Понедельник, 25.11.2024, 23:34
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Алиментные обязательства лиц, привлеченных к уголовной ответственности

Уголовная ответственность – это один из видов юридической ответственности, заключающийся в предусмотренном УК ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления. Уголовная ответственность применяется в целях достижения социальной справедливости, исправления осужденных, а так же для предупреждения новых преступлений, как этими лицами, так и другими гражданами. Уголовная ответственность начинается с момента вступления в силу обвинительного приговора суда. Уголовная ответственность реализуется в отбытии лицом назначенного судом наказания.

Основанием для уголовной ответственности будет являться наступление общественно опасного деяния, то есть преступление.

Различают следующие виды уголовной ответственности:

1) штраф;

2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

4) обязательные работы;

5) исправительные работы;

6) ограничение по военной службе;

7) ограничение свободы;

8) арест;

9) содержание в дисциплинарной воинской части;

10) лишение свободы на определенный срок;

11) пожизненное лишение свободы;

12) смертная казнь.

Рассматривая проблему уплаты алиментов лицами, привлеченными к уголовной ответственности, следует уделить особое внимание взысканию алиментов с лиц, осужденных к лишению свободы.

В условиях современно-прогрессирующего общества особое значение приобретает создание надежного механизма защиты законных интересов граждан, пострадавших от неправомерных и насильственных действий со стороны недобросовестных лиц и криминального сообщества. При этом основная доля лиц, совершивших тяжкие преступления, отбывают наказание в местах лишения свободы. И почти столько исправляются в обществе.

Но проблема не в том, что за свое деяние они получили по заслугам и им возданы превентивные меры воздействия либо применены наказания, не связанные с лишением свободы. Наказание – это обязательная мера государственного принуждения за совершенное деяние, назначенная судом. А важность проблемы в том, что «спрятавшись» за решетку или альтернативные лишению свободы меры воздействия, они на долгие годы «освобождают» себя от исполнения судебных актов и решений по исполнительным производствам и выплатам за нанесенный ущерб.

Осужденные родители обязаны содержать своих детей: мать – всегда, отец – в том случае, если брак с матерью ребенка зарегистрирован; если он добровольно признал себя отцом в органах ЗАГСа; а также если его отцовство установлено судом. Осужденный, который ранее усыновил ребенка, также обязан его содержать. Лишение родительских прав или признание брака недействительным не освобождает родителей от алиментной обязанности. Если дети помещены в детские учреждения, средства на содержание детей взыскиваются в пользу этих учреждений с каждого из родителей, поскольку они не освобождены от внесения платы (гл. 14–17 СК). Выборочные статистические данные показывают, что подавляющее большинство осужденных, имеющих детей, более добросовестно относятся к труду. Они обладают дополнительным стимулом – желанием материально помочь семье, детям. Статья 157 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты алиментов. Признаками злостного уклонения будут являться: отказ от уплаты алиментов без уважительных причин в течение продолжительного времени (обычно свыше трех месяцев), несмотря на предупреждение об уголовной ответственности; прежняя судимость за аналогичное преступление; розыск органами милиции в связи с неуплатой алиментов и т.д.

Несовершеннолетним детям алименты выплачиваются до достижения совершеннолетия. С этого времени дети утрачивают право на получение алиментов, даже если они учатся. Алименты с осужденного взыскиваются в пользу несовершеннолетних детей, их получает законный представитель ребенка (другой родитель, опекун, попечитель), выступающий от имени ребенка и в его интересах.

Совершеннолетние дети, если они нетрудоспособны и нуждаются в помощи, также имеют право на алименты. К нетрудоспособным относятся инвалиды I, II, III групп. Нуждаемость устанавливается в каждом конкретном случае судом, исходя из материального и семейного положения родителя и взрослых детей. Размер твердой денежной суммы определяется судом исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств (ст. 83 СК)..

Размер алиментов, взимаемых с осужденных в пользу несовершеннолетних детей, определяется в обычном порядке (ст. 83 СК).

Размер долей может быть уменьшен судом при условии: 1) если у осужденного есть другие несовершеннолетние дети, которые оказываются менее материально обеспеченными; 2) если осужденный – инвалид I или II группы; 3) если несовершеннолетние дети работают и имеют достаточный заработок. Суд также вправе уменьшить размер алиментов или освободить от их уплаты, если дети находятся на полном содержании государства или общественной организации.

Осужденные могут быть обязаны выплатить алименты не только как родители, но и в качестве детей в соответствии со ст. 87 СК РФ, согласно которой трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

Часть 5 ст. 87 СК РФ предусматривает освобождение детей от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей. Дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишенным родительских прав.

При регистрации расторжения брака на основании удержания алиментов с осужденного в пользу другого супруга необходимо решение суда.

Заработок, с которого производится удержание алиментов, определяется в соответствии с ведомственными нормативными актами. Для определения размера алиментов берется сумма начисленного заработка за вычетом налогов. Взыскание же алиментов производится не из суммы начисленного заработка, а из суммы, оставшейся после удержания из заработка не только налогов, но и стоимости питания, вещевого довольствия и перечисления на лицевой счет минимума заработной платы в соответствии с законом. Нередко сумма, оставшаяся после всех удержаний, оказывается меньше размера алиментов, которые нужно взыскать. Следует полагать, что невзысканные с осужденных суммы алиментов будут составлять задолженность, подлежащую определению и взысканию по правилам ст. ст. 82, 83 СК. На этих позициях стоит и судебная практика, и теория семейного права. Ни специальные нормативные акты, ни Семейный кодекс Российской Федерации не предусматривают возможности взыскивать алименты не в полной сумме, если фактический заработок не обеспечивает полной выплаты. Во всех случаях неуплаты алиментов образуется задолженность.

Особенности семейно-правового положения осужденных не дают основания для льготного исключения из общего правила. Осложнения с взысканием суммы задолженности при небольших заработках осужденных и другие фактические препятствия не могут изменить норму права.

Средний заработок осужденного составляет 195,80 руб. в день или 4111,8 рублей в месяц (при 21 рабочем дне), притом, что средняя заработная плата по Российской Федерации в 2013 году составила 27339,4 руб. В связи с этим работающие осужденные оплачивают крайне незначительные суммы порядка 1000 руб. в месяц.

В то же время у осужденных, которые не осуществляют трудовую деятельность в учреждениях уголовно-исполнительной системы и не производят выплаты, возникает задолженность, которая рассчитывается исходя из средней заработной платы по Российской Федерации и составляет порядка 6 800 руб. в месяц, и подлежит взысканию при последующем получении должником доходов, как в учреждениях уголовно-исполнительной системы, так и после освобождения из мест лишения свободы.

Таким образом, интересы детей, на чье содержание удерживаются алименты с доходов осужденных в уголовно-исполнительной системе значительно ущемлены по сравнению с детьми на содержание которых удерживаются алименты в обычном порядке.

Задолженность по алиментам у осужденного образуется за время, в течение которого алименты по исполнительному листу не удерживались или удерживались, но не в полном объеме. Задолженность взыскивается по исполнительному листу в пределах трехлетнего срока давности, предшествовавшего предъявлению исполнительно листа к взысканию, а если должник разыскивался – за весь прошлый период. Размер задолженности определяется исходя из заработка, полученного за время, в течение которого взыскание не производилось. Если осужденный – должник по алиментам – не работал в ИК, задолженность за это время будет определяться исходя из заработка, получаемого им ко времени взыскания задолженности (ст. 83 СК). При несогласии осужденного с размером задолженности по алиментам он может обжаловать действия судебного исполнителя в гражданско-процессуальном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Освобождение от уплаты задолженности или ее уменьшение возможны только по судебному решению по иску осужденного. С иском о снижении задолженности осужденный может обратиться в суд по месту жительства взыскателя алиментов (то есть супруга, опекуна или попечителя детей). Суд может вынести решение о сложении задолженности или ее уменьшении, если неуплата алиментов произошла по уважительным причинам и материальное семейное положение осужденного не дает возможности погасить образовавшуюся задолженность. В условиях мест лишения свободы к уважительным причинам неуплаты алиментов можно отнести болезнь осужденного, не предоставление ему фронта работ, использование осужденного на низкооплачиваемых работах не по его вине и т.п.

Если же осужденный имеет большую задолженность и размер заработка не позволяет погасить из него долг, то для погашения задолженности допустимо обращение взыскания на вклады в сберегательные кассы (в соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом Российской Федерации), обращения взыскания на имущество в размере, необходимом для погашения задолженности. В счет погашения задолженности взыскание может быть обращено и на принадлежащий осужденному жилой дом, за исключением тех случаев, когда основным занятием осужденного до ареста было сельское хозяйство и его семья продолжает постоянно проживать в этом доме.

Если ребенок, на содержание которого взыскивались алименты, достиг совершеннолетия до погашения задолженности, удержание алиментов продолжается без предъявления нового иска впредь до погашения задолженности в соответствии с гражданским правом России.

Осужденные родители, уплачивающие алименты на несовершеннолетних детей, могут быть привлечены к участию в уплате дополнительных расходов на детей, вызванных исключительными обстоятельства: тяжелая болезнь, увечье ребенка и др. (ст. 86 СК). Осужденные могут платить алименты, как в добровольном порядке, так и на основании решения суда. Согласно ст. 80 СК РФ осужденный, избрав добровольный порядок уплаты алиментов, вправе обратиться с соответствующим письменным заявлением к администрации ИК, на основании которого бухгалтерия обязана ежемесячно удерживать алименты из его заработка. Удержание алиментов в добровольном порядке не разрешается, если общая сумма удержания на основании заявления и исполнительных документов превышает 50% заработка осужденного, а также если с осужденного взыскиваются по судебному решению алименты на детей от другой матери. В этих случаях взыскание алиментов возможно только на основании судебного решения (ст. 81 СК).

Избранный осужденным добровольный порядок уплаты алиментов не исключает права взыскателя в любое время обратиться в суд с иском об алиментах.

От администрации ИК зависит такая организация труда осужденного, которая способствовала бы наиболее полному выполнению алиментной обязанности и быстрейшему погашению образовавшейся задолженности по алиментам. В ч. 2 ст. 107 Уголовно-Исполнительного кодекса Российской Федерации указано, что первоочередной задачей является удержание алиментов по исполнительным листам с работающих осужденных.

За несоблюдение определенных обязанностей по надлежащему исполнению судебного решения о взыскании алиментов предусмотрена имущественная ответственность (штраф) виновных должностных лиц. Так, СК РФ предусматривает взыскание штрафа за несоблюдение обязанности удерживать алименты на основании отметки в паспорте до поступления исполнительного листа. Ответственность наступает также в случае утраты исполнительных листов, невыполнения предписаний судебного исполнителя о производстве в установленный срок взысканий из заработка осужденного, невозвращения исполнительного листа после освобождения должника. В справке об освобождении должна быть запись о задолженности по исполнительному листу.

Иногда иски об алиментах предъявляются с единственной целью снизить размер взыскания по другим исполнительным листам, например, сумм о возмещении ущерба, причиненного растратами и хищениями, поскольку закон ограничивает размер удержаний из заработной платы 50% (ГПК РФ).

Когда рассматривается вопрос «взыскание алиментов с осужденного», очень часто трудности возникают. Возникают по вполне объяснимой причине – из-за невозможности подобного взыскания. Ведь сам факт пребывания плательщика алиментов в местах лишения свободы не свидетельствует о его трудовой занятости вопреки распространенному мнению наших сограждан. На сегодняшний день немногие осужденные трудоустроены и получают хоть какой-то доход.

Здесь и встает вопрос о правообеспечительной и правореализующей составляющей деятельности Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов (далее ФСИН и ФССП), в части взыскания задолженностей с лиц, отбывающих уголовные наказания.

Существует множество как объективных, так и субъективных факторов, не позволяющих в полном объеме использовать осужденных в трудовой сфере. В основном это происходит по причине отсутствия специальности у осужденного, ограниченной трудоспособности или нетрудоспособности (инвалидность, нервно-психические заболевания, туберкулез и т.д.), а также в силу исполнения оперативно-режимных требований (склонные к побегу, членовредительству, нарушению режима отбывания наказания и т.д.).

Нововведением для организации порядка удержаний по исковым заявлениям явилось внесение изменений в ст. 107 УИК РФ («Удержания из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы»). Первоочередность взыскания алиментов и возмещения вреда позволила погашать задолженность всем трудоустроенным осужденным.

Однако, несмотря на принимаемые меры по созданию дополнительных рабочих мест для спецконтингента, в том числе первоочередного трудоустройства осужденных, имеющих задолженность по исполнительным листам, существует ряд проблем взыскания задолженности:

низкий заработок осужденных в связи с невыполнением осужденными норм выработки из-за низкой квалификации;

высокая степень износа основных производственных средств;

отсутствие стимулов у работающих осужденных к увеличению производительности труда.

К повышению стимула работающих осужденных вполне уместной и своевременной послужила бы поправка в ст. 99 УИК РФ («Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы»). Это касается неравноправной возможности осужденных использования денежных средств, находящихся на их лицевых счетах, с учетом работающих и неработающих категорий. Так, у работающего осужденного либо осужденного, получающего пенсию, производится обязательное ежемесячное отчисление с лицевого счета денежных средств на возмещение расходов по их содержанию (питание, одежда, коммунально-бытовые услуги, индивидуальные средства гигиены). Однако неработающие осужденные пользуются вышеперечисленными услугами по их содержанию бесплатно. Данное положение приводит к тому, что осужденные не стремятся трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией учреждения, к отсутствию позитивной мотивации у работающих осужденных к выполнению и перевыполнению норм выработки.

Эффективное взыскание задолженности с лиц, отбывающих наказание в УИС, может быть только при рациональной организации взаимодействия между подразделениями Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов (далее – ФСИН и ФССП).

Однако до сих пор не выработан единый подход к оценке взаимодействия на различных уровнях управления, что обусловлено в первую очередь отсутствием научно-методических разработок по данной проблеме, а также отсутствием системной нормативно-правовой регламентации. В связи с этим на практике возникают трудности в организации этой работы как на уровне региональных, территориальных органов управления, так и на уровне служб и подразделений объектового назначения, что негативно сказывается на результатах совместной работы, создает предпосылки для дальнейшего роста правонарушений, снижает эффективность профилактических мероприятий, снижает доверие населения к деятельности правоохранительных органов.

Совместная работа в данном направлении стала проводиться после принятия на федеральном уровне Соглашения от 13.07.2010 №10/1–2394/12/01–5 «О взаимодействии Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов» (далее – Соглашение).

Вышеназванным Соглашением определены цели по организации общих форм взаимодействия, позволяющие разрабатывать и заключать совместные соглашения, издавать приказы для конкретизации форм и методов совместных действий, исходя из сложившихся в соответствующем субъекте Российской Федерации условий.

Основными задачами взаимодействия являются:

регулярный обмен информацией по вопросам, входящим в компетенцию сторон и представляющим взаимный интерес;

совместные мероприятия (издание приказов, заключение соглашений, создание рабочих групп, сверка данных и т.п.) в отношении лиц, являющихся должниками по исполнительным производствам и осужденных к уголовному наказанию в виде лишения свободы либо к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Содержанием информационного обмена между органами исполнения наказаний и службы судебных приставов является получение информации о:

трудоустройстве осужденного должника;

наличии у осужденного должника заработка;

размере заработка и производимых удержаниях;

размере денежных средств на лицевом счете осужденного должника;

сроке отбывания наказания;

сроках возможного рассмотрения вопроса об условно-досрочном освобождении осужденного должника;

о наличии и размере задолженности осужденного должника по исполнительным документам.

Кроме того, в рамках Соглашения структурные подразделения территориальных органов ФССП России при получении информации об отсутствии работы у осужденного к лишению свободы должника в рамках исполнительных производств направляют в УИН ходатайства о трудоустройстве. При получении информации об осуждении должника к наказанию, не связанному с лишением свободы, запрашивают в уголовно-исполнительных инспекциях информацию о месте работы и жительства осужденного должника, о дате постановки на учет, дате и основаниях снятия с учета и одновременно сообщают о наличии у него непогашенной задолженности по исполнительным документам.

На основании Соглашения большинство региональных органов ФСИН и ФССП России по ПФО заключили совместные соглашения для конкретизации форм и методов совместных действий, исходя из сложившихся в том или ином субъекте Федерации условий.

Однако, несмотря на принятые Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между региональными органами ФСИН и ФССП России, конкретизация форм и методов совместных действий носит эпизодический характер и ограничивается лишь формальными мерами повышения эффективности принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов, организация розыска должников и их имущества.

Современная практика показывает, что до сих пор не выработан единый подход к реализации данной проблемы. В первую очередь, это полное отсутствие взаимопонимания по данной проблеме между ФСИН и ФССП (за исключением, случаев обмена статистической информацией), и второе – нежелание совместно решать проблему на государственном уровне. Речь идет о возможности нормативно-правового урегулирования вопроса об обязательном привлечении к труду осужденных, имеющих исковые обязательства как на федеральном, так и на региональном уровнях, и создании законодательных предпосылок для формирования собственной производственной базы для трудоиспользования различной категории осужденных. К труду должна быть привлечена вся трудоспособная часть наших сограждан, отбывающих уголовные наказания, как в исправительных учреждениях, так и на свободе. И это должна быть государственная политика, а не только попытки территориальных органов ФСИН России в поисках работодателей и возможностей расширения собственного производства.

Проанализировав третью главу дипломной работы, посвященную алиментным обязательствам лиц, привлеченных к уголовной ответственности, мы сделали ряд выводов.

Проблема взыскания алиментных обязательств с лиц, осужденных к лишению свободы, является очень актуальной и острой на сегодняшний день, так как от неуплаты алиментов страдает в первую очередь большое количество детей.

При взыскании алиментов, начисляемых на заработок отбывающего наказание родителя, судебный пристав-исполнитель, подтвердив достоверность предоставленной информации о пребывании неплательщика в местах лишения свободы, отправляет в бухгалтерию исправительного учреждения документацию с требованием, в котором предписан порядок и размер удержания задолженности по алиментам. Взыскание алиментов с осужденных, находящихся в местах лишения свободы, производится из всего заработка и иного дохода с учетом отчислений на возмещение расходов по их содержанию.

Отсутствие трудоустройства при пребывании плательщика алиментов в местах лишения свободы не означает «списание долгов». При освобождении должника его документы, которые предписывают взыскание алиментных выплат, снова направляются судебному приставу. В соответствии со статьей 113 СК РФ, размер задолженности на содержание детей за период отбывания наказания, связанного с лишением свободы, начисляется исходя из средней заработной платы в регионе, действующей на момент взыскания задолженности.

Если осужденный имеет большую задолженность и размер заработка не позволяет погасить из него долг, то для погашения задолженности допустимо обращение взыскания на вклады в сберегательные кассы и имущество в размере, необходимом для погашения задолженности.

Исходя из важности исполнительного производства судебных актов по взысканию алиментов, первостепенное значение приобретает организация трудовой занятости лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Необходимо создать надежный механизм защиты имущественного и материального положения потерпевших, их прав в целом. На первый план должна выйти интеграция всех сил и средств службы исполнения наказаний и службы судебных приставов по вопросам принудительного исполнения судебных актов и решений, розыска лиц, имеющих исковые обязательства на подведомственных территориях и объектах.

Кроме того, важным фактором в реализации судебных решений в части взыскания исковых задолженностей является совместная работа органов исполнения наказания и службы судебных приставов, проводимая в едином правовом поле при наличии комплекса внутрисистемных ведомственных документов, регламентирующих вопросы взаимодействия, оценки его результатов. Данная работа должна включать в себя:

– создание механизма взаимодействия уголовно-исполнительной системы и службы судебных приставов на основе общих (основных) и специальных принципов совместной деятельности на уровне каждого субъекта федерации и страны в целом; организация в процессе взаимодействия совместного планирования деятельности с возможностью принятия комплекса совместных управленческих решений;

– анализ и оценка эффективности практических мероприятий по осуществлению взаимодействия, связанных с организацией принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов, включая вопросы розыска должников и их имущества, оценка и совершенствование основных форм и методов взаимодействия; разработка научно обоснованных рекомендаций по определению критериев оценки взаимодействия ФСИН и ФССП на федеральном, территориальном и объектовом уровнях.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (27.03.2017)
Просмотров: 303 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%