Задача данного раздела, рассмотреть такое явление в жизни нашего общества, как «Православный ренессанс». И попытаться разобраться, в том, как видятся иерархам РПЦ, взаимоотношения с обществом.
На протяжении последних лет в обществе бытует такое понятие – как «Православный ренессанс» – это явление связано с возросшей популярностью, Православия, после долгого периода государственного атеизма и возросшего идеологического давления со стороны РПЦ[26].
На рубеже веков появился, официальный документ, претендующий на основной вариант взаимоотношений между государством и идеологической властью в лице церкви – в будущем России. Особенно актуален и интересен, этот документ именно сейчас, так как новый Патриарх Кирилл, в период с 1995 по 2000 год, председательствовал в Синодальной рабочей группе, по выработке концепции РПЦ, по вопросам церковно–государственных отношений, и проблемам современного общества. Митрополит Кирилл, активно выступал в разных городах России и за рубежом, в научных и университетских аудиториях, с пропагандой основных идей этого документа.
Документ принят 13–16 августа 2000 года, на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ, и называется, «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В его Преамбуле говорится[15]:
«Настоящий документ, принимаемый Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, излагает базовые положения, ее учения по вопросам церковно–государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ, также отражает, официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами».
Характер документа, определяется его обращённостью к нуждам, Полноты Русской Православной Церкви, в течение длительного исторического периода на канонической территории Московского Патриархата и за пределами таковой. Поэтому, основным его предметом являются фундаментальные богословские и церковно–социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково актуальными для всей церковной Полноты в конце ХХ века и в ближайшем будущем».
Появление такого документа, (идея общественной в целом значимости) как «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (далее – концепция РПЦ) явление знаковое, так как на протяжении 1000 летней истории православия в России, «епископат, клир и миряне» руководствовались канонами. А, теперь появились претензии на светскую концепцию. Это не что иное, как попытка распространить православную Идею, на все слои общества, через союз с государством, и, узаконить эти взаимоотношения, на будущее. Это – так, поскольку подобного рода «Основ социальной концепции», нет больше ни у одной крупной конфессии в России. Поэтому, создается впечатление, что у иерархов РПЦ, появились претензии на абсолютное лидерство в будущем.
Как можно понять, целью создания концепции РПЦ, это придания одной из крупных религиозных конфессий России, ещё и статуса доминирующей светской Идеи. Что, противоречит конституции и здравому смыслу.
РПЦ, не оставляет поля для дискуссий, по поводу ее инициатив и выступает достаточно автократично, диктуя всем остальным свою волю. Что, идет в разрез с принципами свободного демократического государства.
Еще несколько очень интересных фрагментов концепции РПЦ, в котором, иерархи церкви, обосновывают свое право на управление общественными процессами и в тоже время свою отрешенность и изолированность от общества:
«III.1. Церковь как богочеловеческий организм имеет не только таинственную сущность, неподвластную стихиям мира, но и историческую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром, в том числе с государством. Государство, которое существует для устроения мирской жизни, также соприкасается и взаимодействует с Церковью. Взаимоотношения государства и последователей истинной религии изменялись в ходе истории».
Выше изложенное, можно разделить на две основные части:
Церковь неподвластна стихиям мира и взаимодействует с внешним миром, в том числе и с государством.
Государство существует для устроения мирской жизни и взаимодействует с церковью.
«Имея различные природы, Церковь и государство, используют, различные средства для достижения своих целей. Государство, опирается в основном на материальную силу, включая силу принуждения, а также на соответствующие светские системы идей. Церковь, же, располагает религиозно-нравственными средствами, для духовного руководства пасомыми и для приобретения новых чад».
Выше изложенное, дает четкое разграничение на средства управления «пасомыми»:
Государству дается право ограничится тремя видами власти, это законодательная, исполнительная и судебная власть.
Для себя РПЦ, оставляет высшие виды власти, это идеологическая (запрещена Конституцией Российской Федерации ст.13 и 14) и концептуальная власть представления о которой в нашем обществе нет.
Отсюда следует что, РПЦ официально признает за собой право, по своему усмотрению влиять, на течение общественных процессов, и не нести ни какой за это ответственности. И в тоже время, не возможность влияния, на нее (РПЦ), так как этот мир погряз в грехе, а церковь неподвластна мирской жизни («стихиям мира»).
Такое отношение к общественным процессам не может благоприятно сказаться на течения «мирской жизни». Особенно учитывая все нарастающее влияние РПЦ и ухода в тень остальных конфессий, что провоцирует напряженность и не довольства в обществе. В Конституции Российской Федерации, говорится о равенстве всех религий и свободе вероисповедания. На практике, предпочтение отдается РПЦ. Так как все, без исключения лидеры нашего государства, Ельцин, Путин, Медведев не двусмысленно дают понять, что идеологическая власть целиком и полностью отдана высшим иерархам РПЦ. Так же и средства массовой информации не стесняются в выражениях, авторы сайта, «Агентство Русской информации», опубликовали статью «Умер Главный Жрец Системы. Последствии», в которой, безосновательно возвели покойного, Патриарха Алексия II, в жреческий сан. Да и сами, церковные деятели, не бояться своих антиконституционных высказываний: «Мы должны вообще забыть, этот расхожий термин: «многоконфессиональная страна». Россия – это православная страна, с национальными и религиозными меньшинствами». Заявил, Митрополит Кирилл, будучи председателем отдела внешне церковных связей Московского Патриархата.
С 13 по 15 января 2009 г. в Арзамасе-Дивеево, состоялась Конференция по обмену опытом, «Социальное посредничество», имеющая цель, поддержать инициативы граждан по достойному устроению жизни. Как-то очень странно видится эти инициативы:
«Одним из важнейших направлений такой работы видится консолидация части депутатского корпуса, прежде всего в партии власти – «Единой России», для системного взаимодействия с Церковью, с целью всестороннего обсуждения инициатив Церкви, закрепления их в законодательном порядке, системного и консолидированного продвижения, интересов Церкви, как одного из ключевых институтов, гражданского общества, в различных органах государственной власти».
А, будет ли этот, «ключевой институт гражданского общества», отвечать интересам самого общества, это большой вопрос.
Таким образом, мы видим, что такое социальное явление как, «Православный Ренессанс», есть не что иное, как укрепление позиций РПЦ, не взирая ни на какие нормы, морали и права, ссылаясь на историю, и «предания старины глубокой», «неоценимый вклад Православия в дело укрепления нашей страны, и становления ее культуры». Но также нельзя забывать, об остальных конфессиях, которые внесли такой же не малый вклад в историю нашей страны, и становление ее культурных ценностей.
Такой однобокий перекос в сторону Православия, и пренебрежение официальных властей, остальными конфессиями, это серьезный вклад в дело разобщения и разделения нашего общества, на «этих», «чужих», «не православных», «террористов» и т.д. Это внесение большой лепты, в так называемый, «цивилизационный конфликт», между Христианами и Мусульманами, который якобы не возможно решить, нагнетание «исламофобии», которая навязывается всему миру странами Запада и втаскивание России, в это «цивилизационное» противостояние со странами Востока.
Так же мы видим, что при отсутствии государственной идеологии и запрете на ее появление, государство полностью передает бразды правления идеологической власти в руки иерархов РПЦ, и законодательно закрепляет не возможность, хоть как-то влиять, на этот вид власти (ст.13 и 14 Конституции Российской Федерации).
В то же время РПЦ, документально обосновывает свою над государственную власть, в концепции РПЦ. Где ясно излагает механизм осуществления своей идеологической власти, глава III «концепции РПЦ», называется «Церковь и государство».
Так же это положение вещей поддерживает само общество, в лице СМИ, и представители федеральной, и региональной власти, местного самоуправления, эксперты в области социальной, и конфессиональной политики, учёные, журналисты, представители высшей школы, и предпринимательского сообщества и т.д. Которые собираются «продвигать интересы церкви», как это они не двусмысленно заявили на конференция, по обмену опытом «Социальное посредничество».
Из этого следует, что РПЦ является самостоятельным субъектом, управления общественными процессами, стоящий над государством и обществом, целью которого, является расширение числа «пасомых» и влияние на жизнедеятельность, «национальных и религиозных меньшинств» посредством внедрения концепции РПЦ, которая становится очень популярной в среде высших чиновников и элитарных кругов. Последствия таких действий, исходя из исторического опыта и здравого смысла, в расчет не берутся, и вообще не рассматриваются.
|