Успех любых преобразований зависит от возможностей, инициативы и воли конкретных людей, исполнителей, всех участников этих процессов в реально существующих условиях. Региональный и муниципальный уровни управления во многом определяют жизнеспособность, динамику, тенденции развития реформ, кардинальных преобразований в жизни общества.
Для современного состояния системы управления образованием России характерен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федераль-ные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные сосредоточивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организационных и других проблем.
Муниципальная система образования представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: [1] образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их форм собственности и административного подчинения, находящихся на территории муниципального образования, взаимодействующих между собой и с муниципальными органами управления образованием, в интересах населения территории данного муниципального образования, ее комплексного развития (рис. 1).
Рис. 1. Структура системы управления образования на муниципальном уровне
В то же время на территории любого муниципального образования есть образовательные учреждения, не находящееся в прямом ведении местного самоуправления, это:
- дошкольные образовательные учреждения, находящиеся на балансе предприятий и организаций;
- общеобразовательные учреждения областного (краевого) подчинения; ведомственные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования;
- государственные вузы Министерства образования и науки РФ, их филиалы и пр.
По отношению к ним муниципальная администрация не имеет рычагов прямого воздействия: она не может создавать или ликвидировать, изменять их организационную структуру и направленность деятельности, влиять на руководство и т.д., но ей дано право взаимодействия с ними в интересах муниципального образования, и такое взаимодействие в той или иной форме устанавливается во всех муниципальных образованиях. Таким образом, все образовательные учреждения взаимодействуют между собой, в результате чего на территории муниципалитета возникает единый муниципальный образовательный комплекс.
Модернизация системы образования требуют и совершенствования форм и методов деятельности органов местного самоуправления, дающих возможность поднять эффективность их образовательного комплекса на должный уровень. Муниципальная система образования, как и вся система образования, строится на основе государственной политики, базирующейся на принципах: законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.
Муниципальная система образования действует на основе федеральных и региональных нормативно-правовых актов и других ограничений, но при имеет свои особенные цели, отвечающие интересам населения, которое пользуется ее услугами, может выстраивать связи с другими институтами как внутри, так и за пределами своего ведомства и территории, тем самым усиливая собственный ресурс.
Отличительной особенностью муниципального уровня управления образованием является его организационная обособленность.[2]
Муниципальные органы управления образованием не входят с систему региональных, т.е. государственных органов, а являются структурной единицей органов исполнительной власти местного самоуправления. На эти органы возложена основная нагрузка по осуществлению управления в области образования, которая имеет два основных направления:
– непосредственное управление функционированием и развитием системы общего образования;
– координационное управление функционированием и развитием системы профессионального образования.
Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления»[3] достаточно четко определяет перечень вопросов местного значения в области образования, которые подведомственны исключительно органам местного самоуправления и в осуществление которых органы государственной власти вторгаться не имеют права. На муниципальные органы власти в области образования возложены следующие полномочия:[4]
1. Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
2. Организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
3. Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.
4. Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
5. Учет детей, подлежащих обязательному обучению в ОУ, реализующих образовательные программы основного общего образования.
6. Опека и попечительство.
Современная муниципальная образовательная система становится все более сложной, ей приходится действовать в динамично изменяющемся мире, предъявляющем к ней возрастающие требования. Одновременно с этим вне и внутри муниципальной образовательной системы появляются управленческие, педагогические новшества, создающие возможности для качественных изменений в способах и результатах ее работы, выработке новой стратегической политики.
С учетом процессов регионализации и развития местного самоуправления, именно на муниципальном уровне можно наиболее успешно обеспечить комплексность мер по модернизации образования за счет максимальной консолидации муниципальных ресурсов, привлечения межмуниципальных ресурсов, повышения отдачи от вложения финансовых средств в развитие образования на условиях софинансирования, направляемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Деятельность органов управления дошкольным образованием предполагает формирование широкой сети разнонаправленных потоков и связей между системой дошкольного образования и иными сферами деятельности городского сообщества. Она должна включать в себя как вертикальные связи, обеспечивающие управляемость муниципальной дошкольной образовательной системой при сохранении возможности динамичной и гибкой адаптации к изменяющимся условиям; так и - горизонтальные, способствующие регулированию отношений путем координации в рамках единого пространства управленческой деятельности.
В настоящее время органы местного самоуправления обладают правом на выработку собственной политики и стратегии развития в интересах жителей муниципальной территории, полномочиями в сфере образования, статусом учредителей общеобразовательных учреждений, дошкольного и дополнительного образования детей, собственным бюджетом и иными территориальными ресурсами, включенностью в местную социокультурную среду, значимую для успешности социальных нововведений, могут опираться на местное сообщество в решении социально значимых задач. В то же время муниципальный уровень управления образованием не обладает компетенцией в решении вопросов, связанных с установлением системообразующих связей и отношений в образовании. Его главная задача – обеспечить функционирование установленной государством системы образования.
Таким образом, обобщая сказанное, можно сделать вывод о том что, в отличие от органов государственной власти, деятельность которых направлена на выработку политики и законодательных основ в области образования, - органы местного самоуправления обеспечивают практическую реализацию этой политики и соблюдение законодательных норм на своей территории посредством целенаправленной организационной деятельности.
При этом принципиально меняется характер управления в сфере образования. Если на нижнем уровне государственной власти – уровне субъекта Федерации, управление носит преимущественно административный характер и тем самым определяет отношения в системе образования, которые строятся на основе прямого подчинения и отчетности, то в рамках местного самоуправления, прежде всего, возникают отношения взаимодействия, соорганизации между всеми субъектами и объектами образования, управление возникает как необходимое средство, механизм их регулирования.
[1] Система муниципального управления: учебник / Под ред. В.Б. Зотова. – СПб.: Питер, 2008. - 512 с. С. 257.
[2] Рекомендации государственным органам для подготовки регионально-муниципальных программ развития дошкольного образования самоуправления.- Красноярск, 2012. – С. 88. 113 с.
[3] Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Парламентская газета от 08.10.2003. - № 186.
[4] Беляков С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления / С.А. Беляков. - М.: МАКС Пресс, 2009. - 437 с. С. 73-90.
|