Напомним, что на основании ст. 7 Закона N 181 медико-социальная экспертиза (далее - МСЭ) - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. МСЭ осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В Постановлении Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (в ред. от 04.09.2012) "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (далее - Постановление N 95)sub_10023 поручено Министерству труда и социальной защиты РФ с участием общероссийских общественных объединений инвалидов разработать и по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством образования и науки РФ и Министерством финансов РФ утвердить классификации и критерии, используемые ФГУ МСЭ при осуществлении МСЭ граждан. Кроме того Минздравсоцразвития РФ поручено давать разъяснения по вопросам, связанным с применением Правил, утвержденных Постановлением N 95.
Министерством труда и социальной защиты РФ 29.09.2014 издан Приказ N 664н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы". В этом Приказе и Правилах, утвержденных Постановлением N 95, сказано, что МСЭ проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
Гражданин направляется на МСЭ организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на МСЭ после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. При этом в направлении на МСЭ, форма которого утверждается Минздравсоцразвития РФ (сейчас действует форма N 088/у-06), указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.
Организации, оказывающие лечебно-профилактическую помощь, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на МСЭ, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.
В перечень врачебного осмотра могут по выбору зам. главврача по КЭР входить следующие врачи-специалисты: терапевт, хирург, травматолог, невропатолог, стоматолог, отоларинголог, окулист, гинеколог, эндокринолог, психоневролог, уролог, а при наличии показаний проводятся дополнительные консультации у иных специалистов.
До посещения этих специалистов, как гражданину, впервые направляемому на МСЭ, так и инвалиду, идущему на переосвидетельствование, нужно пройти лабораторные исследования: клинический анализ крови (гемоглобин, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты и пр.); клинический анализ мочи (белок, глюкоза, билирубин и т.д.)
К тому же нужно сдать клинико-биохимический анализ крови из вены почти для всех видов заболеваний с учетом половозрастных характеристик лица, проходящего обследование, для:
а) определения регуляторов энергетического метаболизма;
б) оценки тиреоидного статуса;
в) оценки уровня ферментов;
г) оценки биохимических показателей (МНО, глюкоза, холестерин, триглицериды, фосфор, общий белок, мочевина, креатинин, общий билирубин, калий и т.д. и т.п.);
д) определение группы крови, резус-фактора, исследование крови на сахар для лиц старше 40 лет; на RV и ВИЧ-инфекцию по медицинским показаниям;
е) иммунологические исследования крови (ПСА общий и свободный и пр.).
Потом пройти тестирование анатомического характера: УЗИ разных органов на соответствующих специализированных аппаратах и оборудовании, которые имеются не во всех ЛПУ. Кроме этого провести при отдельных формах заболевания различные виды мониторинга, например, приборами фиксирующими суточные показатели частоты сердечных сокращений и уровень артериального давления. Затем снять антропометрические показания: определение массы тела, роста и окружности грудной клетки, динамометрию, спирометрию. Флюорографию органов грудной клетки, электрокардиографию.
По заключению врачей-специалистов могут проводиться и другие исследования.
Вышеперечисленные процедуры клинических анализов и посещение врачей, даже с учетом удачной записи к ним по дням и часам их работы и возможностей их посещения работающими гражданами или неработающими инвалидами занимают не менее чем полтора-два месяца подготовительного процесса к МСЭ. При этом зам. главврача по КЭР, ссылаясь на требования территориального бюро МСЭ, настаивает на сдачу гражданином в бюро формы N 088/у-06, с прилагаемой к ней амбулаторной картой, содержащей итоги всего вышеизложенного процесса, не позднее, чем за один месяц до дня назначения, в частности, переосвидетельствования. На самом же деле требования об одномесячном сроке содержатся в концевой сноске к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 N 77 и выглядят так. Не позднее одного месяца со дня выдачи это направление может быть представлено гражданином (его законным представителем) в филиал главного бюро МСЭ - бюро МСЭ.
Кроме того, ни в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 N 77, ни в Правилах, утвержденных Постановлением N 95, ничего не сказано о необходимости заполнения дополнительно к форме направления на МСЭ и обратного талона, которые как бы к ней прилагается. Причем обратный талон подлежит возврату в организацию, оказывающую лечебно-профилактическую помощь, выдавшую направление на МСЭ за подписью не руководителя филиала главного бюро МСЭ - бюро МСЭ, где проводилась МСЭ, а руководителя ФГУ МСЭ (!?). При этом ни в одном из актов, касающихся проведения МСЭ, о необходимости заполнения этого талона не упоминается. Зато в них, начиная с Закона N 181, эта федеральная служба называется по-разному - ФУ МСЭ, ФГУ МСЭ, ФГБУ ФБ МСЭ, что говорит о своевременной не коррекции между собой изменяемых или принимаемых актов.
Следует учитывать, что форма N 088/у-06 заполняется по правилам, изложенным в неотмененной до сих пор Инструкции Министерства здравоохранения РФ от 15.12.1999 N 06-23/6-20 "О порядке заполнения учетной формы N 088/у-97 "Направление на медико-социальную экспертизу". Причем в данной Инструкции кроме первой строки ни одна строка не совпадает с содержанием строк, находящихся в форме N 088/у-06, что позволяет утверждать о ее ценности только как акта, имеющего теоретический характер.
Например, в этой Инструкции содержатся такие рекомендации для лиц, участвующих в направлении граждан на МСЭ. В строке "История настоящего заболевания (начало, развитие, течение, даты обострений, проведенные лечебно-профилактические мероприятия, меры по восстановлению трудоспособности)" - при первичном оформлении направления на медико-социальную экспертизу подробно излагаются сведения о начале заболевания (характере травмы, увечья), особенностях течения, даты обострений (указать частоту и продолжительность обострений за 12 месяцев, предшествующих направлению больного на медико-социальную экспертизу), сведения о характере проведенного лечения (амбулаторного или стационарного с указанием профиля отделения), видах лечения: терапевтическое, хирургическое, физиотерапевтическое и др.
При оформлении направления на переосвидетельствование указываются сведения о течении заболевания за период, прошедший со дня установления группы инвалидности.
В строке "Результаты проведенных реабилитационных мероприятий" - указываются сведения о мероприятиях по восстановлению трудоспособности больного и их эффективности или мероприятиях по реализации медицинской части ИПРИ при оформлении ему направления на переосвидетельствование.
В строке "Состояние больного при направлении на МСЭ (данные объективного обследования терапевта, хирурга, невропатолога и других врачей)" - при описании объективного статуса каждым специалистом подробно и последовательно излагаются жалобы больного, в первую очередь относящиеся к основному заболеванию, затем другие, с исчерпывающей полнотой отражаются данные объективного обследования больного специалистами, при этом указывается специальность врача (терапевт, хирург, невропатолог и др.).
К тому же в Инструкции, как и обратный талон к форме N 088/у-06, присутствует приложение к направлению обозначенное как "Извещение лечебно-профилактического учреждения о заключении учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы", которая должна заполняться бюро МСЭ, но его заполнение ограничивается только указанием об итогах предоставления или изменения группы инвалидности.
Само же направление подписывается председателем КЭК (клинико-экспертной комиссии, сейчас это врачебная комиссия - ВК ЛПУ. и членами комиссии (это те же врачи-специалисты, проводившие объективное обследование.) и скрепляется печатью ЛПУ. Ответственность за правильность заполнения учетной формы, как указано в Инструкции, возлагается на председателя КЭК ЛПУ либо на его главного врача.
Также обращаю внимание на то, что указание в Правилах, утвержденных Постановлением N 95, на несение ответственности, участвующими в направлении и проведении МСЭ должностными лицами за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на МСЭ, имеет отсылочно-бланкетный характер. Это указывает на то, что ответственность в порядке, установленном законодательством РФ, может иметь разные составы правонарушений от проступка до преступления. Такой юридический стиль и техника изложения правовой нормы говорит о том, что, как нарушения прав граждан могут быть разнообразными, так и ответственность может иметь различные ее виды. Иными словами, в зависимости от социальных и частных последствий правонарушения, ответственность может быть дисциплинарной, гражданско-правовой, возмещающий ущерб, нанесенный субъектам правоотношений, административной и уголовной.
Завершая данную часть исследования прав инвалида на реализацию ИПРИ нужно отметить, что все вышеперечисленные в комментарии к этому разделу недоработки подзаконных актов Минздравсоцразвития РФ не восполнены ни на сайте ФГБУ ФБ МСЭ http://fbmse.msk.ru/, ни на сайте ФКУ ГБ МСЭ по г. Москве http://www.gbmsem.ru/.
Порядок проведения медико-социальной экспертизы. МСЭ проводится по заявлению гражданина (его законного представителя) в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации). В главном бюро МСЭ гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.
В Федеральном бюро МСЭ гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования. МСЭ может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.
Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на МСЭ, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.
МСЭ проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. При проведении МСЭ гражданина ведется протокол (см. Приказ N 379н).
Специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро) обязаны ознакомить гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания гражданина инвалидом, а также давать разъяснения гражданам по вопросам, связанным с установлением инвалидности. Условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год. Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.
Переосвидетельствование инвалида ранее установленного срока проводится по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.
Гражданам может устанавливаться группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования:
- не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню, прилагаемому к этим Правилам;
- не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма.
Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на МСЭ. При этом необходимо, чтобы в направлении на МСЭ, выданном гражданину организацией, оказывающей ему лечебно-профилактическую помощь, содержались данные об отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий.
В случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро МСЭ заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы. Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной МСЭ гражданина (переосвидетельствования).
Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ, на основе обсуждения результатов его экспертизы. Решение объявляется гражданину в присутствии всех специалистов, проводивших МСЭ, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.
По результатам МСЭ гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. Заключения консультантов, привлекаемых к проведению МСЭ, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему.
Порядок составления и форма акта МСЭ гражданина утверждаются Министерством труда и социальной защиты РФ. Срок хранения акта освидетельствования гражданина в бюро МСЭ составляет 10 лет.
При проведении МСЭ в главном бюро акт МСЭ гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в главное бюро в 3-дневный срок со дня проведения МСЭ в бюро. При проведении МСЭ в Федеральном бюро акт МСЭ гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в Федеральное бюро в 3-дневный срок со дня проведения МСЭ в главном бюро.
Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими МСЭ, разрабатывается ИПРИ, которая утверждается руководителем соответствующего бюро. Выписка из акта МСЭ гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом. Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также ИПРИ. Порядок составления справки и формы выписки утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2010 N 1031н (в ред. от 17.06.2013) "О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления" (далее – Приказ N 1031н).
Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном гл. 25 ГПК РФ.
Кроме того, инвалидам и органам соцзащиты населения следует знать, что действует Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.01.2014 N 59н "О утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы", который содержит уточненный порядок предоставления государственной услуги по проведению МСЭ. В этом объемном документе имеется ряд существенных уточнений положений Приказа N 379н, к которым, в частности, можно отнести следующие.
Должностные лица, участвующие в предоставлении государственной услуги (проведение МСЭ), руководствуются положениями настоящего Административного регламента и несут персональную ответственность за предоставление административных процедур и соблюдение сроков, установленных настоящим Административным регламентом. Причем к административным процедурам в этом регламенте отнесены: доступность, создания комфортных условий для получателей государственной услуги, сроки и последовательность действий при проведении МСЭ.
Из этого Административного регламента инвалиды могут узнать какие сроки установлены для проведения МСЭ, которые должны создать им комфортные условия для получения этой государственной услуги, а также комплект документов и пр.
Итак, максимально допустимое время предоставления этой государственной услуги в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) с учетом времени, необходимого для составления программы дополнительного обследования и проводимого в соответствии с ней дополнительного обследования, не может превышать 30 календарных дней с даты подачи получателем государственной услуги (его законным представителем) заявления о проведении МСЭ для установления инвалидности (определения степени утраты профессиональной трудоспособности, установления причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки) (далее - заявление).
Заявление о предоставлении государственной услуги регистрируется в день его подачи в журнале входящей документации. Приглашение на освидетельствование направляется получателю государственной услуги в сроки, не превышающие 5 календарных дней с даты подачи заявления. Если заявление подано без необходимых документов, то эти документы должны быть представлены получателем государственной услуги (его законным представителем) в течение 10 дней календарных дней с момента подачи заявления.
Максимальное время ожидания получателем государственной услуги (его законным представителем) приема в день освидетельствования не может превышать 30 минут. Программа дополнительного обследования составляется в день освидетельствования.
Заявление об отказе получателя государственной услуги (его законного представителя) от программы дополнительного обследования (или вида дополнительного обследования) должно быть подано получателем государственной услуги (его законным представителем) не позднее 5 рабочих дней с момента составления программы дополнительного обследования.
Выписка из акта освидетельствования получателя государственной услуги, признанного инвалидом, направляется в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение получателя государственной услуги, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании получателя государственной услуги инвалидом.
Выписка из акта освидетельствования о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности и программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в 3-дневный срок со дня принятия экспертного решения об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности направляется работодателю (страхователю) и/или страховщику либо выдается получателю государственной услуги, если освидетельствование было проведено по его обращению.
Специалисты бюро сообщают в соответствующие военные комиссариаты сведения о признании инвалидами военнообязанных или получателей государственной услуги призывного возраста в двухнедельный срок с даты установления инвалидности.
В случае подачи заявления об обжаловании решения бюро в бюро, проводившее МСЭ получателя государственной услуги, указанное бюро в 3-дневный срок со дня получения заявления об обжаловании решения бюро направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня подачи заявления об обжаловании решения бюро проводит МСЭ получателя государственной услуги и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
В случае подачи заявления об обжаловании решения главного бюро в главное бюро, проводившее МСЭ получателя государственной услуги, указанное главное бюро в 3-дневный срок со дня получения заявления об обжаловании решения главного бюро направляет его со всеми имеющимися документами в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня подачи заявления гражданина проводит его МСЭ и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
Решение бюро (главного бюро, Федерального бюро) об установлении инвалидности (определении степени утраты профессиональной трудоспособности, установлении причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего инвалида) (далее - решение) принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ, на основе обсуждения ее результатов, в сроки, не превышающие 30 календарных дней с даты подачи получателем государственной услуги (его законным представителем) заявления о проведении МСЭ.
Решение объявляется получателю государственной услуги, проходившему МСЭ (его законному представителю), непосредственно после его принятия в присутствии всех проводивших его специалистов, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения. В случае проведения МСЭ заочно решение и необходимые по нему разъяснения могут быть представлены по желанию получателя государственной услуги в виде бумажного и/или электронного документов.
Решение и необходимые по нему разъяснения, оформленные в виде бумажных документов, должны быть подписаны руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро), заверены печатью бюро (главного бюро, Федерального бюро) и направлены гражданину (его законному представителю) почтовой связью в 3-дневный срок со дня принятия решения. Электронные документы, предусмотренные данным пунктом, оформляются с электронной цифровой подписью и направляются с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в 3-дневный срок со дня принятия решения.
Комментарий. При анализе порядка проведения МСЭ обращает на себя внимание, во-первых, то, что до настоящего времени не утверждена форма акта МСЭ гражданина и порядок ее составления, поэтому на хранение в ФБМСЭ кроме протокола МСЭ, передается акт произвольной формы. При этом ничего не сказано о судьбе самого направления граждан на МСЭ после его прохождения, учитывая, что в ЛПУ возвращается только обратный талон. Во-вторых, и это главное, что вопреки конституционным гарантиям, содержащимся в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, Правительство РФ не внесло в действующий порядок проведения МСЭ одно из бывших оснований для бессрочного установления инвалидности. Поэтому Правила, утвержденные Постановлением N 95, ухудшили положение инвалидов, лишив их права получать справку об инвалидности без указания срока переосвидетельствования при достижении мужчинами возраста старше 60 лет, а женщинами - старше 55 лет. Данное правило действовало до 07.03.2006, когда было отменено Постановление Правительства РФ от 13.08.1996 N 965 (в ред. от 01.02.2005) "О порядке признания граждан инвалидами", которое содержало такое право инвалидов.
Также следует обратить внимание, что ни в Законе N 181, ни в утвержденных Постановлением N 95 Правилах признания лица инвалидом, нет даже упоминания о возможности бюро МСЭ всех уровней изменять (снижать или повышать) группу инвалидности. Им дано право либо признать гражданина инвалидом той или иной группы, либо не признать его таковым, а изменение при этом группы инвалидности как бы предполагается. Этот факт, исходя из формальной сути правоведения, можно оценить, как юридический дефект действующего законодательства, регулирующего правоотношения органов власти с инвалидами. Такой вывод вытекает из итогов анализа большой массы подзаконных актов на рассматриваемую тему, в которых единственное упоминание о возможности снижения группы инвалидности содержится только в Приказе N 1031н, который не является надлежащим актом, регламентирующим порядок установления инвалидности.
Завершая эту часть исследования порядка реализации инвалидом права на санаторно-курортное лечение нужно обязательно отметить, что в рассмотренном Административном регламенте содержится указание на непременный учет в процессе определения инвалидности еще четырнадцати перечисленных в нем актов. Следовательно, даже гражданину, имеющему права, указанные в Административном регламенте, на те или иные действия, связанные с процедурой установления инвалидности, очень сложно уяснить такой огромный объем нормативно-правовой информации. Иными словами, инвалиду, как правило, недоступны для понимания нормативные сведения, поскольку он не может их получить в полном объеме, не имея доступа к Интернету, а затем освоить самостоятельно эту массу специальной информации. Все эти сложности не позволяют большинству граждан успешно защищать свои нарушенные права, о которых они знают только со слов иных "более продвинутых" сограждан.
|