В целях реализации ИПРИ и детализации положений ст.ст. 6.2 и 6.3 Закона N 178, связанных с порядком предоставления набора социальных услуг, издан Приказ N 328. Данный приказ утвердил порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, а также правила оформления и реализации инвалидом права на эти услуги, в число которых входит санаторное лечение.
Напомним, что все базовые права инвалидов изложены в Законе N 181, а в иных законах или подзаконных актах содержится детализация их реализации. Как иные законы, так и подзаконные акты также порождают у инвалида отдельные права, но они связаны с уточнением процедур и порядком реализации базовых прав. К таким правам относятся, например, те, что указаны в ч. 2 ст. 9 Закона N 181 как основные направления реабилитации инвалидов, которые включают в себя:
- восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
- профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;
- социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Как уже было контурно рассмотрено в предыдущем разделе, граждане имеют право выбора то ли им получать в полном размере ЕДВ, то ли получать полностью или часть набора социальных услуг. Этот набор будет финансироваться как гражданами из своих ЕДВ, так и из иных определенных соответствующими актами государственных источников финансирования (федеральных субвенций регионам).
Для получения ЕДВ в установленном размере инвалид, получающий набор социальных услуг (социальную услугу), в соответствии со ст. 6.3 Закона N 178, вправе до 1 октября конкретного года подать заявление об отказе от получения этого набора полностью, либо в указанной им части. При этом заявление будет действовать в период с 1 января года следующего за годом его подачи и по 31 декабря того года, в котором гражданин обратится до 1 октября с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг полностью или их части.
Итак, периодом предоставления гражданам набора социальных услуг полностью или их любой части является календарный год, кроме следующих случаев. Первый: гражданин в течение календарного года утратил право на получение набора социальных услуг, например, по причине не признания его инвалидом бюро МСЭ при переосвидетельствовании в связи с успешной реализацией ИПРИ. В этом случае период предоставления ему набора социальных услуг будет с 1 января до даты утраты им права на получение набора социальных услуг. Второй: гражданин в течение календарного года приобрел право на получение набора социальных услуг, например, по причине признания его инвалидом бюро МСЭ. В данном случае период предоставления ему набора социальных услуг будет исчисляться со дня возникновения у него права на получение набора социальных услуг до даты утраты этого права. Факт и дата приема заявления от гражданина подтверждаются уведомлением о принятии заявления, выданным заявителю территориальным органом ПФ РФ в соответствии с установленным Порядком.
В Приказе N 328 содержится ряд существенных уточнений порядка их предоставления, отраженного в Законе N 178, с которым нужно обязательно ознакомиться.
Во-первых, этот Порядок содержит в соответствии с основными направлениями реабилитации инвалидов, следующие разделы:
1). Общие положения, где фактически повторяется содержание статей Закона N 178, но с отражением таких деталей, как правила заполнения указанных в законе заявлений (о предоставлении набора соцуслуг, об отказе от него), а в приложениях даны их типовые формы и перечень категорий граждан, которые имею право на их получение.
2). Предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
3). Предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения санаторно-курортным лечением.
4). Организация перевозки граждан к месту лечения и обратно.
5). Организация перевозки граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения.
6). Учет, отчетность и контроль.
Ознакомимся с изложенным в Приказе N 328 порядком предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами.
За предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения инвалиды обращаются в ЛПУ, оказывающие первичную медико-санитарную помощь. При обращении в соответствующее ЛПУ инвалид предъявляет:
- документ, удостоверяющий личность (их перечень дан в Указе Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (в ред. от 06.08.2014) "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации";
- документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг (справка, выданная Пенсионным фондом Российской Федерации);
- страховой полис обязательного медицинского страхования.
В регистратуре ЛПУ на инвалида заводится Медицинская карта амбулаторного больного с маркировкой литерой "Л" (льготник) и указанием страхового номера индивидуального лицевого счета (далее - СНИЛС, т.е. номер страхового свидетельства ПФ РФ). В Медицинской карте амбулаторного больного отмечается срок, в течение которого гражданин имеет право на предоставление государственной социальной помощи.
При обращении инвалида в ЛПУ врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению ВК ЛПУ. ЛПУ предоставляет информацию об аптечных учреждениях, осуществляющих отпуск гражданам лекарственных препаратов, выписанных в соответствии с Перечнями.
Отпуск аптечными учреждениями изделий медицинского назначения (за исключением синонимической и аналоговой замены) осуществляется в порядке, установленном для отпуска лекарственных препаратов. В целях повышения доступности обеспечения лекарственными препаратами органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано определять условия доставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения в пределах полномочий, установленных ст. 4.1 Закона N 178.
Гражданам, проживающим в стационарном учреждении независимо от его ведомственной принадлежности, не имеющим возможности самостоятельно обратиться в аптечное учреждение, а также осужденным к лишению свободы лекарственные препараты, выписанные в соответствии с Перечнями, приобретаются соответственно представителями стационарного или исправительного учреждения, на которых администрацией данных учреждений возложена обязанность их получения (приобретения) для нужд учреждений.
В случае временного отсутствия лекарственных препаратов необходимых инвалиду, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
При нахождении гражданина на территории другого субъекта Российской Федерации он может обратиться в ЛПУ по месту нахождения за получением необходимых ему лекарств. На основании определенного комплекта документов ему должны выписать рецепт на необходимые лекарственные препараты с отметкой "иногородний" в правом верхнем углу при наличии медицинских показаний.
К вышеизложенной информации нужно добавить, что федеральный закон от 01.12.2014 N 400-ФЗ "О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2015 год" установил в 2015 году норму в 707 рублей.
Комментарий. Из приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан" следует, что перебоев в предоставлении лекарственных препаратов быть не должно. Этот вывод вытекает из той информации, где сказано следующее. Начиная от врача ЛПУ, а также по решению ВК ЛПУ и даже по усмотрению работников спецаптеки возможно произвести синонимические и аналоговые замены лекарств, рекомендованных, например, специалистами стационарных клиник и научных медцентров.
В связи с возникающими на практике проблемами реализации ИПРИ в части своевременного лекарственного обеспечения инвалидов приведем яркий пример по данной теме из судебной практики. Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда 26.10.2010 вынесла следующее решение по делу N 33-12901/2010 - решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 12.05.2010 - оставить без изменения, кассационные жалобы ответчиков - без удовлетворения.
Фабула дела. Инвалид обратился в суд с иском к органам и организациям, осуществляющим соцзащиту интересов инвалидов об обязании их организовать регулярное снабжение инвалидов его города жизненно необходимыми лекарственными средствами. Инвалид также просил суд обязать ответчиков обеспечивать его жизненно необходимыми лекарственными средствами по рецепту врача регулярно, а не от случая к случаю. За нарушение его права на своевременное, по мере обращения, обеспечение его лекарствами просил взыскать компенсацию морального вреда в размере 500 000 руб.
Инвалид в иске указал, что болеет с 27 лет, с тех пор его болезнь только сильнее развивалась и стала хронической, ему постоянно раз в два часа необходимо вдыхать Препарат N 1, которым он пользуется многие годы. Кроме того, он ежедневно принимает лекарство в таблетках Препарат N 2 или Препарат N 3. Препарат N 1 для него является жизненно необходимым, поскольку без этого препарата у него возникает симптоматические обострения его заболевания. Являясь инвалидом 2 группы, он имеет права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Однако с 2008 г. поставка медпрепаратов в аптеки города резко прекратилась. Он не получил препараты в ноябре 2008 г., с февраля до июня, июле, августе, ноябре 2009 г. лекарства в аптеке отсутствовали, в сентябре он получил Препарат N 1, однако Препарат N 3 отсутствовал; в июне 2009 г. он получил Препарат N 2, а Препарата N 1 не было.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 мая 2010 года исковые требования А. удовлетворены частично: с ответчиков в пользу истца взыскана компенсация морального вреда по 20 000 руб. с каждого, в остальной части иска отказано.
Ответчики в кассационной жалобе просят отменить решение суда в части удовлетворения иска, указывая, что решение суда в данной части является незаконным и необоснованным.
Позиция суда кассационной инстанции. Учитывая, что ответчики считают решение суда незаконным только в части удовлетворения иска, а истец данное решение в части, в которой ему в иске отказано, не оспаривает, судебная коллегия, руководствуясь ст. 347 ГПК РФ, проверяет законность и обоснованность данного решения исходя из доводов кассационных жалоб лишь в оспариваемой ответчиками части.
Выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, обсудив доводы кассационных жалоб, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона. Из материалов дела следует, что истец является инвалидом 2 группы пожизненно. В соответствии с ФЗ "О государственной социальной помощи", включен в реестр граждан, имеющих право на получение государственной помощи, в том числе на дополнительную бесплатную помощь, предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными препаратами по рецептам врача (фельдшера). В указанный истцом период он обращался в аптечный пункт для получения названных выше лекарственных препаратов по 6-ти рецептам, которые были поставлены аптечным учреждением на отсроченное обслуживание, однако данными препаратами истец обеспечен не был, что ответчиками не оспаривалось.
Одновременно, из материалов дела усматривается, что в нарушение условия договора, заключенного между поставщиком необходимых истцу лекарственных препаратов и аптечным учреждением, последнее не предоставило поставщику в полном объеме сведения о рецептах истца, взятых на отсроченное обслуживание. Это подтверждается ответами ответчиков на запрос суда (т. 3 л.д. 124-127). Также отсутствуют доказательства предложения истцу аптечным учреждением в соответствии с условиями указанного выше договора и п. 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития N 328 от 29.12.2004 г., синонимичного лекарственного средства.
Вместе с тем судом первой инстанции также установлено и материалами дела подтверждается, что поставщик, обладая сведениями о необходимости обеспечения истца по одному из рецептов, взятых на отсроченное обслуживание, в нарушение п. 8.4 заключенного с ним Комитетом государственного контракта, обеспечение истца не организовал.
При таких обстоятельствах, учитывая, что неполучение истцом по вине ответчиков жизненного необходимого ему лекарственного препарата не могло не повлечь за собой физические страдания и нравственные переживания, связанные с беспокойством за свою жизнь и здоровье, принимая во внимание положения ст. 151 ГК РФ о компенсации морального вреда, судебная коллегия считает правильным вывод суда о взыскании с ответчиков в пользу истца компенсации морального вреда. Учитывая характер и степень вины каждого из ответчиков в причинении истцу морального вреда, характер заболевания истца, которое он получил, находясь на государственной службе, характер и степень страданий, которые вынужден был претерпевать истец, страдающий тяжелым заболеванием, в отсутствие жизненного необходимого ему лекарства, длительность этих страданий, индивидуальные особенности истца, являющегося пенсионером по возрасту (61 год), получавшего необходимые ему лекарственные препараты на протяжении длительного периода времени, а также иные значимые для дела обстоятельства, судебная коллегия считает, что определение судом размера компенсации морального вреда в сумме по 20 000 руб. с каждого из ответчиков в наибольшей степени отвечает требованиям разумности и справедливости.
Доводы кассационных жалоб являются несостоятельными и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, основаны на неправильном применении норм материального права и направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поэтому правового значения не имеют.
Представленные по делу доказательства судом первой инстанции оценены по правилам ст. 67 ГПК РФ, решение постановлено в соответствии с требованиями закона и не может быть отменено по доводам кассационных жалоб.
Подводя итог вышеизложенного судебного спора можно только еще раз обратить внимание инвалидов, что суды отклоняют их требования об обязании органов и организаций, обеспечивающих их набором социальных услуг, выполнять взятые на себя обязательно бесперебойно в соответствии с требованиями законов и подзаконных актов. Такой отказ судов основывается на том, что, во-первых, на основании ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Во-вторых, из ст.ст. 2 и 3 ГПК РФ следует, что задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел, в частности, в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан. В связи с этим заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
Кроме того, инвалиду следует знать, что приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.08.2008 N 418н утвержден Порядок организации работы по контролю и надзору за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере здравоохранения, который позволяет инвалиду обратиться за защитой своих прав; приказом Министерством труда и социальной защиты РФ от 31.07.2013 N 336н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания.
В связи выбором приоритета данной дипломной работы (медицинская реабилитация инвалидов в виде санаторно-курортного лечения), ознакомимся детально с разделами Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, касающимися санаторного лечения инвалидов.
|