Под системой образования в Российской Федерации понимается совокупность образовательных стандартов и программ, сеть образовательных учреждений (дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов, учреждений дополнительного образования, учреждения высшего, среднего и начального, профессионального образования) и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование системы.
Принцип системного подхода к образованию предусматривает, что система образования страны включает в себя самостоятельные составляющие – подсистемы этой целостной и единой системы. В свою очередь, каждая из них, в своей области, представляет собой самостоятельную систему более конкретного уровня. Это системы профессионального и общего образования, высшего, среднего специального, среднего, начального, дошкольного, дополнительного образования.[1]
В настоящее время, в рамках модернизации сферы образования, успехи России в социально-экономической, политической, международной сферах связываются с успехами именно в системе образования. В судьбе системы образования наступил важнейший этап реального вхождения в сферу рыночных отношений со всеми вытекающими последствиями, проблемами и радикальными изменениями основ функционирования и определения стратегии развития.
Модернизация образования – это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образователь-ной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это фронтальный пересмотр принципов функционирования системы образования, унаследованных от ушедшей эпохи, равно как и принципов управления данной системой. Это масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности.
Цель модернизации образования состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне. Необходимо повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность.[2]
Управленческие аспекты модернизации образования в Российской Федерации включают следующие основные аспекты:
1) Создание целостной системы управления российского образования на уровне Федерации и ее субъектов;
2) Создание нормативно-правовой базы обеспечения широкого участия семьи, работодателей, общественных институтов в обсуждении и решении проблем образования, а также основы развития многообразных договорных отношений в сфере образования;
3) Формирование оптимальной отраслевой системы управления, где четко распределены и согласованы компетенции и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики;
4) Развитие негосударственных форм образования и упорядочение форм оплаты дополнительных образовательных услуг (сверх образовательного стандарта) при усилении контроля за качеством реализации образовательных программ.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года подчёркивается актуальность стратегической цели государственной политики в сфере образования – повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Современная Россия переживает непростой период становления гражданского общества. Одна из отличительных особенностей современной системы образования – это переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Встреча государственных ведомств с обществом происходит непосредственно и каждодневно, в массовых масштабах, что делает сферу образования одним из важнейших пространств поиска оптимального сочетания государственного и общественного начал. Одновременно система образования является наиболее мощным институтом и инструментом выращивания будущих активных субъектов гражданского общества, и от нее во многом зависят темпы развития гражданского общества в стране.
Государственный характер управления системой образования означает, прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в Федеральном Законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).[3] В ст. 2 названного закона, под образованием понимается - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессиональ-ного развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить педагогам, детям и родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор личностью прав и свобод делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.
Одной из тенденций развития содержания образования является его стандартизация.[4] Сегодня реализация основных образовательных программ осуществляется в соответствии с ФГОС, которые должны обеспечивать:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего и высшего профессионального образования;
3) требовательность к разработке содержания образования образовательными учреждениями всех уровней, а также создать предпосылки для более объективного контроля за деятельностью.
То есть, когда мы говорим о том, что стандарт обеспечит единство в структуре программ, единство в условиях их реализации, единство в результатах как целевых ориентиров, - ни у кого не возникнет вопросов, как ребенок из детского сада во Владивостоке сможет поступить в первый класс московской школы.
Введение новых образовательных стандартов в образовательную практику потребовало создания и иных условий качества. Решение задачи по созданию общероссийской системы оценки качества образования, направленной на адекватную и гласную оценку результатов работы образовательных учреждений, достигается совершенствованием механизмов контроля и управления на всех уровнях образования, а также обеспечение всех участников образовательного процесса и общества в целом объективной информацией о качественных параметрах образования в Российской Федерации, что подразумевает:
- повышение уровня прозрачности системы образования и открытости для общества оценок качества образовательных услуг;
- расширение участия общественности в контроле над образовательными учреждениями через механизмы их публичной отчетности о собственной деятельности и итоговой аттестации учащихся;
- введение единой независимой системы оценки качества образования в форме государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений; освоение образовательными учреждениями механизмов инновационного развития.
В соответствии с Законом об образовании, управление системой образования включает в себя (ст. 89):
1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;
3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;
4) проведение мониторинга в системе образования;
5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
6) государственную регламентацию образовательной деятельности;
7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;
8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.
Структура управления образованием в России сформирована по линейно-функциональной схеме, сочетающей вертикальную организацию управления с распределением функций по уровням управления, которая характеризуется основными чертами:[5]
- наличие нескольких уровней, в которых каждый нижестоящий уровень находится в административном ведении вышестоящего - решения вышестоящих органов являются обязательными для нижестоящих;
- ограничение административного подчинения нижестоящих уровней управления вышестоящим отдельными функциями или некоторым их набором - вышестоящий орган может принимать обязательные для нижестоящего решения по ограниченному кругу вопросов;
- возможность для органа управления управлять только теми организациями, которые находятся в его непосредственном административном ведении.
В Приложении 1 показана обобщенная структура управления образованием в Российской Федерации.
Государственное управление в сфере образования в пределах своих полномочий осуществляют:[6] федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местные (муниципальные) органы власти.
Федеральный уровень управления образованием представляют Министерство образования и науки Российской Федерации (далее – Минобрнауки России), которое является центральным органом управления образованием в России.
Минобрнауки России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Цели его деятельности:
1. Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе.
2. Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования.
3. Создание условий для активного включения детей, обучающихся образовательных учреждений в экономическую, социально-политическую и культурную жизнь общества.
4. Создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала.
5. Создание условий для активизации инновационной деятельности.
Цели Минобрнауки России определены исходя из важности и необходимости удовлетворения потребностей населения в образовании, обеспечения доступности качественного образования, насыщения экономики квалифицированными кадрами, интеграции образования и научно-технической деятельности, повышения эффективности использования научно-технических достижений, реформирования научной сферы и стимулирования инновационной деятельности как ключевых источников устойчивого экономического роста и повышения благосостояния общества.
Государственные органы управления образованием субъекта Российской Федерации представлены такими службами, как Министерства, Комитеты, Департаменты (республиканские, краевые, областные), основная задача которых заключается в следующем:[7]
1) нормативное правовое регулирование и разработка проектов законов и правовых актов субъекта федерации в областях дошкольного, начального, основного и среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования, науки, в сфере защиты прав и основных гарантий ребенка;
2) оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в областях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования, начального и среднего профессионального образования, науки, в сфере защиты прав и основных гарантий ребенка;
3) координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении органа исполнительной власти края.
Администрации муниципальных образований в Российской Федерации, в целях управления образованием на муниципальном уровне создают такие службы, как Управления, Комитеты и т.д., в состав которых входят различные отделы (например, отдел по работе со школами, дошкольный отдел, территориальные отделы, централизованные бухгалтерии, хозяйственно-эксплуатационная контора и т.д.).
Таким образом, система образования – один из наиболее крупных социальных институтов, являющийся сферой взаимодействия интересов государства и общества, в лице их институтов и граждан.
Анализ структур управляющих систем различного уровня позволяет сделать вывод о том, что управление образованием в РФ носит общественно-государственный характер. На всех уровнях оно осуществляется в процессе взаимодействия существующих в настоящее время социальных институтов (педагогической и научной общественности, семьи, властных структур, образовательных учреждений, органов управления образованием, общественных организаций, всех видов СМИ и т.д.).
На функционирование и развитие системы образования влияет каждый из субъектов образовательных правоотношений, но в тоже время несет и свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций.
[1] Панферова Н.Н. Школоведение. Курс лекций / Н.Н. Панферова. – Тула: ТГУ, 2007. – 181 с. С. 5.
[2] О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы: Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 (ред. от 05.08.2013) // Собрание законодательства РФ от 07.03.2011. - № 10. - Ст. 1377.
[3] Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ от 31.12.2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.
[4] Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
[5] Беляков C.A. Новые лекции по экономике образования / C.A. Беляков. - М.: МАКС Пресс, 2007. - 424 с. С. 73-90.
[6] Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: учебное пособие / С.В. Воробьева. - М.: ACADEMIA, 2008. – 208 с. С. 118.
[7] Там же.
|