Нотариат как институт предупредительного правосудия, осуществляет свою деятельность от имени Российской Федерации, способствует защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами нотариальных действий, предусмотренных законодательством.
Проводя исторический экскурс развития законодательства о нотариате, можно сделать вывод о том, что нотариат в последние 20 лет укрепил свою роль в гражданском обороте. При этом необходимо отметить, что в основе его создания, изначально лежала европейская модель, при которой нотариат являлся активном участником гражданского оборота, что выражалось в обязательном порядке нотариального удостоверения ряда сделок в частности связанных с недвижимостью. Но, в связи с тем что процесс удостоверения сделок вызывал дополнительные финансовые затраты для субъектов гражданско-правовых отношений, возникла необходимость сужения сферы деятельности нотариуса в гражданском обороте.
Реформа нотариального законодательства, которая в настоящее время идет параллельно с реформой гражданского законодательства, предполагает не столько расширение или сужение полномочий, сколько реализацию совершенно иного видения места и роли института нотариата в контексте всей отечественной правовой системы. Таким образом, в результате реформирования нотариат будет занимать центральное положение, способствующее, а так же содействующее в получении той или иной информации субъектами гражданско-правовых отношений, дающей возможность максимально реализовать и защитить права и законные интересы граждан и организаций.
В настоящее время наблюдается возврат института нотариата в сферу отдельных правоотношений, в частности корпоративных. Примером могут служить внесенные в Закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" изменения, где утверждено обязательное нотариальное сопровождение договоров отчуждения долей в уставном капитале ООО. При упрощенном порядке обращений взысканий на заложенное имущество внедрена исполнительная надпись нотариуса.
В проекте нового закона "О нотариате и нотариальной деятельности" предлагается закрепление в нотариальной практике процедуры взаимодействия нотариусов с федеральными службами – держателями официальных реестров и электронных баз данных – посредством отправки и получения электронных писем с использованием средств Интернета и электронно-цифровой подписи.
Так наиболее принципиальным изменением, предлагаемым проектом изменения Гражданского Кодекса Российской Федерации, является дополнение, связанное с государственной регистрацией прав на имущество и, соответственно, нотариальным удостоверением сделок.
Проект изменений в ГК РФ ввел статью 81 ("Государственная регистрация прав на имущество"), в которой, установлено: если иное не предусмотрено законом, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена. В первую очередь, это положение относится к сделкам с недвижимостью, государственная регистрация прав на которую установлена статьей 131 ГК РФ.
В силу изменений отмечается обязательность не только регистрации прав на недвижимое имущество в случае возникновения, изменения, прекращения, права собственности или иных вещных прав, но и обязательность нотариального удостоверения такого права.
При этом вносится запись в государственный реестр по заявлению лица, для которого наступают такие правовые последствия, а так же запись в реестр может быть внесена иным лицом, обратившимся с заявлением о внесении соответствующей записи в государственный реестр. Перед осуществлением регистрации, а затем внесением данных в государственный реестр, соответствующее уполномоченное лицо, в случаях и в порядке, предусмотренном законом должно проверить полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации, то есть, был ли соблюден установленный законом порядок регистрации прав на недвижимое имущество для последующего внесения его в государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случае если возникает спор в отношении зарегистрированного права лицо, которое знала или должно было знать о недостоверности данных государственного реестра, не вправе ссылаться на соответствующие данные реестра.
Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, является таковым, пока не доказано иное. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с предлагаемой новой редакцией ст. 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности ее содержания, а также наличия права у стороны на ее совершение. Законность содержания сделки – это соответствие всех ее существенных условий требованиям гражданского законодательства. Проверка законности включает в себя:
- право- и дееспособность сторон;
- наличие необходимых полномочий представителей сторон сделки;
- соблюдение формы договора;
- наличие установленных законом существенных условий договора;
- принадлежность имущества лицу, распоряжающемуся недвижимостью, или полномочия по распоряжению недвижимостью лицами, не являющимися владельцами имущества;
- соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, не участвующих в сделке, а также публично-правовых интересов в установленных законом случаях;
- отсутствие ограничений (обременений) прав лица, распоряжающегося недвижимостью, а в случае их наличия – указание этих условий в договоре.
Данная норма признана прояснить цель и смысл нотариального удостоверения сделки, а также конкретизировать утверждения о дополнительных гарантиях стабильности и безопасности имущественного оборота. Так же в основу внесенных изменений ставится принцип законности, способствующий созданию единого правового механизма обеспечения и соблюдения прав, свобод, интересов личности, общества и государства, выражающаяся в конкретизации требований, предъявляемых к форме сделки и нотариального удостоверения сделок.
Определенные изменения проекта ГК РФ коснулись и положений о нотариальном удостоверении доверенностей. В пункте 1 статьи 1851 ГК установлено, что доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом. В соответствии с пунктом 2 данной статьи, если иное не установлено законом или соглашением сторон, лицо, для представительства перед которым выдана доверенность, вправе отказать в признании полномочий представителя, доверенность которого не удостоверена нотариально.
Так же проектом были внесены изменения в статью 186 "Срок доверенности", в которой, удалена норма о максимальном трехлетнем сроке доверенности. В случае если в доверенности не указан срок ее действия, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Значит, появляется возможность выдачи доверенностей на больший срок или даже без указания срока.
Необходимо учитывать, что предлагаемые нововведения являются лишь частью более глобальной нотариальной реформы, которая предполагает не только расширение полномочий нотариусов, но и увеличение их роли обществе в целом. На текущем этапе необходима сосредоточенная и скоординированная деятельность всех участников процесса реформирования нотариального законодательства для того, чтобы эта реформа целиком и полностью отвечала потребностям общества, а право не отставало от жизни.
|