Как было сказано ранее, Приказ N 379н кроме правил разработки ИПРИ содержит порядок ее реализации, который очень скупо описан в этом приказе и сводится к следующему. Реализацию ИПРИ осуществляют организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, учреждения государственной службы реабилитации инвалидов, негосударственные реабилитационные учреждения, образовательные учреждения. Координация мероприятий по реализации ИПРИ и оказание необходимого содействия инвалиду осуществляется органом социальной защиты населения.
Оценка результатов проведения мероприятий медицинской, психолого-педагогической, социальной и профессиональной реабилитации осуществляется специалистами бюро (Федерального бюро, главного бюро) при очередном освидетельствовании инвалида.
В целях установления правовых и организационных основ оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан издан Закон N 178. Причем в преамбуле этого Закона сказано, что предметом его регулирования не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации. Эта оговорка законодателя указывает на то, что данный закон не является универсальным для всех категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи, поскольку конкретные адресные льготы и меры социальной поддержки регламентируются другими специальными законами и подзаконными актами. Для конкретизации граждан, которых Закон N 178 наделяет правом на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в ст. 6.1 дан перечень категорий таких россиян, где отражены и различные виды инвалидов.
Уточним, что входит в набор социальных услуг, предоставляемых инвалиду, согласно ст. 6.2 Закона N 178:
1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
1.1) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортном учреждении составляет 18 дней, для детей-инвалидов - 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней.
Перечень лекарственных препаратов назначенных в период стационарного лечения, а также перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению ВК ЛПУ, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов и перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки, утверждаются в настоящее время Правительством РФ.
Исходя из содержания ст. 6.3 Закона N 178, учет прав граждан на получение социальных услуг, указанных в ст. 6.2 этого Закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ЕДВ. Правила установления этой даты определены в п. 4 Порядка назначения ЕДВ отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного Приказом N 35н. В этом пункте указано, что ЕДВ назначается со дня обращения за этой выплатой, но не ранее возникновения на нее права, т.е. для инвалида со дня установления инвалидности.
В соответствии с предписаниями ст. 6.4 Закона N 178 ведется Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Это нужно в целях обеспечения реализации прав инвалида на получение ЕДВ, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ЕДВ и предоставление социальных услуг. Приказом N 143 определен в качестве органа, осуществляющего ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, ПФ РФ и его территориальные органы. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.11.2004 N 195 определен порядок его ведения, включая порядок, сроки и форму для представления в него сведений соответствующими органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации передают в ПФ РФ сведения (в том числе базы данных льготников), необходимые для формирования и ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. В свою очередь, сведения о лицах, содержащиеся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставляются органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации безвозмездно.
Днем обращения за назначением ЕДВ считается день приема территориальным органом ПФ РФ заявления со всеми необходимыми документами. При направлении заявления и всех необходимых документов по почте днем обращения за ЕДВ считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления (более подробно см. далее в разделе об ЕДВ). С заявлением о предоставлении, возобновлении предоставления и отказе от набора социальных услуг гражданин представляет работнику ПФ РФ документ, удостоверяющий его личность.
При приеме заявления работником территориального органа ПФ РФ гражданину разъясняются права, касающиеся получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, установленных гл. 2 Закона N 178. При этом делается предупреждение о прекращении предоставления тех социальных услуг, от которых гражданин отказался, о чем делается соответствующая отметка на заявлении, верность которой подтверждается подписью лица, подающего заявление. Гражданину выдается расписка - уведомление о приеме (регистрации) заявления, содержащая дату приема заявления и регистрационный номер заявления. Работник территориального органа ПФ РФ проставляет на заявлении код региона и код категории льготников, к которой относится гражданин, для фиксации этого факта в Федеральном регистре категорий льготников.
Периодом предоставления инвалидам набора социальных услуг на основании ч. 2 ст. 6.3 Закона N 178 является календарный год. В случае если инвалид в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, то учитываемым периодом является период с даты приобретения инвалидом права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. В случае если инвалид в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг, то периодом их предоставления является период с 1 января до даты утраты права на их получение.
Инвалид, имеющий право на получение социальных услуг по Закону N 178, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган ПФ РФ, осуществляющий ему начисление ЕДВ. Допускается отказ от получения набора социальных услуг как полностью, так и одной или двух любых социальных услуг, предусмотренных п.п. 1, 1.1 и 2 ч. 1 ст. 6.2 Закона N 178. Для фиксации отказа в части или полностью от набора социальных услуг и перехода на получение ЕДВ в полном размере инвалид, чтобы соответствующие органы страны учли это волеизъявление в целях изменения объектов финансирования, должен подать заявление по следующим правилам. Инвалид может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги). В этом случае период отказа будет действовать с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором он обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги). Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается также до 1 октября конкретного года и будет действовать на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления до момента отказа по указанным выше правилам.
В ст. 6.5 Закона N 178 определены суммы, направляемые ежемесячно на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг, которые подлежат индексации в порядке и сроки, которые установлены для индексации ЕДВ. Сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной из социальных услуг) удерживается из состава начисленной гражданину ЕДВ.
Рассмотрим пример, когда инвалид решился получать вместо стоимости части ЕДВ, рекомендованное ему ИПРИ санаторное лечение. Напомним, что размер ЕДВ для инвалидов определен в ст. 28.1 Закона N 181, где указано, что им полагается ежемесячная выплата (без учета индексации) в сумме:
1) инвалидам I группы - 2 162 рублей;
2) инвалидам II группы, детям-инвалидам - 1 544 рублей;
3) инвалидам III группы - 1 236 рублей.
Следовательно, отказ от получения набора социальных услуг позволит получать ЕДВ в полном размере, но тогда инвалид берет на себя хлопоты по самообеспечению как санаторным лечением, так и лекарственными препаратами. Если он не отказывается от получения набора социальных услуг, то у него ежемесячно будут удерживать из ЕДВ сумму в 705 рублей (без учета индексации), которая указана в ст. 6.5 Закона N 178. Если же инвалид, в частности, 1-ой группы откажется, например, только от услуги по санаторному лечению, но захочет в спецаптеке получать лекарственные препараты, то ЕДВ ему будут выплачивать в размере 1619 рублей (2162 - 543). Причем в законах N 178 и N 181 нет каких-либо ограничений для получения инвалидом ограниченного количества наименований лекарств, несмотря на то, что рыночная стоимость рекомендованного ему набора медикаментов будет значительно превышать сумму в 543 рубля. Это возможно потому, что основные средства на оплату набора социальных услуг поступают в территориальные органы ФОМС РФ и ФСС РФ из бюджетов различных уровней. Общий порядок финансирования услуг для граждан, перечисленных в ст. 6.1 Закона N 178, указан в Федеральном законе от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". При этом детализация порядка финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг установлена Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 864 (в ред. от 26.12.2014) "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг".
Комментарий. Мы снова можем наблюдать, что правовая составляющая реализации ИПРИ содержит охват как бы всех потенциальных проблем, которые могут только возникнуть у инвалида при осуществлении им медицинской части реабилитации. Однако, при реализации ИПРИ имеются немалые сложности с предоставлением различных видов социальных услуг. Причем эти сложности проявляются уже значительный период, но путей решения до настоящего времени не предложено. И это даже с учетом той массы изданных всевозможными ведомствами подзаконных актов и рекомендаций в виде правил, порядка, инструкций и т.п. актов, конкретизирующих деятельность различных задействованных в этом процессе органов и организаций.
В качестве примера возникающих проблем, которые возможны при реализации ИПРИ, рассмотрим следующее дело из судебной практики.
Определением судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30.07.2009 N 30-В09-4 решение мирового судьи судебного участка N 4 г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 16.05.2007, постановление президиума Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 18.12.2008 оставить без изменения, надзорную жалобу истца - без удовлетворения. Фабула дела. Истица обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее - ГУ-РО ФСС РФ) о взыскании компенсации за непредоставленную санаторно-курортную путевку. В обоснование своих требований истица указала на то, что является инвалидом второй группы по общему заболеванию и имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, однако в 2006 году санаторно-курортной путевкой обеспечена не была.
Решением мирового судьи судебного участка N 4 г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 16.05.2007 в удовлетворении исковых требований инвалиду отказано. Постановлением президиума Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 18.12.2008 решение мирового судьи судебного участка N 4 г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 16.05.2007 оставлено без изменения.
В надзорной жалобе инвалид просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений. Судьей Верховного Суда Российской Федерации гражданское дело было 03.04.2009 истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 01.07.2009 надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит надзорную жалобу истицы, не подлежащей удовлетворению.
Позиция надзорной инстанции. В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. При рассмотрении настоящего дела судами не были допущены такого характера существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Как было установлено судом первой инстанции, 28.08.2006 истица обратилась в ГУ-РО ФСС РФ по Карачаево-Черкесской Республике с заявлением о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку для получения санаторно-курортной путевки (л.д. 7). Путевка на санаторно-курортное лечение ей в 2006 году не была предоставлена.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, мировой судья пришел к выводу о том, что ГУ - РО ФСС РФ по Карачаево-Черкесской Республике по объективным причинам не предоставило истице путевку на санаторно-курортное лечение в 2006 году. Такой причиной стал факт, что на момент подачи инвалидом заявления о предоставлении путевки количество заявлений иных получателей набора социальных услуг, которые еще не были обеспечены путевками, превысило имеющуюся квоту по обеспечению данными льготами в 2006 году.
С приведенным выводом мирового судьи согласился суд территориальной надзорной инстанции. При этом суд указал на то, что Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды. Пунктом 1 ч. 1 ст. 6.2 данного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. Согласно п. 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в соответствующие исполнительные органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган ФСС РФ заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение по месту жительства.
Вместе с тем, ни Законом N 178, ни Законом N 181 не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 6.3. Закона N 178 допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п. 2 ч. 1 ст. 6.2 настоящего Федерального закона.
Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги). Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.
Принимая во внимание, что на период 2006 года за инвалидом сохранялось право на получение льгот в натуральной форме и она не лишена права на получение санаторно-курортной путевки в порядке, предусмотренном действующим законодательством, у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска в рамках заявленных требований. Поскольку при рассмотрении дела судами не было допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконных судебных постановлений, Судебная коллегия считает возможным оставить надзорную жалобу без удовлетворения, а судебные постановления без изменения.
Анализ информации, содержащейся в вышеизложенном определении ВС РФ.
В данном деле инвалид 28.08.2006 обратилась в ГУ-РО ФСС РФ по Карачаево-Черкесской Республике с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив соответствующую медицинскую справку (л.д. 7). Иными словами, инвалид выполнил со своей стороны требования, возлагаемые на него как Законом N 178-ФЗ, так и Приказом N 328. При этом на 2006 год инвалид не отказался от замены путевки на санаторное лечение на выплату соответствующей части ЕДВ. То есть в течение 2006 года он оплатил часть ее стоимости, удержанной у него из ЕДВ. Тем не менее, путевка на санаторно-курортное лечение инвалиду в 2006 году не была предоставлена по причинам от него не зависящим и не связанным с его виновными действиями или бездействием.
Всеми судебными инстанциями установлено, что уполномоченные государственные органы в лице Минздравсоцразвития и ФСС РФ не выполнили возложенных на них законами обязанностей перед инвалидом, имеющим право на получение санаторной услуги в натуре. Напомню, что Закон N 178 в рассматриваемый период 2006 года содержал с 01.01.2006 в п. 4 ст. 6.3 следующие правила: в случае, если гражданин до 1 октября соответствующего года не подал заявление об отказе от получения социальных услуг в следующем году, то в следующем году они продолжают ему предоставляться в установленном порядке. Заявление об отказе от получения социальных услуг на следующий год подается в срок до 1 октября текущего года. Это делается с целью, чтобы все соответствующие органы государства учли их финансирование в том или ином виде, а затем обеспечили их реализацию. Причем нарушение прав инвалида произошло как бы по объективным причинам в связи с подачей им заявления о предоставлении путевки тогда, когда количество заявлений получателей набора социальных услуг превысило имеющуюся территориальную квоту по обеспечению данными льготами в 2006 году. Следовательно, с позиции ответчика и судов истица подала заявление слишком поздно, чтобы территориальный филиал ФСС РФ учел ее желание на предоставление санаторной путевки в 2006 году.
И с таким, приведенным ГУ-РО ФСС РФ по Карачаево-Черкесской Республике, юридически несостоятельным доводом мировой судья согласился, игнорируя следующие предписания Закона N 178. Во-первых, право инвалида на услугу в указанном году действует до 31.12.2006 г. Иными словами, если бы истица обратилась 31.12.2006 г. за предоставлением ей путевки, то отказ ГУ-РО ФСС РФ по Карачаево-Черкесской Республике был бы правомерен. Во-вторых, не учтено, что в деле отсутствует отказ инвалида в 2005 году от получения натуральных услуг и переход с 2006 года на получение ЕДВ в полном размере.
А теперь обратим внимание, что за компенсаций в связи с нарушением ее права на обеспечение санаторной путевкой в 2006 г. истица обратилась к мировому судье судебного участка N 4 г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики 16.05.2007, т.е. когда уже имел место факт ее не обеспечения путевкой в 2006 г. Следовательно, истица фактически по ошибочной оценки своих прав поставила мирового судью перед фактом, что срок, в который судья мог бы обязать ГУ-РО ФСС РФ по Карачаево-Черкесской Республике предоставить ей путевку за 2006 год, включительно по 31.12.2006, истек.
Как же мотивировали все судьи, рассматривавшие и негативно для истицы разрешившие ее дело, свой отказ в компенсации ей стоимости, не полученной путевки? Они сослались на то, что ни Закон 178-ФЗ, ни Закон N 181-ФЗ (почему-то по состоянию на 14.07.2008, хотя дело мировым судьей рассматривалось в 2007 г.) возможность получения денежной компенсации за своевременно не полученную путевку на санаторно-курортное лечение не по вине инвалида.
Действительно, до настоящего времени в этих законах нет прямого указания о компенсации не произведенных инвалидом затрат на приобретение путевки из личных средств, что, по всей видимости, справедливо. Впрочем, в них нет и указания, что подлежат компенсации затраченные средства при самостоятельном приобретении путевки в случае ее своевременного (в сезон, предписанный ИПРИ) не предоставления в конкретном учетном году. Ни в Законе N 181, ни в Законе N 178 нет и нормы о возврате той части ЕДВ, которая была удержана с инвалида, но он не получил санаторную путевку не по своей вине.
Несмотря на эти дефекты обоих законов истицы нужно было требовать компенсации морального вреда, нанесенного неправомерными действиями (бездействием) регионального органа ФСС РФ, и возврата (возмещения) удержанных из ЕДВ той части средств, которые были направлены на обеспечение инвалида санаторной путевкой.
|