Буддизм, считается самой ранней из мировых религий, которая охватывает в первую очередь страны Южной, Юго-Восточной и центральной Азии, Дальнего Востока.
В мире официально насчитывается около 800 млн. людей, исповедующих буддизм. Больше всего буддистов в Китае (около 60 млн. в самом Китае и 20-25 млн. этнических китайцев по всему миру), Таиланде, Японии, Бирме, Вьетнаме, Корее, Шри-Ланке, Камбодже, Тибете, Лаосе, Монголии, Бутане. В процентном отношении буддистов к остальному населению лидируют Таиланд (более 90%), Бирма, Лаос и Шри-Ланка 65-70%). На территории Российской Федерации буддизм распространён в Бурятии, Туве, Калмыкии.
Буддизм, оказался, наиболее «успешным» религиозным учением, победившим в поиске ответа на социально–религиозный “запрос” индийского общества времени основания буддизма. Многие исследователи считают, что за легендарной фигурой основателя буддизма, стоит реально существующая историческая личность. Считается, что Гаутама Будда (санскрит) – легендарный индийский духовный учитель, живший примерно с 563 г. до н. э. до 483 г. до н. э. Получив при рождении имя Сиддхаттха Готама (пали); Сиддхартха Гаутама (санскрит) – потомок Готамы, (успешный в достижении целей), он позже стал Буддой (буквально «Пробудившимся, Постигшим, Просветлённым»). Его также называют Сакьямуни или Шакьямуни - «мудрец из рода Сакья» или Татха́гата (санскрит: «Так Приходящий») - «Достигший Таковости», «Достигший Истины».
Существует легенда, которая достаточно подробно описывает, жизненный путь великого учителя Гаутама Будды[19]. Она гласит: Сиддхаттха Гаутама родился в Лумбини в кшатрийском племени Сакья. Отец Гаутамы был царём Капилаваттху в Магадхе, и Гаутама родился царевичем, которому была предначертана жизнь в роскоши. Чтобы Гаутама стал великим царём, оградил сына от религиозного обучения и от знания человеческого страдания.
Однажды, в возрасте 13 лет Гаутама, выезжал за пределы дворца. Там он увидел «четыре зрелища»: старого калеку, больного человека, разлагающийся труп и отшельника. Гаутама, тогда осознал суровую правду жизни – что смерть, болезнь, старение и мучение неизбежны, что бедных больше, чем богатых и, что даже удовольствия богатых в конечном счёте превращаются в прах. Это подвигло Гаутаму, в возрасте 29 лет оставить свой дом, семью и имущество, чтобы стать монахом. Отказавшись от наследства, он посвятил жизнь изучению того, как преодолеть страдание.
Однажды, Сиддхартха Гаутама, которому было уже тридцать пять лет, уселся под большим деревом Бо, вблизи городка Гайя, в восточной Индии и дал обет, что не сдвинется с места, пока не разрешит загадку страдания. Сорок девять дней, он сидел под деревом. Утром на 49-й день, Сиддхартха Гаутама, познал истину, разрешил загадку страдания и понял, что должен делать человек для его преодоления. Тогда его стали называть, Гаутама Будда, или просто «Будда», что означает «Пробудившийся».
Гаутама Будда, заявил, что достиг полного Пробуждения и осознал причину человеческого страдания вместе с шагами, необходимыми для её устранения. Это осознание, Гаутама Будда, сформулировал, в Четырёх Благородных Истинах. Наивысшее Пробуждение, которое доступно для любого существа, называется «нирвана».
В ходе дальнейших 45 лет жизни, Гаутама Будда, путешествовал по долине реки Ганг в центральной Индии. Его религия была открыта для всех рас и классов, и не имела никакой кастовой структуры. Гаутама Будда, основал, «Общину буддийских монахов и монахинь» («Сангха»), чтобы сохранить Учение, после его окончательной «Ниббаны» и ухода из мира. За ним последовали тысячи новообращённых.
В возрасте 80 он решил уйти из мира. Последними словами Будды были: «Всё конструированное подвержено исчезновению. Усердно старайтесь!».
На основе теоретический данных, буддизм учит, отказу от собственности, равенству всех людей, жизни в общине. Из буддийской сангхи, трудовой монашеской общины, выросли монастыри, церкви, иерархия священнослужителей.
Учения Будды, стало в оппозицию к освящаемому брахманизмом кастовому строю, провозгласив равенство всех вне зависимости от касты, сословия, буддизм приобрёл широкую популярность среди низших и как всегда угнетенных слоев населения. При этом основная суть учения, ни как не предполагала переосмысления той реальной жизненной ситуации, в которой находилось то общество, а лишь уход в себя и полное отрешение от угнетателей. Такая ущербная социальная догматика была очень кстати, высшему сословию, так как ситуация практически не изменилась. А, иллюзия духовного освобождения, давала возможность и дальше паразитировать меньшинству на остальном обществе.
Современное буддистское духовенство во многих странах Азии принимает участие в общественной и политической жизни.
Россия, всегда была много национальной и много конфессиональной страной. По этому религии, как надгосударственный субъект управления, играют огромную роль во взаимоотношениях, как между гражданами нашей необъятной родины, так и между иерархами церквей и государственной властью.
Особенно, актуальна эта тема, стала, после развала СССР и утраты господствующей идеологией «Марксизма». Эта идеология была своего рода «клеем», соединявшим братские народы, в едином стремлении построить Коммунизм. Увы, но Маркс придумал такое учение, по которому, советский народ, никогда бы не пришел к этой светлой цели. Но, тем не менее, основную функцию – эта идеология выполняла. А, основное это сплочение народа на выполнение поставленных задач, единство всех без исключения наций в одну большую семью и дружба народов, что обеспечивала стабильность и безопасность развития государства.
В данный момент, наше государство, не обладает официальной идеологией, как гласит ст.13 Конституции Российской Федерации. Из этого следует, что существует множество учений, доктрин, религий, «идеи общественной в целом значимости», которые в разной степени овладевают массами.
Доминирующей в этом отношении религией, является Христианство, которую представляет, «Русская Православная Церковь» (далее - РПЦ). Остальные конфессии, остаются в тени, и практически не участвуют в общественных процессах.
Вопросы взаимодействия между конфессиональными религиями и обществом не разработаны, а участие традиционных религий в делах общества нарастает с каждым годом.
|