Анализ алиментных правоотношений невозможен без общего исторического анализа этой правовой сферы.
До XV в. российское право вообще не закрепляло норм о внутрисемейном содержании. В языческую эпоху вопросы брака и семьи регламентировались обычаями и традициями; с принятием христианства они перешли в ведение церкви.
Обязанности родителей и детей по взаимному алиментированию также следовали из религиозных установлений. До XVII в. отношения родителей и детей строились по модели «власть-подчинение»: родители могли отдавать детей в монастырь, распоряжаться их брачной судьбой. Право родителей на свободу детей исчезло к середине XVII в., но они получили возможность отдавать детей в услужение (Соборное Уложение 1649 г., гл. ХХ, ст. 45). М.Ф. Владимирский-Буданов отмечал, что это происходит из обязанностей родителей обучать детей и давать им кормление.
Сложившегося законодательства о содержании в XV–XVIII вв. нет, но некоторые нормы представляются интересными. Так, ст. 5 гл. ХХП Соборного Уложения закрепляла суровое наказание для детей, отказывающихся содержать старых родителей – «бить кнутом нещадно»; в Петровскую эпоху было ограничено право родителей на уход в монастырь, если у них оставались малолетние или необеспеченные дети, а также была предпринята первая попытка защитить право женщины и ребенка на содержание – арт. 176 Артикула Воинского 1715 г. закреплял обязанность отца внебрачного ребенка содержать мать и младенца «по состоянию его».
Родители в этот период обязывались содержать своих законных (т.е. рожденных в законном и действительном браке) детей по своему состоянию до достижения детьми 21 года (ст. 172 ч. 1 т.Х Свода Законов Российской Империи 1832 г.). Законность ребенка, рожденного до 180 дней после бракосочетания устанавливалась с помощью доказательств того, что отец «заботился о его содержании и воспитании» (Свод Законов Российской Империи, г.Х, ч. 1, ст. 125). За неисполнение алиментной обязанности наступала уголовная ответственность (ст. 143 Устава наказаний, налагаемых мировыми судьями 1864 г.).
Законодательство этого периода закрепляло за отцом больше обязанностей по содержанию детей, чем за матерью.
Институт содержания внебрачных (незаконных) детей оформился в начале XX в.; до этого единственной возможностью защитить права внебрачного ребенка было обвинение отца в противозаконном сожитии с матерью ребенка; предоставляемое содержание рассматривалось как возмещение причиненного матери вреда (ст. 994 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., решения Кассационного Департамента Сената №№659 и 694 за 1868 г.; №429 за 1870 г.; №1383 за 1873 г.). Закон «О внебрачных детях», принятый 03.06.1902 г. и вошедший в ч. 1 т.Х Свода Законов Российской Империи 1332 г., существенно изменил статус внебрачных детей – в частности, здесь была определена алиментная обязанность отца по отношению к внебрачному ребенку; закреплена обязанность отца ребенка содержать его мать, если необходимость ухода за ребенком лишает ее возможности зарабатывать; закреплена возможность заменить периодические выплаты единовременной суммой.
Дети (родные, усыновленные и узаконенные) обязывались содержать бедных, дряхлых или больных родителей. Размер алиментов определялся исходя из потребностей родителей и наличия у детей достаточных средств. В некоторых губерниях (в частности, в Полтавской) родители могли отречься от детей, которые отказываются их содержать.
Таким образом, к началу XX в. алиментное законодательство приобрело многие знакомые нам сегодня черты; положение женщины и детей в этот период юридически было более защищенным, чем в последующие периоды нашей истории. Никакие члены семьи, кроме супругов, родителей и детей, в этот период не связывались алиментными правами и обязанностями.
Законодательство о внутрисемейном содержании в период с декабря 1917 г. по 1968 г. существенно изменилось. Реформа семейного права началась уже в декабре 1917 г., а первым российским кодексом стал Кодекс Законов об Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском Праве, принятый 22.10.1918 г. (далее – Кодекс 1918 г.), появившийся в то время, когда в стране не существовало еще ни гражданского, ни уголовного кодифицированного законодательства. Кодекс 1918 г. был в последующем рецепцирован другими союзными республиками, что свидетельствовало о желании большевиков не только провести реформу семейного права повсеместно, но и навязать вошедшим в состав СССР республикам именно свой вариант ее проведения.
За несколько лет в практике утвердилась гражданская форма брака, равные права супругов, равный статус для всех детей; в середине 1920-х гг. правовой защитой были обеспечены отношения фактического сожительства. В этот период реформировалось и алиментное законодательство.
В Кодексе о браке и семье 1969 г. алиментные отношения так же регулировалось императивными нормами права. Статьей 89 КоБС РСФСР допускался добровольный порядок уплаты алиментов на основе заявления, т.е. одностороннего волеизъявления плательщика, наличие которого не исключало права взыскателя в любое время обратиться с требованием о взыскании алиментов в суд.
В новом Семейном кодексе РФ институт алиментных обязательств претерпел значительные изменения и дополнения в подходе как к определению порядка взыскания алиментов, так и их размера. Законодатели отказались от установления минимума алиментов, мотивируя это тем, что в новых экономических условиях у государства нет средств воздействия на лиц, не желающих работать или не желающих получить соответствующий заработок. Если у родителей нет достаточных доходов или имущества, нельзя присудить их к принудительным работам для уплаты алиментов, потому что это противоречило бы Конституции РФ и нарушало бы права человека.
Новый Семейный кодекс не предусматривает обязанность фактических воспитателей, мачех и отчимов, осуществляющих воспитание и содержание несовершеннолетних фактических воспитанников, пасынков и падчериц, выплачивать им алименты в принудительном порядке. Однако это обстоятельство не влечет прекращение выплаты алиментов, взыскиваемых по решению суда, вынесенным по таким делам до 1 марта 1996 года, поскольку п. 2 ст. 120 СК РФ не установлено такого основания к прекращению алиментных обязательств. Такая обязанность существовала в ранее действовавшем законодательстве. Однако с течением времени – считает М.В. Антокольская – существование такой алиментной обязанности становилось все менее и менее оправданным. Указанные лица в принципе не обязаны были начинать содержать детей, не являющихся их родственниками. Они делали это исключительно по доброй воле. Невозможно допустить, чтобы закон позволял обратить чей-либо гуманный поступок против этого лица.
По нашему мнению, с учетом новейшего законодательства «Об опеке и попечительстве», наличие в алиментных отношениях самого института «фактический воспитатель» и «фактический воспитанник» является недопустимым, неприемлемым в силу того, что российское законодательство не допускает возможность для государственных органов, в том числе для органов опеки и попечительства, саму возможность бросить на произвол, пустить на самотек воспитание несовершеннолетних нетрудоспособных детей. Представляется безнравственным всерьез полагать нормальной ситуацию, когда ребенок, нуждающийся в социальном устройстве, вынужден соприкасаться с фактическим воспитателем, так, как если бы органа опеки и попечительства не существовало вовсе.
Лицо, обязанное уплачивать алименты, теперь вправе заключить соглашение об уплате алиментов с их получателем, а нормы закона применяются при отсутствии соглашения между сторонами. Содержание соглашения строго не регламентировано. Размер, способы и порядок уплаты алиментов, уплачиваемых по соглашению, определяются сторонами.
18 ноября 1994 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в КоБС РСФСР». Суды могли уменьшить или увеличить размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, с учетом материального и ли семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств. Впервые при неуплате алиментов предусмотрена возможность обратить взыскание на имущество плательщика. Была так же расширена возможность суда принять решение о взыскании алиментов в твердой денежной сумме и появилась норма, предусматривающая индексацию алиментных платеже.
Как общее право, сохранено взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иного дохода плательщика, неизмененным остался размер долей заработка, взыскиваемых на содержание одного, двоих, троих и более детей. Если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход, либо этот родитель получает заработок и (или) иной доход полностью или частично в натуре или в иностранной валюте, либо если у него отсутствует заработок и (или) иной доход, а других случаях, если взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон, суд в праве определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме или одновременно в долях (в соответствии со ст. 81 СК РФ) и в твердой денежной сумме.
Алименты в твердой денежной сумме могут быть взысканы как по требованию взыскателя, так и по инициативе получателя. Размер твердой денежной суммы определяется исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств (п. 2 ст. 83 Семейного кодекса РФ).
В случаях когда лицо, обязанное выплачивать алименты выезжает на постоянное место жительства в иностранное государство и при не достижении соглашения об уплате алиментов, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с требованием об определении размера алиментов в твердой денежной сумме и о единовременной выплате алиментов, или о предоставлении определенного имущества в счет алиментов, или об уплате алиментов иным способом.
В отличии от ч. 3 ст. 68 КоБС Семейный кодекс Российской Федерации не допускает полного освобождения от уплаты алиментов на несовершеннолетних детей, если дети находятся на обеспечении государства или общественной организации. Алименты, взыскиваемые с родителей на детей находящихся в воспитательных, других учреждениях и оставшихся без попечения родителей зачисляются на счета этих учреждений. При оставлении ребенком учреждения сумма полученных на него алиментов и 50% от их обращения зачисляются на личный счет ребенка в банке.
В настоящее время регулирование алиментных обязательств осуществляется семейным законодательством, которое основывается на нормах Конституции РФ. Например, конституционные принципы равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст. 19 Конституции РФ), равенства прав и обязанностей обоих родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ), провозглашение заботы о детях и их воспитания равным правом и обязанностью родителей находят свое отражение в ст. 1 СК РФ, в соответствии с которой регулирование семейных отношений осуществляется на основе принципов равенства супругов в семье, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
Как следует из п. 2 ст. 3 СК РФ семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов Российской Федерации. При этом законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации СК РФ и по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным. Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать СК РФ.
В известных случаях к алиментным обязательствам применимы нормы гражданского законодательства и, прежде всего, Гражданского кодекса Российской Федерации. СК РФ предусмотрено, что к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений (ст. 4 СК РФ). В отдельных случаях, СК РФ напрямую отсылает к положениям ГК РФ, например, при определении правового режима соглашения об алиментах (ст. 100 СК РФ).
Если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости.
В случаях, предусмотренных СК РФ, другими законами, указами Президента РФ, Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты. Среди актов Правительства об алиментных обязательствах необходимо выделить Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. №841 «Об утверждении перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей»; Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. №195 «О детском доме семейного типа».
Ряд федеральных законов прямо или косвенно также решает задачу охраны семьи. Среди них можно выделить Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Однако, несмотря на предпринятые шаги, круг негативных явлений требует более активного вмешательства в эту сферу, в том числе уголовно-правовыми средствами.
При оценке данных норм заметно влияние на них международно-правовых актов. В соответствии с частью 3 статьи 16 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, семья имеет право на защиту со стороны общества и государства. Аналогичный тезис содержит п. 1 ст. 10 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Пакт ратифицирован Российской Федерацией.
Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, в принципе утверждает: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви и моральной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные и иные пособия на содержание детей».
Среди иных законодательных актов регулирующих правоотношения вытекающие из алиментных обязательств, можно, например, выделить Федеральный закон от 02 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве (ред. от 28.12.2013 г.). В частности, статья 7 указанного Закона устанавливает перечень исполнительных документов, среди которых мы можем выделить исполнительные листы, судебные приказы и нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов; статья 66 определяет размер удержаний из заработной платы и иных видов доходов должника при взыскании алиментов.
При применении норм семейного законодательства – в общем, и норм об алиментных обязательствах – в частности, важно учитывать разъяснения Верховного суда РФ по вопросам применения соответствующих норм. Необходимо выделить: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. №15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака»; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. №9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов».
Действующее законодательство устанавливает уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 Уголовного кодекса РФ).
Акцентируем внимание на том, что по отношению к нормам национального (российского) права нормы международного права обладают приоритетом. Согласно ст. 6 СК РФ если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора.
К семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства семейное законодательство применяется в особом порядке. Так, ст. 163 СК РФ установлено, что права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанность родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства, а при отсутствии такового – законодательством государства, гражданином которого является ребенок. По требованию истца к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок.
При применении норм иностранного семейного права суд или органы записи актов гражданского состояния и иные органы устанавливают содержание этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения в соответствующем иностранном государстве, а также доктринальными положениями. В целях установления содержания норм иностранного семейного права суд, органы загса и иные органы могут обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснениями в Минюст РФ и в другие компетентные органы РФ либо привлечь экспертов. Заинтересованные лица вправе представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного семейного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений. Если содержание указанных норм, несмотря на предпринятые меры, не установлено, то применяется законодательство Российской Федерации.
СК РФ (ст. 167) предусмотрено ограничение применения норм иностранного семейного права. Они не применяются в случае, если такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации. В этом случае применяется российское законодательство.
Проведенный анализ позволяет нам утверждать, что российское алиментное право полностью сложилось к середине 1990-х гг. Регулирование алиментных отношений в Российской Федерации осуществляется семейным законодательством, которое основывается на нормах Конституции РФ. Однако стоит отметить, что в настоящее время широкая правовая база не решает многие проблемы семьи, так как она не учитывает кардинальные изменения экономической жизни семьи, правовой культуры и правового сознания населения, значения места и роли семьи в сфере антикриминального воспитания детей.
|