Проблема невыплаты алиментов является одной из чрезвычайно острых в нашей стране, особенно в сфере обеспечения прав и интересов несовершеннолетних детей на достойном уровне жизни. Будучи участницей Конвенции ООН «О правах ребенка», Россия приняла на себя обязательства по признанию за каждым ребенком права на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Согласно положениям ст. 27 Конвенции родители и другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка. Государство в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимает меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права, оказывает материальную помощь и поддерживает программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем. По оценкам независимых экспертов, в настоящее время около 10 млн. российских детей живут в неполных семьях и вправе по закону рассчитывать на алименты. Однако более половины детей из неполных семей алиментов не получают, поскольку покинувшие их отцы (или матери) уклоняются от исполнения алиментных обязательств. По официальным данным, 48% судебных решений остаются неисполненными, эффективность работы судебной системы снижается практически вдвое.
Принятие 2 октября 2007 г. нового Федерального закона №229-ФЗ – Закона «Об исполнительном производстве» и введение его в действие с 1 февраля 2008 г. явилось существенным шагом на пути совершенствования механизма принудительного исполнения.
Новеллами Закона «Об исполнительном производстве» явились, прежде всего, положения, существенно расширившие полномочия судебного пристава-исполнителя по принудительному исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах. Это право судебного пристава-исполнителя на приостановление исполнительного производства (ст. 40); право направить поручение судебному приставу-исполнителю другой территории совершить исполнительное действие или применить меры принудительного исполнения (ст. 33); право обратиться в регистрирующий орган для государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право (ст. 66); право по заявлению взыскателя или по собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, если должником не исполнены в установленный срок без уважительных причин требования, содержащиеся в исполнительном документе (ст. 67), и другие права. Положения о временном ограничении права гражданина на выезд из Российской Федерации были предусмотрены в Законе задолго до принятия нового Закона «Об исполнительном производстве». Речь идет о ст. 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», в п. 5 которой уклонение от исполнения обязательств, наложенных судом, рассматривается в качестве одного из оснований такого ограничения до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами. Однако полномочиями на применение данного ограничения был наделен в соответствии с законом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере миграции (или его территориальный орган).
Так с 2008 года к неплательщикам алиментов применены ограничения при выезде за границу Российской Федерации. После введения данного ограничения были отмечены заметные выплаты по погашению задолженностей. В 2010 году не смогли выехать за пределы РФ 79 тысяч должников. В 2011 году – уже 117,5 тысячи, в 2012 году – 163 тысячи. Чтобы выехать, они реально погасили задолженность в 287 миллионов рублей.
Во многих областях Российской Федерации проводились совместные рейды сотрудников ГИБДД и ФССП по проверке водительских документов у водителей личного автотранспорта, с целью выявления неплательщиков алиментов, чьи фамилии занесены в компьютерную базу данных. Отмечалась положительная практика возмещения долгов по исполнительным листам.
В рамках межведомственного взаимодействия, начиная с 2008 года, Федеральная служба судебных приставов осуществляет активную работу со службами занятости населения субъектов Российской Федерации в части оказания содействия в трудоустройстве должников. В первом полугодии 2012 года более 10,3 тыс. должников трудоустроены, из пособия по безработице 20,4 тыс. удерживаются алименты на содержание несовершеннолетних детей.
В целях обеспечения прав и интересов несовершеннолетних детей Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. №841 утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей. Самой сложной проблемой на практике оказывается проблема выявления реальных доходов плательщика алиментов и установления их действительного размера.
Следует обратить особое внимание на расширение перечня видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание (ст. 101 Закона «Об исполнительном производстве»). Перечень, приведенный в п. 1 ст. 101 Закона «Об исполнительном производстве», носит исчерпывающий характер и включает 17 наименований, в том числе денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей. Вместе с тем п. 2 данной статьи установлены два исключения из правила, касающиеся алиментных обязательств в отношении несовершеннолетних детей. В частности, предусмотрена возможность обращения взыскания по алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей на денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, и на компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате техногенных и радиационных катастроф.
В случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, требования по взысканию алиментов удовлетворяются в первоочередном порядке наряду с требованиями о возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, а также требованиями о компенсации морального вреда (ст. 111 Закона «Об исполнительном производстве»).
За период применения положений СК РФ и Закона «Об исполнительном производстве» наметились «болезненные» негативные тенденции, когда решение суда о взыскании алиментов остается неисполненным в силу отсутствия у лица, обязанного их уплачивать, заработной платы, иного дохода или имущества, из которых может быть произведено удержание алиментов.
Проблема исполнения алиментных обязательств возникает также и в тех случаях, когда сложно, а зачастую невозможно установить размер реальных доходов плательщика алиментов ввиду сосуществования двух видов дохода: легального (документально подтвержденного) и теневого (неучтенного). К сожалению, практика свидетельствует о том, что недобросовестному лицу легко скрывать и получаемые доходы, и их размеры, так как часть заработной платы может находиться в тени.
Сегодня не существует реального правового механизма выявления истинных доходов должника, любой гражданин может иметь неограниченное количество источников дохода, полностью выявить которые практически не возможно, нет совершенства в законодательстве для установления теневых доходов алиментщиков, нет повсеместной практики описи и ареста имущества должника и обращения на него взыскания. Фактически, в нарушение закона, розыск места работы и имущества должника ложится на плечи взыскателя, что дает слабые результаты в виду ограниченных правовых возможностей.
Также не существует и сколько-нибудь действенного, отлаженного механизма привлечения к семейно-правовой, административной и уголовной ответственности за неисполнение алиментных обязанностей. Хотя санкция в виде уплаты неустойки нашла свое место в СК РФ, а в КоАП РФ и в УК РФ предусмотрены соответствующие составы, но не продумана и не реализуется последовательность и взаимосвязанность в их применении. Механизм реализации нормы о семейно-правовой ответственности за просрочку в уплате алиментов достаточно сложен, требует взаимодействия между взыскателем, судебным приставом-исполнителем и судом. Отсутствует внятный механизм привлечения к административной и уголовной ответственности за уклонение от уплаты алиментов. В результате принцип неотвратимости наступления ответственности за совершенное правонарушение и применения более строгой меры ответственности за более тяжкое правонарушение не реализуется
Созрела острая необходимость создания действенных механизмов взыскания алиментов, установления реального минимума из которого возможно исчислять сумму алиментов, решения вопросов о воздействии на злостных неплательщиков алиментов с целью надлежащего обеспечения социально незащищенных слоев населения, прежде всего детей, будущее нашей страны, стариков и инвалидов.
Проблема в том, что приставы просто не используют всех предоставленных им законом полномочий, поэтому бездействие судебных приставов-исполнителей стопорит процесс взыскания алиментов. Большинство заявителей не следят за течением исполнительного производства и не используют такие меры, как обращение в суд с требованием о признании действия пристава незаконным. Для того чтобы судебный пристав-исполнитель выполнил все предписанные законом мероприятия, взыскателю необходимо постоянно контролировать этот процесс. Следует знать, что исполнительное производство нужно взять под свой жесткий контроль. Если исполнительный лист уже длительное время находится на исполнении в службе судебных приставов, но алименты так и не поступают, нужно использовать все средства побуждения пристава к активной работе. Можно направить заказным письмом с уведомлением судебному приставу-исполнителю письмо с просьбой уведомить о мерах, принятых для взыскания с должника алиментов. В случае длительного неисполнения, написать жалобу на бездействие судебного пристава или обжаловать действия службы судебных приставов в суде, если жалоба на судебного пристава не принесла результата.
По статистике Федеральной службы судебных приставов в первом полугодии 2012 года поступление исполнительных документов по взысканию алиментов с учетом перешедшего остатка прошлого года на исполнении находилось свыше 1 млн. 495 тыс. исполнительных производств данной категории (в аналогичном периоде 2011 года –1 млн. 547 тыс.).
Таким образом, в настоящее время нельзя назвать меры защиты несовершеннолетних детей от бездействия и неучастия родителей в их жизни эффективными. Стоит серьезно отнестись к проблеме высокой загруженности приставов, поскольку огромное количество производств не позволяет качественно выполнять работу в отношении каждого должника; следует активно использовать все меры ответственности для должников, вплоть до привлечения к уголовной ответственности; нужно перенимать опыт зарубежных коллег, чьи меры наказания и ответственности оказываются весьма действенными; необходимо привлекать СМИ к данной проблеме, для того, чтобы неисполнение алиментных обязательств стало порицаемо в обществе.
К примеру, в целях повышения эффективности розыска должников по алиментам в УФССП может быть организована работа по размещению персональных данных (фотография, фамилия, имя, отчество, дата рождения) должников по алиментам, находящихся в розыске, в средствах массовой информации, на билбордах. Ориентировки на разыскиваемых граждан могут быть размещены в рубрике «Розыск должников по алиментным обязательствам» на официальном интернет-сайте УФССП. Помимо этого Министр РФ, ответственный за деятельность «Открытого правительства», Михаил Абызов предложил создать в России сайт с базой данных на граждан, не платящих алименты, куда будут внесены все неплательщики.
Также, в идеале на период розыска лиц, уклоняющихся от выплаты алиментов на содержание ребенка, государство должно взять эти выплаты на себя и осуществлять их из специального фонда с последующим взысканием с должников всех расходов по содержанию ребенка. Аналогичным образом государство должно действовать и в ситуациях, когда плательщик алиментов в силу объективных причин, например, отсутствия адекватных источников дохода, не в состоянии выполнить долговые обязательства перед своим ребенком или родителями.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила создать государственный фонд для поддержки матерей-одиночек, бывшие мужья которых уклоняются от выплаты алиментов. Сегодня нерадивые родители (в основном это отцы) задолжали своим детям уже 10 миллиардов рублей. Объем «алиментного фонда» предполагается определить как раз в эту сумму. Фонд будет взаимодействовать с судебными приставами по розыску родителя. После того как папа или мама будут найдены, они обязаны компенсировать фонду все расходы на его семью и поиск.
Должны быть более эффективно задействованы местные органы, которые обязаны по законодательству заниматься с неплательщиками алиментов, ведущими асоциальный образ жизни. Необходимо осуществлять более тесное взаимодействие службы приставов с органами исправления для налаживания реальной координации работы отдельных частей механизма назначения и взыскания алиментов. При этом должна быть создана специализированная структура, которая отвечала бы за конечный результат, – обеспечение ребенка или родителя алиментами. С целью обеспечения единства работы всех заинтересованных органов необходимо создание Государственного алиментного фонда с функцией отслеживания ситуации и координации усилий.
Таким образом, необходимо дальнейшее исследование конкретных недостатков исполнительного производства с целью последующего их устранения. В то же время необходимо устранять такие имеющиеся недостатки, как дискриминация нотариального соглашения по сравнению с исполнительным листом в исполнительном производстве (формально приравнены, фактически нет); недостаточно прописанный механизм обжалования бездействия пристава; отсутствие материальной ответственности судебных исполнителей за вред, причиненный гражданину бездействием (неправильным действием); отсутствие специального положения о трудоустройстве уклоняющихся от уплаты алиментов; паспортные проблемы; и низкая оплата работников исполнителей судебных решений.
Все это свидетельствует о насущной необходимости реформирования законодательства, регулирующего исполнение алиментных обязательств.
|