Система дошкольного образования рассматривается сегодня – как одно из приоритетных направлений государственной образовательной политики в Российской Федерации. В Законе об образовании 2012 года, дошкольное образование выделено как отдельный уровень общего образования наряду с начальным, основным и средним общим образованием (ст. 10, ч. 4). Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) утверждаются для всех уровней общего образования (ст. 5, ч. 3), в том числе впервые появляется ФГОС для дошкольного образования - новый содержательный вызов системе образования. И обусловлено это не только политическими решениями о необходимости обновления содержания обучения и воспитания детей, но и модернизацией муниципальных систем дошкольного образования: остро обозначилась проблема кардинального изменения ее содержания, форм и методов организации.
Управление дошкольным образованием на муниципальном уровне - это системный процесс воздействия муниципального органа управления дошкольным образованием на муниципальные дошкольные образовательные учреждения, направленный на создание условий для их оптимального функционирования и развития. За последнее десятилетие произошли качественные изменения в сфере дошкольного образования, осуществлен переход от унитарной к вариативной образовательной системе, что определило перемены и в области организационных, содержательных и технологических основ дошкольного обучения и воспитания.
Модернизация муниципальных систем дошкольного образования, это: [1]
во-первых, развитие новых моделей и форм дошкольного образования для обеспечения доступности и качества дошкольного образования;
во-вторых, нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования;
в-третьих, развитие новых, финансово-экономических механизмов;
в-четвертых, обновление содержания и технологий дошкольного образования;
в-пятых, развитие информационных и материально-технических ресурсов;
в-шестых, повышение качества кадрового обеспечения.
По плану Правительства Российской Федерации к 2016 году очередей в детские сады в нашей стране не будет. Одним из направления является развитие частных ДОУ. Теперь государство будет заботиться не только о государственных учреждениях, но и о частных школах и детских садах, которые имеют государственную аккредитацию, лицензию, так как подписан закон, который гарантирует финансовую поддержку таким учреждениям.
Бюджетные средства будут выделяться только в те учреждения, которые ведут образовательную деятельность с учетом нормативов своего региона. Государство будет финансировать негосударственные детские сады по направлениям: оплата труда воспитателей и учителей, оплата покупки средств обучения и литературы (книги, учебники, игры, игрушки и прочее). Все, что выходит за рамки этого, частные детские сады будут платить сами.
Плюсы частного детского сада: маленькое количество детей в группе (от 5 до 10 человек) - каждый ребенок получает достаточно внимания; разнообразное и вкусное питание (возможно индивидуальное меню); индивидуальный подход к детям, который дает возможность максимально раскрыть их способности; в каждой группе работает несколько воспитателей, за развитием и здоровьем детей наблюдают логопеды, психологи, дефектологи, врачи и т.д.; родители имеют право влиять на учебно-воспитательный процесс и т.п.
Есть и минусы частного детского сада, и первую очередь это - высокая стоимость. Поэтому Закон о финансовой поддержке частных детских садов рассчитан не только на их развитие, но и на уменьшение стоимости за содержание в них, т.к. часть расходов государство возьмет на себя.
Во время своего выступления перед Федеральным Собранием Глава государства Владимир Владимирович Путин вопросам образования, в том числе дошкольного уделил особое внимание. Путин подчеркнул, что региональные власти и губернаторы должны активно содействовать и поддерживать создание частных дошкольных учреждений.
Президент РФ заявил: «Регионы прошу активно использовать появляющиеся возможности. Нужно дать людям нормально работать. Предоставить родителям возможность устроить детей в детские сады без очередей и нервотрепки. Открывать надомные, малокомплектные сады».[2]
Сегодня всем муниципалитетам рекомендовано активно поддерживает инициативу предпринимателей по созданию и развитию структур подобного профиля.
В этих условиях управление муниципальной системой дошкольного образования неизбежно приобретает новые акценты. С одной стороны, разнообразные виды муниципальных дошкольных образовательных учреждений активно включаются в процесс модернизации непрерывного образования, способствуя становлению целостной системы образования, наиболее полно удовлетворяющей потребности населения. С другой стороны, необходимо развитие новых современных инновационных моделей организации дошкольного образования на базе муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную обще-образовательную программу дошкольного образования.
В практике управления дошкольной образовательной системой муниципального уровня выделяются новые идеи, концепции, инновационные подходы, отражающие не формальный подход к управлению (механический, жесткий, административно-бюрократический), а мягкий, социально-психологический, ориентированный на человека и его развитие, обеспечивающий проявление внутренних инновационных ресурсов субъекта образовательной деятельности. Инновационный подход к управлению – подход, обеспечивающий качественное развитие субъектов и систем на основе использования определённой совокупности управленческих нововведений; целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем как активных субъектов в образовательном пространстве и их продуктивная деятельность. Как показывает практика, перевод системы управления образования в инновационный режим обеспечивает её целенаправленное изменение, динамичное развитие. При этом дошкольные образовательные учреждения могут позитивно развиваться при условии обновления педагогической и управленческой деятельности в новых социокультурных условиях.
Если рассматривать проблемы дошкольного образования, то основная проблема состоит в том, что оно не обеспечивает выравнивания стартовых возможностей детей перед входом в систему общего (обязательного школьного) образования, не элиминирует различия в культурном и социальном капитале семей, что очень важно с точки зрения дальнейшей успешности нового поколения. Обусловлено это недостаточным вниманием общества к данному сегменту сферы образования. Общество остро реагирует на нехватку мест в детских садах, а не на тот конечный результат, который это образование должно обеспечивать (Приложение 2 ).
Дошкольный уровень образования до сих пор рассматривается, прежде всего, как система социального призрения (дети под присмотром и накормлены), а не как система, определяющая эффективность дальнейших образовательных траекторий. Между тем многочисленные зарубежные и отечественные исследования показывают, что вложения в дошкольное образование и раннее развитие детей (от 0 до 3 лет) наиболее эффективны с точки зрения будущей позитивной социализации детей.[3]
В нашей стране охват детей ДОУ составляет в настоящее время 71,5%, за последние годы он резко вырос. Вместе с тем не охвачены ДОУ более 25% детей 5-6 лет, что закладывает основу для их отставания от сверстников в школьном образовании.[4] Программа 2004 года по развитию предшколы, которая должна была решить указанный вопрос, так и не была выполнена. В то время как в развитых странах дети 4-5 лет уже полностью охвачены предшкольным или школьным образованием.
Здесь следует еще раз напомнить, что обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования - одна из важных целей ФГОС. Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования, и сегодня совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования, с одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие ФГОС дошкольного образования.
В соответствии с принятой идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребёнка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуали-зации и не сводится к сфере услуг. В основу стандарта положена культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно которой критерием прогресса различных систем является рост вариативности входящих в эти системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Отсюда ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития.[5]
Финансирование дошкольного образования последние годы характеризуется показателями, указанными в таблице 1.[6] Доля бюджетных расходов на дошкольное образование в ВВП выросла за рассматриваемый период практически на треть. Правда, основной рост данного показателя приходится на 2009 г., когда ВВП России значительно снизился, но в 2010 и 2011 гг. бюджетные расходы на дошкольные образовательные учреждения продолжали расти, что позволило стабилизировать их долю в ВВП на уровне выше 0,7%.
Таблица 1
Бюджетные расходы на дошкольное образование детей в 2005-2012 годах
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
Дошкольное образование (ДО), млрд. руб.
91,7
113
145,3
189,7
254,5
287,5
327,5
394,7
Доля расходов на ДО в консолидированном бюд-жете на образование, %
15,5
14,1
14
14,1
15,3
16,1
16,9
17,7
Доля расходов на ДО в ВВП, %
0,54
0,52
0,54
0,57
0,61
0,74
0,76
0,72
Темпы роста бюджетных расходов на ДО, %
-
123,2
128,6
130,6
134,2
113
113,9
120,5
При этом заработная плата работников ДОУ оставалась самой низкой в системе образования. В 2012 году средняя зарплата работников детсадов (включая помощников воспитателей, нянечек, поваров и т.д.) по России не превышала 10 тыс. рублей, а у воспитателей составляла около 15 тыс. рублей. Данная ситуация является крайне неблагоприятной, поскольку воспитатели, которые во многом являются аутсайдерами (в экономическом плане), закладывают основы развития будущих поколений, что ведет в конечном итоге либо к снижению, определенной растрате человеческого капитала нации, либо требует создания мощных компенсирующих механизмов указанных потерь на последующих этапах формального и неформального образования. А поскольку на следующих уровнях российской системы образования в настоящее время нарастают «свои» неблагоприятные тенденции, то неблагополучие на уровне дошкольного образования и воспитания не только не компенсируется, но нередко усугубляется. Поэтому, начиная с 2013 года, согласно поручениям президента, принято решение довести среднюю заработную плату педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования. И уже за первый квартал 2013 года, средняя зарплата воспитателей составила около 18,5 тысяч рублей. Всего по расчетам министерства образования на увеличение заработных плат педагогических работников дошкольных образовательных учреждений будет потрачено с бюджетов регионов около 30 миллиардов рублей. Такие меры позволят решить серьезную кадровую проблему, поскольку на данный момент в детских садах катастрофически не хватает кадров, что в некоторой мере и является причиной нехватки мест в детских садах.
В современных условиях, эффективное развитие системы образования в целом, и дошкольного в частности, напрямую зависит от условий деятельности, эффективного управления конкретным образовательным учреждением, а также от экономических и социокультурных условий территории на которой он расположен, их реальных ресурсов развития. Новый Закон об образовании утверждает право всех участников образовательных отношений принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Эта возможность предоставлена обучающимся, родителям, сотрудникам и администрации (руководителям) организации. Мнение всех участников учитывается «при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников» (ст. 30, ч. 3).
Управление дошкольным образовательным учреждением (далее - ДОУ) представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата. В соответствии со ст. 26 Закона об образовании, управление ДОУ осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности с учетом особенностей, установленных указанным законом.
Единоличным исполнительным органом является руководитель образовательной ДОУ, который осуществляет текущее руководство деятельностью учреждением. Кроме того, формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников ДОУ, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом ДОУ.
Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления ДОУ, порядок принятия ими решений и выступления от имени учреждения также устанавливаются уставом ДОУ. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления ДОУ и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе родителей (законных представителей) и педагогических ДОУ создаются советы родителей (законных представителей) или иные органы; действуют профессиональные союзы работников образователь-ной организации.
Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий, или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования. Следовательно, успех работы ДОУ в немалой степени зависит от изучения и внедрения в практику совокупности принципов, средств, форм и методов управления педагогическим процессом, в целях оптимального удовлетворения запросов всех участников образовательного процесса.
В современном управлении ДОУ, несомненно, ведущим является человеческий фактор, и особо важным является умение руководителя дошкольного учреждения быстро реагировать на изменения, происходящие в экономической, социальной сферах, внедрять в практику работы научно-педагогические достижения в области управления.
Управление станет эффективнее, если руководитель ДОУ будут целенаправленно совершенствовать себя и своих сотрудников, поскольку образование не будет инновационным, если его главные носители – педагоги – не станут новаторами, способными не только воспринимать нововведения, но и сознательно делать их главным механизмом воспитательно-образовательного процесса. Именно поэтому современный руководитель ДОУ должен обеспечивать создание условий для качественного образовательного процесса:
־ расширение сферы деловых и межличностных отношений и контактов,
־ обеспечение на этой основе продуктивного взаимодействия педагогов и детей;
־ интеграция активных форм и методов подготовки, повышения профессионально-педагогического мастерства руководителей и педагогов;
־ создание деловой и творческой обстановки в коллективе ДОУ, развитие творческих начал в его деятельности.
Большое значение приобретает и делегирование полномочий, создание обратной связи как необходимых составляющих деятельности современного руководителя. Управление в условиях создания команды единомышленников дает возможность работать более успешно, быстро адаптировать деятельность ДОУ к изменениям внешней среды, улучшить качество образования, повысить эффективность управления с учетом целе-направленного воздействия не на отдельных людей, а на группу, улучшить структуру управления в целом.
В последние годы в дошкольном образовании наметилась позитивная тенденция создания в детских садах Управляющих Советов (далее – УС) как органов государственно-общественного управления учреждением. И главная причина этого - повышение управленческой культуры руководителей ДОУ, понимание ими роли УС в повышение качества дошкольного образования, его открытости и конкурентоспособности.
Необходимость перехода к государственно-общественному управлению обусловлена рядом факторов: формирующаяся ориентация на становление гражданского общества; ориентация на рост общественной активности населения; создание условий для усиления влияния общественности на принятие решений органами управления.
Несомненным признаком государственно-общественного управления является возникновение «горизонтальных» управленческих структур в форме попечительских советов, советов ДОУ, управляющих советов, объединения работодателей, творческих союзов, ассоциаций педагогов-исследователей, экспертов по социальным проблемам дошкольного образования. Публичность, позитивность и прозрачность деятельности УС позволяет в условиях модернизации образования поддерживать доброжелательную атмосферу в ДОУ, сделать детский сад безопасным и комфортным для детей, а педагогам дает возможность плодотворно трудиться, получать достойную зарплату и творчески реализовываться.
Таким образом, современной системе дошкольного воспитания характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ. Однако, управление дошкольным образованием может стать инновационным, динамично и качественно развиваться только при условии:
- совершенствования традиционных подходов к управлению;
- изменения содержания педагогической деятельности, перехода от унитарной к вариативной образовательной системе дошкольного обучения и воспитания;
- предоставления управленческим структурам необходимой для саморазвития степени свободы.
В этих условиях потенциал муниципального уровня управления дошкольным образованием трудно переоценить. Именно он имеет совокупность ключевых условий, необходимых и достаточных для преодоления сложившихся к настоящему времени проблем.
[1] Хабарова Т.В. Деятельность федеральной стажировочной площадки по направлению «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования»: первые итоги / Т.В. Хабарова, С.Н. Штекляйн // Дошкольная педагогика. – 2012. № 4. – С. 10-14.
[2] Ежегодное послание Федеральному собранию Президента Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/17118.
[3] Эльконин Б.Д. Педагогика развития: условия целеполагания и результативности // Педагогика развития: становление компетентности и результаты образования. Красноярск, 2008.
[4] Клячко Т. Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения / Т.Л. Клячко. - М.: ИД «Дело» РАНХиГС, 2013. – 48 с. С. 4-9.
[5] Асмолов А. Стандарт сохраненного детства / А. Асмолов // Учительская газета. – 2013. - № 29. – С. 5.
[6] Индикаторы образования - 2013: статистический сборник. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. – 280 с.
|