Акционерная форма в современном ее значении вырабатывалась постепенно из различных форм соединения нескольких лиц с их капиталами для какого-нибудь общего предприятия на протяжении весьма длительного периода времени. Поэтому обращение к правовому феномену, возникшему две с половиной тысячи лет назад, продиктовано не столько историческим интересом, сколько необходимостью самопознания и потребностями сегодняшней радикально меняющейся жизни.
Большинство российских правоведов - исследователей акционерных обществ выделяют в развитии акционерных обществ в России пять периодов: период возникновения акционерной формы в ХVII-XVIII вв., период развития акционерных обществ в XIX в., в начале XX в., советский период развития акционерного законодательства второй половины XX в. и, наконец, период становления современного законодательства России - конец XX - начало XXI в. Конечно, на наш взгляд, любая классификация всегда является достаточно условной, тем более если это касается истории.
Свод законов Российской империи 1807 г. был одной из первых попыток кодификации российского законодательства, который содержал в себе и ряд нормативных актов об акционерных, в том числе торговых, обществах, корпорациях.
Традиционной стала точка зрения, согласно которой, по исследованиям Г.Ф. Шершеневича, Россия принадлежит к числу стран, перенявших акционерную форму, а не выработавших ее самостоятельно. Однако другой точки зрения придерживается В.В. Долинская: в интересах научного исследования, а не удовлетворения «гордости великороссов» она отмечает, что в Европе систематизация и легализация правил об акционерном деле начались только с 1843 г. Хотя, безусловно, в формирование акционерных обществ, акционерного законодательства и акционерного права внесли свой вклад многие государства.
В силу экономико-географических особенностей производство в России развивалось экстенсивным путем. Россия в известной мере приполярное государство. В суровых климатических условиях, при неразвитом производстве обычно речь идет о создании материальных благ хотя бы для собственного потребления, их излишки еще не появляются, а следовательно, торговать особо и нечем. Поэтому условия для торговли в России создавались очень медленно, хотя интерес к акционерному движению проявляется еще при царе Алексее Михайловиче, которому в виде доклада был представлен проект организации крупной компании для производства китоловного промысла и добывания сала. Реализации он не получил.
Реальные шаги к использованию акционерных обществ были сделаны при Петре I. Позиция государства однозначно выражалась в Указах от 27 октября 1699 г., 27 октября 1706 г., 2 марта 1711 г., 8 ноября 1723 г.: купцам (т.е. определенному сословию) торговать компаниями по примеру торгового класса иностранных государств; иметь об этом с общего совета (прообраз органа управления акционерного общества) установления (какие-то нормы, регулирующие их организацию и деятельность), которые способствовали бы развитию торговли, и приносить тем самым через налоги дополнительные доходы в государственную казну. Первой акционерной компанией можно считать учрежденную 24 февраля 1757 г. "Российскую в Константинополе торгующую компанию".
В последующие годы был создан ряд акционерных компаний: в 1758 г. - Компания персидского торга, в 1762 г. - Акционерный эмиссионный банк, в 1798 г. - Российско-Американская компания и др., что способствовало постепенному распространению в российском обществе представлений об этой организационно-правовой форме. Создание акционерных общество шло двумя путями: «сверху» и «снизу». Компании, основанные на частной инициативе, отличались большей жизнеспособностью, чем основанные по указанию правительства, хотя первые компании также были созданы в соответствии с правительственным актом.
Первыми серьезными шагами в развитии акционерного законодательства России в XIX в. стало провозглашение принципа ограничения ответственности акционеров по долгам акционерной компании стоимостью вкладов, внесенных в оплату принадлежащих им акций. В общем виде это нашло отражение в Указе 1782 г., а впоследствии было закреплено в Указе 1805 г., принятом в связи с банкротством Петербургской компании для постройки кораблей и попыткой кредиторов взыскать с акционеров долги компании. Такое действие кредиторов, по разъяснению, данному в Указе, «совершенно противно самому существу сего рода компаний», «акционерная компания отвечает одним складочным капиталом, а следовательно, ни один из акционеров при неудаче не теряет свыше положенного капитала».
До начала XIX в. российское акционерное законодательство было представлено Высочайшими указами, актами (уставами или правилами) отдельных компаний. С 1 августа 1807 г. и на протяжении дальнейших 30 лет правовой основой учреждения акционерных обществ был изданный главой монархического государства Манифест от 1 января 1807 г. «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий». Впоследствии Манифест, дополненный рядом положений, был включен в т. XI Свода законов Российской империи, а в Уставе торговом составил специальную главу «О торговом товариществе».
Манифест предусматривает все необходимые для развития акционерных обществ принципы современного гражданского и акционерного законодательства. В ст. 1 провозглашался принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, в котором содержался такой элемент гражданского и акционерного права, как автономия воли. Это юридическое лицо может функционировать не только в торговле, но и в любой сфере хозяйства. Как крупное объединение, акционерное общество призвано решать важнейшие задачи государственного хозяйства. Был определен порядок создания акционерных компаний - с разрешения верховной власти на основании, по определению Л.Е. Шепелева, "частных законодательных актов", что послужило в дальнейшем основой для формирования обширного сепаратного законодательства или, можно сказать, локальных актов юридических лиц. Уставы акционерных компаний, утвержденные до конца 1836 г., в качестве частных законодательных актов публиковались Сенатом в «Санкт-Петербургских сенатских ведомостях».
Рост числа акционерных обществ, изменение ситуации на фондовом рынке, возможность повторения ошибок, уже совершенных другими странами, наличие норм только общего характера, которые не позволяют урегулировать более сложные ситуации, потребовали более пристального внимания законодателя к акционерной форме. В результате 6 декабря 1836 г. было утверждено Положение о компаниях на акциях, которое с изменениями и дополнениями затем вошло в Свод законов в виде второго отделения главы «О товариществе» под названием «О товариществах по участкам или компаниях на акциях».
Общей целью Положения 1836 г. было создание необходимых правовых условий для развития акционерного учредительства при предоставлении правительству эффективных средств воздействия на процесс этого учредительства.
Закон определил существо акционерной формы организации и установил, что компания на акциях создается путем соединения известного числа частных вкладов определенного и единообразного размера в один общий складочный капитал, которым ограничивается круг действий и ответственности компании. Была закреплена свобода выбора предмета и сферы деятельности акционерных обществ, единственным ограничением которой был запрет нарушать чью-либо исключительную собственность. Положением 1836 г. предусматривались права и ответственность акционеров. Основное право акционеров - присутствовать на общем собрании компании и участвовать в его суждениях (право совещательного голоса), а число голосов определялось количеством акций, принадлежащих одному лицу (право решающего голоса). Предусматривались также случаи и порядок участия поверенных от акционеров в общем собрании, но этот вопрос решался особо в уставе каждой компании.
Положением устанавливался порядок внутреннего управления компанией. Учредители компании заведовали ее делами до тех пор, пока не будут разобраны все акции с внесением за них положенной платы (полной или первоначальной по срочной раскладке). После этого общее собрание акционеров назначало членов правления или директоров, в число которых могли избираться и учредители. Директора компании и члены правления действовали в качестве уполномоченных представителей компании.
Правление распоряжалось делами и капиталами компании в соответствии с ее уставом, в котором определялось, в пределах какой суммы правление без созыва общего собрания было уполномочено производить расходы по предприятию компании. Отчеты, которые представлялись в обязательном порядке общему собранию, подписывались всеми членами правления.
Согласно Положению в случае закрытия компании ликвидацией ее дел занималось правление. Закон установил, что никто из акционеров не может получить обратно никакой части своего капитала, пока компания не внесет сумму, необходимую для погашения всех ее обязательств; только после такой уплаты правление приступает к удовлетворению требований акционеров соразмерно возможности и оставшимся в распоряжении компании способом.
Около 70 обычно включаемых в уставы положений распределялись по шести разделам: 1) цель учреждения общества, его права и обязанности (как правило, перечислялись и учредители акционерного общества); 2) основной капитал общества, акции, права и обязанности их владельцев; 3) правление общества, его права и обязанности; 4) отчетность по делам общества, распределение прибыли и выплата дивидендов; 5) общие собрания акционеров; 6) разбор споров по делам общества, его ответственность и прекращение деятельности. Такая структура уставов сохранилась до 1917 г.
С середины XIX в. практика стала все дальше отклоняться от законодательства, все большее значение приобретали уставы, особенно как средство для обхода закона. Акционерная форма все чаще необоснованно применялась мелкими частными предприятиями типа кондитерских и прачечных. Изменилось понятие учредителей, которыми, по уставам некоторых компаний, стали называть не тех, кто внес большую долю капитала, а тех, кто возбудил ходатайство об утверждении устава. В нарушение правовых норм такие ходатайства принимались и от одного лица. Кроме этого деятельность учредителей утратила публичный характер, информация о ней стала практически недоступной, а сами учредители фактически уклонялись от ответственности.
Во второй половине XIX в. правительство пыталось устранить пробелы в Положении 1836 г. и недостатки в деятельности акционерных компаний. Это нашло выражение в Положении Комитета министров, утвержденном 26 декабря 1858 г. Работа над первым проектом была завершена к 1861 г. В соответствии с проектом закреплялось положение, согласно которому государство не несло ответственности по долгам акционерных обществ (разрешение на учреждение компании не заключает в себе ручательство правительства в успехе самого предприятия). Был легализован выпуск акций на предъявителя, допускалась возможность оплаты ценных бумаг по частям в порядке, определяемом уставом акционерного общества. Разрешались сделки с акциями на сроки, которые ранее запрещались Положением 1836 г. Акционерам предоставлялось право внесения предложений в повестку дня общего собрания акционеров без предварительного их одобрения правлением. Конкретизировалось понятие исключительной компетенции общего собрания акционеров. Изменения в устав, связанные с наиболее важными вопросами деятельности акционерного общества, могли быть внесены только с санкции правительства. Но развитие сепаратного законодательства ослабило заинтересованность в принятии закона общего характера. Многочисленная критика в адрес данного проекта практически «похоронила» этот вариант, и в ноябре 1871 г. комиссия при Министерстве финансов приступила к работе над новым проектом, появившимся в 1872 г.
Проект детально регулировал организацию и деятельность органов управления акционерного общества. Наряду с очередными общими собраниями акционеров вводили внеочередные собрания, созываемые правлением по требованию акционеров, владеющих не менее чем 10% уставного капитала (норма, аналогичная современному российскому законодательству). Акционерные общества были обязаны ежегодно избирать ревизионную комиссию для проверки баланса, отчета, книг.
В конце XIX в. были разработаны еще два проекта: а) проект Комиссии под председательством П.П. Цитовича и проект Высочайше утвержденной редакционной Комиссии по составлению Гражданского уложения. Эти проекты ориентировались на нормы Германского торгового уложения 1897 г., хотя имели противоположную направленность.
Проекты не имели четкой системы, отличались наличием значительных пробелов, но, главное, они придерживались буржуазной идеологической доктрины - политики проведения отдельных благотворительных мероприятий, призванных замаскировать эксплуататорский характер отношений между трудом и капиталом, отвлечь трудящихся от участия в классовой борьбе. Такая политика проводилась в интересах учредителей и администрации акционерных обществ, при этом часто игнорировались интересы рядовых акционеров. Кроме того, оба проекта мало учитывали российскую специфику. В результате Государственный совет отклонял такие проекты или посылал их на доработку. Поэтому до падения царской власти акционерное законодательство так и не было реформировано. Однако акционерное движение продолжало развиваться. Акционерное учредительство было одним из проявлений общеэкономического подъема того времени, а спецификой акционерного учредительства было усиление его связи с фондовой биржей и коммерческими банками. Именно в России они сыграли важную роль в привлечении свободных капиталов в акционерное дело.
Начало XX в. в России ознаменовалось общеэкономическим подъемом. В 1913 г. в стране действовали почти 2 тыс. акционерных обществ, из них 383 компании (почти 21%) котировали свои акции на бирже, т.е. имели уставный капитал более 500 тыс. руб. (при меньшем уставном капитале акции на биржу не допускались).
В сложившейся обстановке появляются акционеры новой формации. Они скупают акции крупнейших и доходнейших промышленных компаний, путем взаимного приобретения акций происходит сращивание акционерных компаний. Устаревшее законодательство, естественно, не удовлетворяло новых акционеров, которым остро была необходима акционерная реформа. 10 марта 1917 г. Временное правительство принимает постановление, которое отменяет все законоположения, действовавшие ранее и ограничивавшие деятельность акционерных компаний. Право утверждать и изменять уставы акционерных обществ было предоставлено министру торговли и промышленности. Постановлением от 22 марта 1917 г. министр разрешил увеличение основного капитала акционерных обществ в пределах удвоенной первоначальной суммы. Если сумма была больше, вопрос решался особым совещанием из представителей Министерства финансов, Министерства торговли и промышленности, Совета съездов представителей промышленности и торговли и Совета съездов представителей биржевой торговли и сельского хозяйства. Несмотря на некоторые сложности, реформа акционерного законодательства была осуществлена. В результате до сентября 1917 г. в условиях сложной политической обстановки были учреждены 734 акционерных общества с уставным капиталом 1960 млн. руб., что во много раз превышало уровень 1913 г..
Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) от 14 декабря 1917 г. банковское дело в России было объявлено государственной монополией, а все акционерные и другие коммерческие банки и кредитные учреждения национализированы и объединены с Государственным банком. На рассмотрение Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) был представлен проект документов о проведении в жизнь национализации банков.
Таким образом, судьба банков и акционерных обществ решалась одним документом. Это можно объяснить, во-первых, тем, что акционерные компании являлись основной номенклатурой банков; во-вторых, сращиванием промышленного капитала с банковским и их функционированием именно в акционерной форме; в-третьих, тем, что акционерная форма являлась не только наиболее эффективной, а поэтому доходной, но и более подготовленной к обобществлению.
В конце декабря 1917 г. ВСНХ был подготовлен новый проект Декрета об экономических преобразованиях. Первый раздел Декрета был посвящен национализации акционерных компаний, которая предусматривалась только для акционерных предприятий и паевых товариществ с акционерным или паевым капиталом в 1 млн. руб. и более. Национализация должна была проводиться путем учреждения в каждой отрасли хозяйства государственного объединения из всех национализируемых предприятий. Акции национализируемых предприятий не аннулировались, но превращались в именные и подлежали передаче по наследству или отчуждению иным способом с разрешения местных Советов с условием регистрации акта передачи. Индивидуальный контрольный пакет акций, т.е. количество акций, находящихся у одного акционера, не ограничивался, но дивиденд по ним не должен был превышать 4% (равен проценту по вкладам в сберегательных кассах). Это было явным отходом от предпринимательской сути акционерных обществ. В период военного коммунизма для акционерных обществ, деятельность которых была основана на имущественной и организационной самостоятельности, места не было. Ситуация стала меняться с развитием товарно-денежных отношений. В январе 1922 г. было учреждено первое советское акционерное общество внутренней и ввозной торговли кожевенным сырьем "Кожсырье", которое действовало на основании Устава, утвержденного Советом Труда и Обороны.
В этот период был принят ряд нормативных актов, послуживших законодательной основой для деятельности акционерных обществ. Среди них: постановление ВЦИК о внешней торговле (от 13 марта 1922 г.), которое давало Наркомвнешторгу право «организовывать с утверждением Совета Труда и Обороны специальные акционерные предприятия - русские, иностранные и комбинированные»; декрет СНК от 4 апреля 1922 г. «Об учреждении Главного комитета по делам о концессиях и акционерных обществах», который устанавливал порядок утверждения уставов акционерных обществ. Уставы подлежали предварительному рассмотрению Главным концессионным комитетом при СТО и при одобрении им представлялись на утверждение СНК (если поднимался вопрос о выдаче концессий) или СТО (если просьбы о концессиях не было). Декрет не регулировал деятельность акционерных обществ и вскоре был отменен; постановление ВЦИК от 22 мая 1922 г. «Об основных частных имущественных паях», которое разрешало всем правоспособным гражданам организовывать акционерные общества. Постановлением устанавливалось, в каких случаях пользуются правом на судебную защиту в РСФСР иностранные акционерные общества; «Временные правила о порядке утверждения и открытия действий акционерных обществ и об ответственности их учредителей и членов правлений», введенные СТО 1 августа 1922 г. Правилами регулировались организация и деятельность акционерных обществ до введения в действие Гражданского кодекса.
Наконец, 11 ноября 1922 г. был утвержден и введен в действие на всей территории РСФСР с 1 января 1923 г. Гражданский кодекс РСФСР. В разделе Х «Товарищество» пятый подраздел, названный «Акционерное общество (паевое товарищество)», содержал 45 статей (ст. 322-366). По Гражданскому кодексу РСФСР акционерное общество являлось разновидностью товарищества и приравнивалось к паевому товариществу.
На основании данного определения и других норм Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. ученые-цивилисты тех лет выделяли следующие признаки акционерного общества: соединение лиц (как физических, так и юридических); почти полное отсутствие личного участия; наличие особого наименования или фирмы; наличие основного капитала, разделенного на равные части (этот капитал называли также складочным и уставным); обязательная денежная оценка имущественных вкладов в капитал; несовпадение понятий "основной капитал" и «имущество» акционерного общества; ограниченная ответственность акционерного общества по своим обязательствам своим имуществом; формализованный порядок создания акционерного общества.
Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. являлся важнейшим в России источником акционерного права. Он служил стабильной базой для создания и деятельности акционерных обществ, которых на начало 1925 г. насчитывалось свыше 150. Впоследствии Кодекс был дополнен рядом подзаконных актов, важнейшим из которых являлось Положение об акционерных обществах от 17 августа 1927 г. Государственные и смешанные акционерные общества были акционерными только по форме, по сути же они являлись государственными предприятиями и предприятиями переходной ступени к государственным.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что государственный капитал играл в то время главную роль, активно проникая в акционерные общества, в деятельности которых торговые функции преобладали над производственными. И тем не менее акционерные общества сыграли важную роль в централизации и аккумулировании средств по важнейшим направлениям развития народного хозяйства страны, так как способствовали становлению и развитию ее производительных сил. Капитал и прибыли обществ распределялись между крупнейшими хозяйственными наркоматами. Однако постепенно автономия и имущественная самостоятельность юридических лиц, в том числе акционерных обществ, вытеснялись планированием и жестким регулированием со стороны государства.
К началу 30-х гг. все акционерные общества были вновь преобразованы в государственные предприятия, и с этого времени в СССР осталось лишь два акционерных предприятия: созданный в 1924 г. Банк для внешней торговли СССР (позже хорошо известный Внешэкономбанк) и Всесоюзное акционерное общество «Интурист», образованное в 1929 г. За период с начала 30-х и до середины 80-х годов прошедшего столетия в СССР было создано всего лишь одно акционерное общество - Ингосстрах СССР. Понятно, что и Внешторгбанк, и «Интурист», и Ингосстрах являлись акционерными лишь формально.
Таким образом, существуют факторы, прямо или косвенно влияющие на процесс становления современной системы российского гражданского права (и как подотрасли - предпринимательского права):
- исторические, экономические, политические факторы (множество внешних и внутренних войн на протяжении всего развития российского государства; отставание капиталистических производственных отношений в России - конец XIX - начало XX в.; смена экономической формации в 1917, 1991 гг.; исторически сложившаяся высокая степень вмешательства государственной власти в экономику; отсутствие стабильной государственной и правовой системы несогласованность действий между различными органами государственной власти, выражающаяся в принятии правовых актов, зачастую противоречащих не только друг другу, но и общероссийскому законодательству; неразвитость судебной системы; постоянные изменения в современном законодательстве;
- географические и национальные факторы (большая территория страны с различными климатическими зонами; значительная неоднородность национального состава населения с различными национальными и религиозными традициями; негативность черт национального характера: индивидуалистические тенденции, стремление работать совместно, корпоративно, отсутствие стремления к дисциплине, повальное воровство).
Вследствие указанных факторов в России не могли сформироваться предпосылки для развития стабильной, а не систематически изменяющейся коренным образом системы корпоративного законодательства. Российское корпоративное законодательство характеризовалось на протяжении всей истории государства и характеризуется в настоящее время нестабильностью, отсутствием детальной проработки ряда важнейших вопросов, некорректностью терминологии из-за большого числа понятий и определений иностранного происхождения, множеством правовых коллизий, отсутствием тесной взаимосвязи между материальным правом и судебной практикой.
|