Третейский суд – альтернатива государственной юстиции, суд третьего лица, избранного самими спорящими сторонами, которому они добровольно доверяют вынесение решения по своему делу и заранее обязуются подчиняться этому решению.
Институт третейского суда был первой формой правосудия, к которой добровольно обращались люди в целях установления справедливости и мира. Пройдя ряд веков, он разделял судьбу народов в зависимости от форм управления, определявших гражданскую свободу. Благодаря своей конструкции, третейский суд может правильно развиваться только в условиях свободных гражданских отношений и исключительно на договорном начале.
Римские юристы эти принципы согласно тогдашним воззрениям на право строго систематизировали и довели их развитие до удивительного совершенства.
Когда на пути развития гражданской свободы встречались препятствия в виде деспотической власти или варварства, ставивших силу вместо права, то и третейский суд претерпевал аналогичные испытания. И, наоборот, когда средневековые правители, короли и вассалы, занятые военными или иными делами, не обращали внимания на урегулирование мирных гражданских занятий, то институт третейского суда сам собой оживал и приносил существенную пользу, главным образом в торговых отношениях, как это усматривается из истории средневековых итальянских республик.
С постепенным развитием абсолютной государственной власти замечается и постепенное умаление института третейского суда, так как отправление правосудия становится прерогативой верховной власти. [1]
Только добрая воля лица может подвергнуть спорное дело разбирательству третейского суда – от того он и называется добровольным.
Но как в каждом процессе две стороны, истец и ответчик, только по соглашению обеих сторон может уклониться дело от рассмотрения официального Суда.
Защита гражданских прав может осуществляться в установленном законом порядке различными органами. В соответствии со ст. 11 Гражданского Кодекса РФ 1 защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Третейский суд – это более адекватная рыночным отношениям форма юрисдикции, поскольку предполагает широкий выбор третейских судов из числа независимых квалифицированных специалистов по инициативе самих участников конфликта и, следовательно, индивидуальный подход к каждому делу.
Цель третейского разрешения дел – урегулирование возникших правовых конфликтов и обеспечение добровольного исполнения обязательств.
В системе ООН разработан рекомендательный международно-правовой акт, служащий моделью регламентации создания и деятельности третейских судов на территории различных государств – типовой закон ЮНСИТРАЛ о коммерческом арбитраже.2
Суть третейского соглашения сводится к тому, что при его заключении стороны возлагает на себя обязанность по разрешению всех или части споров, возникших между ними в рамках конкретного правоотношения, посредством третейского судопроизводства, исключая тем самым данные споры из юрисдикции государственных судов.
Передавая спор на рассмотрение третейского суда, контрагенты получают ряд преимуществ, свойственных третейскому судопроизводству, а именно: оперативность, экономичность, диспозитивность процесса, его неформализованность, а так же доверительный характер отношений между спорящими сторонами и органом, призванным разрешить спор. Такое положение вещей ничем не грозит сторонам третейского судопроизводства, если все участники отношений действуют добросовестно.
Однако возможна ситуация, когда кто-либо преднамеренно будет затягивать разбирательство спора или иным образом препятствовать разрешению конфликта.
Эти нарушения окажутся еще более значимыми, чем они будут исходить со стороны суда.
Стороны третейского разбирательства – организации, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, физические лица, которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск.
Третейские суды можно классифицировать по следующим основаниям. По предмету третейского разбирательства выделяются:
Третейские суды, рассматривающие внутренние споры, т.е. споры с участием российских граждан и организаций. Деятельность таких судов регулируется ФЗ о третейских судах. Примером таких судов являются третейские суды, созданные при торгово-промышленных палатах (ТТП), ассоциациях т.д. Третейский суд для разрешения экономических споров при ТПП РФ, Сибирский третейский суд, Третейский суд при Санкт-Петербургской ТПП и т.д.
Третейские суды, рассматривающие споры из внешнеторговых и иных видов международных экономических связей. Такие третейские суды называются международными коммерческими арбитражами (МКАС), их деятельность определяется Законом о МКАС.1
Например, МКАС и Московская арбитражная комиссия (МАК) при торгово-промышленной палате (ТПП) РФ, в компетенцию МАК входят споры, вытекающих из договоров и других гражданско-правовых отношений, которые возникают из торгового мореплавания. При этом сторонами таких отношений могут быть субъекты российского и иностранного права или только российского, либо только иностранного права. МАК разрешает споры, вытекающие их отношений: по фрахтованию судов - разновидность коммерческой деятельности, связанная с заключением договоров о перевозке грузов или пассажиров морским, речным, авиационным или автомобильным транспортом, Наиболее развито фрахтование в морских перевозках, где оно имеет различные формы: на отдельные рейсы, на последовательные рейсы, на условиях контрактов, в аренду; по морскому страхованию; по лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному обслуживанию морских судов; по спасанию на море; отношения, связанные с куплей-продажей, залогом и ремонтом морских судов и иных плавучих объектов и т.д. МКАС Международной торговой палаты и т.д.
В зависимости от времени действия выделяют:
Постоянно действующие третейские суды;
Третейские суды для разрешения конкретного спора.
Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями и действуют при этих организациях. Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при органах власти и органах местного самоуправления. 1
Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация:
приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;
утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;
утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.
Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон. Если в соглашении сторон порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора не определен, то применяются положения ФЗ «О третейских судах в РФ».
В отличие от постоянно действующего третейского суда третейский суд для разрешения конкретного спора не имеет места нахождения, в котором осуществляется администрирование его деятельности. Между тем, как свидетельствует практика деятельности международных коммерческих арбитражей, администрирование и управление третейским судом оказывается весьма существенной поддержкой в его деятельности. Поддержка, оказываемая составу третейского суда постоянно действующим третейским судом, как правило, осуществляется вначале арбитражного (третейского) процесса, при назначении арбитров (третейских судей), а также в ходе проведения самого процесса и при его завершении.
В то же время согласно бюрократическим законам жизни институционализация третейского суда имеет и определенные недостатки, заключающиеся в том, что администрирование, администрация, как и всякая бюрократия, становится самодовлеющей. На практике это может привести к формализации процесса, затягиванию работы. Во всяком случае, на такую опасность указывают юристы, работающие в крупных международных арбитражных центрах. 1
Законодатель при установлении норм, регулирующих деятельность постоянно действующих третейских судов и судов для конкретного рассмотрения спора, по-видимому, учитывает и то обстоятельство, что третейские суды для разрешения конкретных споров создаются, как правило, в случаях, требующих особой доверительности во взаимоотношениях между сторонами. Так, в том случае, если возникают какого-либо рода препятствия, в формировании состава постоянно действующего третейского суда, уполномоченный орган (например, президент торгово-промышленной палаты) вправе вмешаться в процедуру назначения третейских судей и принять решение, направленное на стабильную работу третейского суда (в том числе своим решением назначить третейских судей). Что касается третейского суда для разрешения конкретного спора, то в случае не достижения сторонами согласия относительно третейских судей все негативные последствия, связанные с невозможностью рассмотрения дела в суде для разрешения конкретного спора, возлагаются на стороны. В этом случае (т.е. в случае отказа одной из сторон от назначения третейского судьи) третейское разбирательство подлежит прекращению, а соответствующий правовой спор может быть передан на рассмотрение государственного суда.1
В зависимости от специализации выделяют:
Специализированные третейские суды, рассматривающие определенные категории правовых споров, например, Третейский суд Ассоциации документальной электросвязи, третейский суд при информационной торговой системе «Е-Мetex», третейские суды по информационным спорам;
Третейские суды, рассматривающие любые правовые споры, которые могут быть переданы на его рассмотрение в соответствии с законодательством РФ, например Единый третейский суд сообществ банкиров, промышленников и строителей, Третейский суд информационным спорам при Союзе операторов Интернет.
По характеру субъектов рассматриваемого спора выделяют:
Третейские суды для рассмотрения споров между субъектами предпринимательской деятельности; 1
Третейские суды, рассматривающие споры между организациями и гражданами;
Третейские суды для рассмотрения между гражданами;
Третейские суды, рассматривающие любые споры независимо от их субъективного состава. 2
Известно, что определенные принципы присущи как праву в целом, так и каждой его составляющей. В этих основных идеях с наибольшей полнотой проявляются сущность, содержание и специфика права, благодаря им уточняются смысл и пределы действия тех или иных норм, восполняются пробелы действующего законодательства. Поэтому совершенно очевидно, что основные принципы третейского разбирательства рассматривались через призму основных идей общественного разбирательства и нередко говорилось о том, что четкое нормативное закрепление их, несомненно, способствовало бы дальнейшему развитию и совершенствованию несудебных форм правовой защиты.
Однако прямое нормативное закрепление в современном российском законодательстве принципов третейского разбирательства как основополагающих начал осуществления третейскими судами своей деятельности стало новеллой в правовой системе нашего государства лишь с принятием Федерального закона от 24 июля 2002г. № 102 –ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».
Статья 18 этого закона к таким принципам отнесла: законность; конфиденциальность; независимость и беспристрастность третейских судей; диспозитивность; состязательность и равноправие сторон.3
Основное место в системе общеправовых принципов в теории права отводится принципу законности как наиболее общему, 1всеобъемлющему, в соответствии с которым право выступает как реальная регулирующая сила, обеспечивающая верховенство закона, равенство всех перед законом, строгое соблюдение и исполнение юридических норм.
Содержание данного принципа вытекает из статьи 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. 2Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В общей теории права факт существования принципа законности в качестве самостоятельного и действующего во всех без исключения отраслях права является абсолютным и неоспоримым. В литературе, посвященной гражданскому и арбитражному процессу, встречаются различные точки зрения относительно сферы действия данного принципа и его места в системе принципов российского права.
Так, например, Е.А. Виноградова относит этот принцип к категории межотраслевых. В.В. Ярков, анализируя содержание принципа законности, полагает, что вряд ли данный принцип следует рассматривать как самостоятельный принцип гражданского или арбитражного процесса, поскольку соблюдение законности при осуществлении правосудия является основной обязанностью суда. По этой причине, по мнению данного автора, можно говорить, скорее всего, о едином принципе независимости судей и подчинении их только закону.
Требования, предъявляемые к третейским судьям. Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи. 1
В третейском разбирательстве принцип законности имеет прямое закрепление в ст. 18 Федерального Закона РФ «О третейских судах в РФ».
Принцип законности в полной мере реализуется также в решении третейского суда и иных правоприменительных актах, издаваемых третейским судом при рассмотрении дела. Законность таких актов должна подкрепляться соответствующими ссылками на правовые источники, примененные в ходе разрешения спора.
Таким образом, гарантиями законности третейского разбирательства в праве является умелое сочетание целого ряда противоположных начал. С одной стороны закон предоставляет свободу выбора возможности обращения к третейскому суду. С другой стороны, при реализации этого права выбора в пользу третейского разбирательства закон предоставляет третейскому суду самостоятельно решить вопрос о наличии у него полномочий на разрешение возникшего спора.
Без должного обеспечения законности невозможны ни диспозитивность, ни состязательность сторон, ни многое другое, без чего нельзя добиться эффективного осуществления правосудия и быстрого восстановления нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Что касается принципа конфиденциальности, разглашение сведений о третейском разбирательстве может иметь место только с согласия сторон. Третейский судья не может быть допрошен в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе третейского разбирательства.
Эти правила касаются судей, которые непосредственно осуществляли разрешение дела, и только по обстоятельствам, которые стали известны в ходе третейского разбирательства. Соответственно о сведениях, которые получены иным образом, судья может быть допрошен. Запрет не касается работников аппарата постоянно действующего третейского суда, судей, не принимавших участия в разрешении данного спора. 1
Принцип независимости означает, что третейские судьи должны быть независимы при разрешении споров и всех иных вопросов, связанных с рассмотрением дел. Они не должны быть подчинены кому-либо, а также связаны в своих действиях (даже в мыслях) волей, либо влиянием граждан, должностных лиц, государственных и иных органов, организаций, ограничивающих или заранее предопределяющих то или иное их решение.
Они не должны находиться в материальной, административной или иной зависимости от сторон спора или иных лиц, заинтересованных в исходе дела.
Независимость третейских судей – непременное условие для правильного применения закона, вынесения законных и справедливых судебных решений.
Принцип состязательности – основополагающий принцип третейского разбирательства. Стороны, если они желают добиться для себя, либо лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить третейскому суду все юридические факты, имеющие существенное значение для дела, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а так же совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
В отличие от арбитражного и гражданского процесса в третейском разбирательстве принцип состязательности является наиважнейшим и действительно работающим.
Принцип равноправия сторон означает, что в третейском разбирательстве истец и ответчик должны иметь равные процессуальные возможности по защите своих прав и охраняемых законом интересов. Какие-либо юридические преимущества одной стороны перед другой в третейском разбирательстве недопустимы.
Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда. Требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства.
Третейским судьей не может быть:
лицо, не обладающее полной дееспособностью либо состоящее под опекой или попечительством;
лицо, имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности;
лицо, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью;
лицо, которое в соответствии с его должностным статусом, определенным законом, не может быть избрано (назначено) третейским судьей.
Формирование состава третейского суда производится путем избрания (назначения) третейских судей (третейского судьи). В постоянно действующем третейском суде формирование состава третейского суда производится в порядке, установленном правилами этого суда. В третейском суде для разрешения конкретного спора формирование состава третейского суда производится в порядке, согласованном сторонами.1
[1]Гражданский процесс. Хрестоматия: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Проф. М.К. Треушникова. М.: ОАО «Издательсткий дом «Городец». – 2005г. С. 740. 743.
1Гражданский Кодекс Российской Федерации Ч I. от 21 октября 1994 года. - №51 с изменениями и дополнениями от 30.11.2011г. № 363-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. - Ст. 11.
2 Гражданское процессуальное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ [Н.Д. Эриашвили и др.] под ред. П.В. Алексия, Н.Д. Амаглобели. – 2-е изд., перера. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА. – 2007г. С. 483. 484.
1Гражданское процессуальное право: Учебник. / Под ред. М.С. Шакаряна, С.А. Алехиной. – М.: ТК Велби. – Изд-во: Проспект. – 2005г. С. 557,558.
1Гражданское процессуальное право: Учебник. / Под ред. М.С. Шакаряна, С.А. Алехиной. – М.: ТК Велби. – Изд-во: Проспект. – 2005г. С. 559.
1Уинтер Дж. Преимущества и недостатки Лондона как места арбитража при рассмотрении споров по регламенту Международного арбитражного суда Международной торговой палаты (МАС МТП) и Лондонского международного арбитражного суда (ЛМАС)//Третейский суд. – 2003г. - № 5 (29). С. 90-91.
1Скворцов О.Ю. Третейское разбирательство предпринимательских споров в России: проблемы, тенденции, перспективы. – М.: «Волтерс Клувер». - 2005г. С. 499.
1Гражданское процессуальное право: Учебник. / Под ред. М.С. Шакаряна, С.А. Алехиной. – М.: ТК Велби. – Изд-во: Проспект. – 2005г. С. 558.
2 Морозов М. Правовая сущность и правовая база третейского разбирательства // Арбитражный и Гражданский процесс. – 2007 г. - № 11. – С. 39.
3 О третейских судах: Федеральный Закон Российской Федерации [Принят Гос. Думой РФ 21 июня 2002г. № 102] ред. от 21. 11. 2011г. - № 327 ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 2002г. - № 30. - Ст. 3019.
1Кашина М.Е. Принцип законности в третейском разбирательстве // Арбитражный и Гражданский процесс. – 2007 г. - № 1. – С. 27.
2 Конституция Российской Федерации. - М.: от 12 декабря 1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)//Консультант Плюс СПС. Ст. 15.
1Кашина М.Е. Принцип законности в третейском разбирательстве // Арбитражный и Гражданский процесс. – 2007 г. - № 1. – С. 28, 29.
1Гражданское процессуальное право России: Учебник / Под ред. П.В. Алексия, Н.Д. Амаглобели. – 2-е изд., перера. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА. – 2007г. С. 491,492.
1Власов А.А. Актуальные проблемы повышения эффективности правосудия в гражданском судопроизводстве. Современная доктрина гражданского, арбитражного процесса и исполнительного производства: теория и практика: Сб. науч. Статей. Краснодар – СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс». – 2004г. С. 209.
|