Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений определяет ст. 11 Земельного кодекса РФ, а ст. 5 Закона РФ «О недрах»[1] содержит полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования.
При этом в указанных Законах не определено, органами местного самоуправления поселений, муниципальных районов или городских округов осуществляются соответствующие полномочия.
Органы местного самоуправления, решая вопросы своего ведения в области земельных отношений, в пределах своих полномочий могут согласно Земельному кодексу РФ издавать акты, содержащие нормы земельного права (ст. 2). Так, органы местного самоуправления устанавливают с учетом требований законодательства РФ правила землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований. Они также вправе разрабатывать и реализовывать местные программы использования и охраны земель. При этом органы местного самоуправления обязаны обеспечить возможность участия граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю в порядке и формах, которые установлены законодательством.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится планирование использования земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. муниципальный управление цена земля
Планирование использования земель осуществляется органами местного самоуправления прежде всего посредством утверждения территориальных схем градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов), генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки частей территорий городских и сельских поселений. Кроме того, местные целевые программы и программы социально-экономического развития территории муниципальных образований, принимаемые представительными органами местного самоуправления, содержат градостроительные разделы, в которых находит отражение метод планирования использования муниципальных земель[2].
На территории городских и сельских поселений могут устанавливаться территориальные зоны различных видов: жилые, производственные, рекреационные, сельскохозяйственного использования и др.
Управляя и распоряжаясь муниципальной землей, органы местного самоуправления предоставляют муниципальные земельные участки в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, могут предоставляться также в аренду, а юридическим лицам также в постоянное (бессрочное) пользование. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков осуществляется на основании решения органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления соответствующих земельных участков (в соответствии с уставом муниципального образования) в пределах их компетенции и в соответствии с ЗК.
Земельный кодекс РФ упростил порядок приватизации земельных участков, в том числе находящихся в муниципальной собственности. Если гражданин или юридическое лицо пожелают приватизировать ранее предоставленные им земельные участки, то орган местного самоуправления обязан в двухнедельный срок принять решение о предоставлении земельного участка в собственность гражданина или юридического лица.
ЗК определяет порядок предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности для строительства.
Во-первых, органы местного самоуправления вправе предоставлять земельные участки в собственность без предварительного согласования места размещения объекта. Это осуществляется согласно ЗК исключительно на торгах (конкурсах, аукционах). Предметом торгов может быть земельный участок с установленными границами или право на заключение аренды такого земельного участка. Орган местного самоуправления определяет -целевое назначение и разрешенное использование земельного участка, форму проведения торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка. Запрещается передача земельных участков в собственность без проведения торгов. Во-вторых, предоставление земельных участков для строительства может быть осуществлено с предварительным согласованием места размещения объекта. Орган местного самоуправления обеспечивает определение вариантов размещение объекта и информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка[3]. Результаты выбора земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта оформляется актом о выборе земельного участка. Этот акт является основанием для последующего принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка.
ЗК определяет также порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность (за плату или бесплатно) либо в аренду для целей, не связанных со строительством. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в собственности и (или) в ведении муниципального образования, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого органы местного самоуправления обязаны: а) установить процедуры и критерии предоставления таких участков, в том числе и порядок рассмотрения заявок и принятия решений;
б) уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; в) обеспечить подготовку информации о земельных участках и заблаговременную публикацию такой информации.
ЗК допускает предоставление в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков муниципальным учреждениям, органам местного самоуправления и др. Вместе с тем гражданам земельные участки не могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование. Однако право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в муниципальной собственности земельными участками, которое возникло у граждан или юридических лиц до введения в действие нового ЗК, сохраняется. При этом субъекты данного права не вправе распоряжаться этими земельными участками. ЗК разрешает гражданам, обладающим земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, приобретать их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок. Сохраняется также право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие нового ЗК. Предоставление такого права после его введения в действие уже не допускается. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин, имеющий такой земельный участок, вправе однократно бесплатно приобрести его в собственность. Органы местного самоуправления могут предоставлять земельные участки в безвозмездное срочное пользование юридическим лицам, указанным в ЗК (например, муниципальным учреждениям), на срок не более чем на один год[4].
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В актах органов местного самоуправления указывается категория земель (сельскохозяйственного назначения, поселений и др.).
Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляется соответствующими органами государственной власти, а в некоторых случаях — органами местного самоуправления, а именно: земель, находящихся в муниципальной собственности (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); земель целевого назначения, находящихся в частной собственности (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).
Права на земельные участки удостоверяются документов в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.
Согласно ЗК земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Так, ограничиваются в обороте, в частности, следующие земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности: а) в пределах особо охраняемых природных территорий; б) занятые находящимися в муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда; в) предоставленные для нужд связи, организаций транспорта и др.
ЗК предоставил право органам местного самоуправления устанавливать публичный сервитут (право ограниченного пользования чужим земельным участком). Публичный сервитут устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления без согласования с собственником земельного участка без изъятия земельного участка. Публичный сервитут устанавливается для обеспечения интересов муниципального образования, его населения. Могут устанавливаться публичные сервитуты для прохода или проезда через земельный участок, проведения дренажных работ, прогона скота через земельный участок и т.п. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта о его отмене[5].
Органы местного самоуправления обладают полномочиями в области мониторинга земель, землеустройства и земельного кадастра.
Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о земельных участках и прочно связанных с ними иных объектах недвижимого имущества, о правовом режиме земель, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В земельный кадастр включается также информация о субъектах прав на земельные участки. Функции по ведению государственного земельного кадастра осуществляет Федеральная служба земельного кадастра России. Государственный мониторинг земель — это система наблюдений за состоянием земель, которая позволяет, в частности, своевременно выявлять изменения состояния земель, прогнозировать и вырабатывать рекомендации о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов, осуществлять информационное обеспечение муниципального управления земельными ресурсами. Так, органы местного самоуправления вправе получать в установленном порядке от Федеральной службы земельного кадастра России статистические, аналитические и картографические материалы специального (отраслевого) назначения, а также информацию о состоянии земель, прогнозировании и планировании их рационального использования. Выдача запрашиваемых сведений производится на основании письменного запроса на бланке органа местного самоуправления, подписанного руководителем (заместителем руководителя) этого органа[6].
Появление в мировой практике государственного строительства технологий NPM было своего рода реакцией на возросшие требования граждан, как контрагентов органов исполнительной власти, к эффективности политики и управленческих решений, к качеству предоставляемых государственных и муниципальных услуг. У людей, как потребителей. Для нас вопрос о выборе модели административной модернизации пока остаётся открытым. Представляется, что какая-то отдельная, даже самая популярная ныне, модель государственного управления в чистом виде нам вряд ли подойдёт. Продвигаться вперёд следует в направлении открытой управленческой системы с цивилизованной правящей элитой, эффективными социально-правовыми институтами и гибкими саморегулирующимися механизмами управляющего действия. Не менее важно и понимание того, что для нынешней российской действительности весьма актуальной становится проблема овладения современными антикризисными технологиями с соответствующими антикризисными моделями конституционноправового пространства, политической системы, финансово-банковского сектора, бюджетного федерализма, государственного аудита. Государственное управление реализуется всей совокупностью образованных в установленном порядке органов государственной власти: федеральных и органов субъектов РФ. Управление реализуется в равной степени органами общей компетенции и специально уполномоченными органами. Указанные органы, естественно, включены в процесс управления государством в широком смысле данного понятия. Каждое государство, представляя единство территории, народа, культуры, должно выстраивать активную стратегию и проводить собственную политику, уметь отстаивать национальные интересы, формировать оптимальную структуру государственного управления.
Государственный уровень управления в большинстве стран включает главу государства (президента, монарха, канцлера) и его администрацию, аппарат правительства, аппарат парламента и судебную систему. При этом в каждой стране, по причине постоянного непрерывного развития.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в сфере осуществления государственного мониторинга земель и ведения государственного земельного кадастра.
По инициативе органов местного самоуправления проводится землеустройство, которое включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности. Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при проведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель. Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
[1] О недрах: Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – N 10. – ст. 823.
[2] Анисимов, А.П. Земельная функция современного государства: монография / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков. – М.: Новый индекс, 2012. 192 с.
[3] Умеренко, Ю.А. Правовое регулирование управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена: актуальные проблемы теории и практики / Ю.А. Умеренко // Современное право. – 2014. – N 2. – С. 63 - 71.
[4] Савенко, Г.В. Правовой режим земельного участка: от идеальных конструкций к практике / Г.В. Савенко // Право и экономика. – 2014. – N 1. – С. 72 - 79.
[5] Савенко, Г.В. Правовой режим земельного участка: от идеальных конструкций к практике / Г.В. Савенко // Право и экономика. – 2014. – N 1. – С. 72 - 79.
[6] Оболонкова, Е.В. Изъятие земельных участков для государственных (муниципальных) нужд / Е.В. Оболонкова // Законодательство и экономика. – 2014. – N 1. – С. 33 - 43.
|