивелированию интереса к ним со стороны иностранных партнёров, а сами готовящиеся документы теряют реальное наполнение.
Работа в сфере международного сотрудничества предъявляет высокие требования к кадрам. Во Владимирской области явно отмечается нехватка опыта, недостаток инициативы, ответственности и мотивации сотрудников областных министерств и ведомств. Требуется совершенствование кадровой работы, переход на системную основу и комплексное стимулирование, формирование резерва подготовленных кадров.
Высшие учебные заведения Владимирской области при подготовке специалистов в сфере международного сотрудничества недостаточно отражают в учебных планах региональную специфику и запросы участников международного сотрудничества. Только сейчас начинает формироваться система целевой переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере международного и межрегионального сотрудничества на базе областных вузов и Дипломатической академии МИД России. Отсутствует механизм участия Владимирской области в формировании списков иностранных студентов, ежегодно принимаемых в вузы, расположенные на территории области, в рамках федеральных программ поддержки соотечественников.
В тоже время нельзя не отметить активную политическую деятельность Губернатора Владимирской области С.Ю. Орловой в части информационного взаимодействия с коллегами из западных стран. Так, 2 февраля 2015 г., в Страсбурге, Губернатор Владимирской области приняла участие в заседании Бюро Конгресса местных и региональных властей Совета Европы. Отметим, что глава Владимирской области является вице-председателем Конгресса и руководителем российской делегации в этом органе.
В центре внимания Бюро была подготовка 28-й пленарной сессии Конгресса, намеченной на 24-26 марта 2015 года. Главные вопросы повестки дня сессии - тематические дебаты по региональному измерению процесса децентрализации на Украине, а также по противодействию на уровне городов и регионов терроризму, исламофобии, антисемитизму и другим проявлениям ненависти.
На Бюро была одобрена стратегия Конгресса местных и региональных властей Совета Европы по борьбе с радикализацией на местном уровне. Выступая по этому вопросу, С.Ю. Орлова решительно осудила недавние теракты в Париже. Но вместе с тем она призвала проанализировать породившие это зло причины и извлечь уроки на будущее, подчеркнув важность уважения религиозных чувств верующих[2].
В ходе обсуждения на заседании ситуации на Украине С.Ю. Орлова рассказала европейским коллегам о реальной ситуации на Юго-Востоке Украины, о возобновлении киевскими властями карательной операции в Донбассе, которая привела к гуманитарной катастрофе и массовой гибели мирных жителей, к систематическим нарушениям норм международного гуманитарного права. Губернатор Владимирской области призвала Конгресс внести свой конструктивный вклад в дело урегулирования внутри украинского конфликта, в том числе путем содействия проведению на Украине масштабной конституционной реформы, децентрализации власти и реформы местного самоуправления. Это предложение получило поддержку членов Бюро. Таким образом, удалось избежать раскрутки на заседании руководящего органа Конгресса антироссийской риторики в духе только что прошедшей в Страсбурге сессии ПАСЕ и придать прагматичный, не политизированный характер деятельности Конгресса на этом направлении.
При обсуждении кандидатур на пост Генерального секретаря Конгресса глава российской делегации единственная из членов Бюро открыто выступила за сохранение демократической процедуры и проведение в «храме европейской демократии» истинно демократических выборов на альтернативной основе.
На официальном сайте Губернатора Владимирской области особо отмечено, что заседание Бюро в целом прошло в доброжелательной и конструктивной атмосфере, был обсужден широкий спектр вопросов текущей работы Конгресса местных и региональных властей Совета Европы и приняты решения по различным аспектам его будущей деятельности.
В рамках проводимого исследования целесообразно отметить и тот факт, что 18 июня 2014 года, в Москве, состоялась презентация экономического и инвестиционного потенциала Владимирской области. В ходе этого мероприятия было подписано Соглашение о взаимодействии между Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) и Администрацией Владимирской области. Свои подписи под документом поставили руководитель Россотрудничества Константин Косачёв и Губернатор Владимирской области Светлана Орлова[3].
Поскольку Россотрудничество является структурой, подчиненной Министерству иностранных дел России, а также тот факт, что Агентство занимается продвижением России, содействует установлению прямых связей между субъектами нашей страны и зарубежными партнёрами на регулярной основе, можно с уверенностью говорить о том, что Губернатор области успешно и плодотворно взаимодействует с МИД России, и активно проводит имиджевую и информационную политику на благо Российской Федерации в рамках рабочих визитов за рубеж. Этот факт, по нашему убеждению, значительно укрепляет «административно-политический вес» Губернатора Владимирской области в рейтинге руководителей российских регионов.
Прямым подтверждением выше сказанному являются слова руководителя Россотрудничества К.И. Косачева, который в своей речи отметил следующее: «На протяжении нескольких лет мы выходим на отношения сотрудничества с регионами и каждый из них для нас – большое приобретение. Владимирская область – особая. Это, действительно, жемчужина современной России. Она имеет совершенно фантастическое прошлое, удивительное настоящее и, я уверен, блестящее будущее. С сегодняшнего дня в распоряжении Владимирской области все наши российские центры науки и культуры. Мы работаем в 80 странах мира. Вы везде будете желанными партнёрами и участниками нашей общей работы по продвижению и защите национальных интересов России за рубежом»[4].
Важно подчеркнуть, что согласно подписанному Губернатором Владимирской области и руководителем Россотрудничества документу, взаимодействие сторон будет осуществляться на основе совместного годового плана мероприятий в таких формах, как организация на базе представительств Россотрудничества выставок и презентаций социально-экономического, научно-образовательного и туристского потенциала Владимирской области, проведение различных совместных мероприятий и обмен информацией о проводимых сторонами в России и за рубежом мероприятиях.
Кроме того, в ноябре 2013 года Губернатор Владимирской области С.Ю. Орлова и Мэр г. Москва С.С. Собянин подписали Соглашение между администрацией Владимирской области и Правительством Москвы о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.
В состав официальной делегации Владимирской области вошли первый вице-губернатор Иван Черных, заместитель председателя Законодательного Собрания Сергей Бородин, руководители ОАО «Ковровский электромеханический завод» Владимир Лебедев, ООО ГК «Владимирский электромоторный завод» Алексей Русаковский и ООО «Радомир» (г. Ковров) Владимир Дружинин, что говорит о высоком уровне взаимодействия между органами власти двух субъектов федерации.
Указанное Соглашение направлено на развитие межрегиональной экономической интеграции и укрепление связей в таких сферах, как транспорт, информационные коммуникации, промышленность, агропромышленный комплекс, торговля и услуги, архитектура и строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство городских территорий, здравоохранение, образование, наука, культура, туризм и спорт, охрана окружающей среды, семейная и молодежная политика. Подписанный документ является продолжением предыдущего соглашения от 2004 года, протокол к которому закончил своё действие в 2010 году.
Данный документ представляется важным и актуальным для Владимирской области. Новый договор предполагает расширение взаимоотношений между Москвой и Владимирской областью, в частности, в развитии промышленного производства. Ряд предприятий столицы изъявил желание перевести производство на территорию Владимирской области. Это в перспективе позволит увеличить присутствие крупного бизнеса в регионе. Кроме того, в ярмарочные дни в Москве владимирские товаропроизводители будут иметь возможность выставлять свою продукцию. Получит разрешение и больная тема Киржачского, Александровского и Петушинского районов, куда в летний период приезжает много москвичей-дачников. Это вопросы здравоохранения, обеспечения общественного правопорядка, инфраструктуры.
Как отметил в своем выступлении С.С. Собянин, - «…Товарооборот между регионами значительно вырос в последние месяцы. Так, активизировались сельхозпроизводители Владимирской области, предприятия машиностроения. Наши традиционные связи - в сфере медицины, образования, культуры, туризма - будут год от года укрепляться. Реализация данных направлений будет осуществляться в соответствии с рамочным соглашением, которое определит совместный план действий»[5].
По данным Мосгоркомстата, товарооборот между городом Москвой и Владимирской областью в 2012 году составил 31,4 млрд. рублей. В 2012 году из Москвы во Владимирскую область было вывезено продовольственных, потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения на сумму 3,99 млрд. рублей. Объем ввезённой продукции составил 27,4 млрд. рублей. Значительная часть товаров, поставляемых предприятиями Владимирской области в Москву, представлена кондитерскими изделиями, продукцией обувной промышленности, холодильным оборудованием, телевизионными приёмниками, лекарственными изделиями.
По итогам 2015 года объем поставленной из Владимирской области в Москву продовольственной продукции увеличился на 25% и составил около 30 миллиардов рублей. Лидерами в данной сфере являются Юрьев-Польский молочный завод, Судогодский молокозавод, мясокомбинат «Владимирский стандарт», а также Владимирский хлебокомбинат.
В непродовольсвенном секторе свою продукцию в столицу поставляют Ковровская швейная фабрика «Сударь», компания «СТЭС-Владимир», научно-производственное объединение «Вояж», Муромский машиностроительный завод и Ковровский электромеханический завод.
В свою очередь Москва оказывает существенную финансовую помощь Владимирской области в рамках подписанного в 2013 году соглашения. Правительство столицы направило 200 миллионов рублей на ремонт дорог приграничных Киржачского, Александровского и Петушинского районов, предоставило несколько единиц уборочной техники и карет скорой помощи.
[1] Федеральный Закон РФ № 4-ФЗ от 4 янв. 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // Рос. газ. – 1999. – 16 янв. – № 8.
[2] Светлана Орлова в Страсбурге рассказала о реальной ситуации на Юго-Востоке Украины // Официальный сайт Губернатора Владимирской области С.Ю. Орловой. 03.02.2015 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.gubernator33.ru/deyatelnost/svetlana-orlova-v-strasburge-rasskazala-o-realnoy-situatsii-na-yugo-vostoke-ukrainy/
[3] Подписано Соглашение о взаимодействии между администрацией Владимирской области и Россотрудничеством // Официальный сайт Губернатора Владимирской области С.Ю. Орловой. 19.06.2014 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.gubernator33.ru/deyatelnost/podpisano-soglashenie-o-vzaimodeystvii-mezhdu-administratsiey-vladimirskoy-oblasti-i-rossotrudniches/
[4] Подписано Соглашение о взаимодействии между администрацией Владимирской области и Россотрудничеством // Официальный сайт Губернатора Владимирской области С.Ю. Орловой. 19.06.2014 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.gubernator33.ru/deyatelnost/podpisano-soglashenie-o-vzaimodeystvii-mezhdu-administratsiey-vladimirskoy-oblasti-i-rossotrudniches/
[5] Светлана Орлова и Сергей Собянин подписали Соглашение о сотрудничестве между администрацией Владимирской области и Правительством Москвы // Официальный сайт Губернатора Владимирской области С.Ю. Орловой. 13.11.2013 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.gubernator33.ru/deyatelnost/svetlana-orlova-i-sergey-sobyanin-podpisali-soglashenie-o-sotrudnichestve-mezhdu-administratsiey-vla/
|