Понедельник, 25.11.2024, 23:54
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Целевая программа как инструмент управления школьным образованием

Целевые программы являются важным рычагом воздействия государства на экономику и позволяют комплексно и системно решать проблемы экономической и социальной политики страны на тех направлениях, где другие способы неэффективны или неприемлемы.

Целевые программы являются основным и эффективно действующим программно-целевым инструментом реализации приоритетных направлений развития экономики Российской Федерации.

Одной из основных проблем социально-экономического развития мирового сообщества на современном этапе является возрастание масштабов межрегиональной экономической дифференциации. Все больше увеличивается разрыв в уровне развития и благосостояния населения. [3]

В Российской Федерации процессы дифференциации происходят достаточно интенсивно. Как свидетельствует зарубежный опыт, без системы государственной поддержки проблемных регионов невозможно добиться устойчивого экономического развития страны и обеспечения в полном объеме конституционных гарантий всему населению страны.

Общеизвестно, что уровень благосостояния общества зависит от совокупных размеров личного и общественного потребления, а также объемов совокупного накопления.

Определенное влияние на общий уровень жизни также оказывают размеры общественного потребления материальных благ и услуг, прежде всего, в рамках системы социального обеспечения населения. Немаловажное значение для развития экономики и социальной сферы имеет соответствующий уровень государственных расходов в части реализации функций государственного управления.

Одним из методов действующего механизма государственной поддержки регионов и социального развития населения является программно-целевой. Для достижения поставленных целей повышения уровня благосостояния населения разрабатываются определенные федеральные целевые программы.

Программно-целевое управление развитием регионов широко распространена в экономически развитых странах, где показала свою эффективность и результативность. Основу этого метода составляет формирование целей, соответствующих ресурсам, необходимым для их реализации, в рамках определенной программы. Отдельная программа представляет собой взаимосвязанные мероприятия, направленные на реализацию одной или нескольких целей. В результате достигается максимальная эффективность планирования и управления региональным экономическим развитием. Основу этого метода составляет программа – совокупность мероприятий, необходимых для реализации определенной цели.

Метод программно-целевого планирования показал свою эффективность и при управлении региональной экономикой. Это связано с тем, что этот метод являются действенным инструментом по реализации государственной социальной и экономической политики. Например, их активно используют Япония, США, ЕЭС. В России же эффективность реализации и совокупный эффект от реализации федеральных целевых программ невелики, так как повсеместно наблюдаются недоработки на всех этапах программно-целевого планирования. Одновременно с этим целевые программы являются действенным механизмом для создания условий системного и комплексного развития регионов, решения насущных проблем региональной экономики. Они представляют собой гибкий инструментарий обеспечения эффективной и долгосрочной региональной экономической политики, на основании рационального управления региональными экономическими процессами [2].

Федеральные целевые программы разрабатываются Правительством РФ, а дальше в качестве федерального закона утверждаются Государственной Думой РФ [7]. В этом процессе существует и ряд проблемных сторон, например недостаточно проработан механизм выбора проблем, на решение которых будут направлены федеральные целевые программы, и чаще всего присутствует формальный характер проработки необходимости использования финансовых ресурсов. В результате наблюдается общая неэффективность программно-целевого метода [8].

Программно-целевой метод предполагает разработку важнейших социально-экономических и иных целевых программ. Он основан на подчинении распределения ресурсов, намечаемых мероприятий на каждом уровне планирования и управления достижению определенной цели.

Целевые программы согласовываются по времени, по ресурсам и исполнителям.

Программно-целевой метод является непротиворечивой совокупностью ряда подходов. Он связан с разработкой целевых программ (целевой и программный подходы) деятельности (системный подход). При этом в единстве находятся ее элементы (структурный подход) и функции (функциональный подход) по всем направлениям (комплексный подход).

Программно-целевой метод обладает очевидными преимуществами, делающими актуальным его применение для решения проблем образования.

К таким преимуществам относятся:

• индикативный характер целевых программ. Сроки реализации программ находятся в прямой зависимости от их обеспеченности необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, представляя собой «индикаторы успешности» реализации каждой программы;

• системный характер основных целей и задач программ по решению сложных комплексных проблем образования;

• способность концентрировать организационные, финансовые и иные ресурсы в процессе решения ключевых проблем образования;

• возможность обеспечения общественного и административного контроля при формировании целей и задач программного развития и использовании ресурсного обеспечения.

Действенным инструментом активизации экономического роста в школьном образовании регионов являются федеральные целевые программы.

Федеральные целевые программы, направленные на увеличение темпов экономического роста регионов, разделены на следующие основные виды:

1) направленные на активизацию социального и экономического развития;

2) направленные на создание условий воспроизводства основных экономических ресурсов.

Каждый из этих видов федерально-целевых программ направлен на решение конкретной совокупности экономических проблем и способствует переходу от решения локальных проблем к системному развитию школьного образования регионов России.

Разработка, реализация и отслеживание эффективности целевых программ основаны на следующих принципах:

1) взаимосвязи федеральных целевых программ. Этот принцип состоит в том, что принимаемые программы должны быть связаны между собой и решать комплексные цели и проблемы;

2) наращивания усилий. Результаты, достигнутые на каждом из этапов программно-целевого управления, должны использоваться для реализации последующих задач;

3) экономии ресурсов. Ресурсы, необходимые для реализации федеральных целевых программ, должны быть соизмеримы с конечным эффектом от их использования. Соблюдается необходимость минимизации затрат при максимизации результата;

4) «средового воздействия». Федеральные целевые программы должны быть направлены на формирование условий для устранения действия определенной проблемной сферы;

5) инфраструктурный. Федеральные целевые программы должны быть направлены на институциональные структуры региональной экономики.

Стратегическими целями целевой государственной политики развития школьного образования являются:

1) повышение качества управления и использования финансовых ресурсов на региональном уровне;

2) реформирование социальной и экономической сферы;

3) создание благоприятной экологической ситуации в регионах;

4) концентрация экономических ресурсов регионов для активизации экономического роста и качественной трансформации структуры региональной экономики в целях создания условий для решения проблем в социальной сфере;

5) развитие человеческих ресурсов для создания условий активного экономического роста [2].

Одновременно с этим по оценкам Министерства экономического развития России при разработке целевых программ существует ряд проблем. К ним относится то, что государственные заказчики достаточно часто изменяют объемы бюджетного финансирования и цели уже после начала реализации программы, что существенным образом и негативно влияет на конечный социально-экономический эффект от них – меняется взаимосвязь целевых программ между собой, преемственность. В результате ресурсы используются, но поставленные цели не достигаются, так как была изменена их взаимосвязь: «ресурс – цель». Вместе с этим при разработке программ мало проработанными оказываются показатели оценки эффективности их реализации, выраженные в количественных и качественных показателях. Нарушение взаимосвязи «цель – ресурс – результат» со стороны государственных заказчиков снижает эффективность программно-целевого метода управления развитием школьного образования [9].

К основным достоинствам целевым программам относятся:

1) прозрачность (доступный для общественного контроля процесс разработки и реализации целевых программ);

2) определение государственного заказчика на основании тендера;

3) контроль за расходованием средств государственного бюджета, направленных на реализацию целевых программ;

4) возможность объединения различных источников финансирования – частных, государственных, международных;

5) возможность концентрации ресурсов для решения приоритетных проблем;

6) возможность объективной оценки как среднесрочных, так и долгосрочных эффектов;

7) системный характер, позволяющий максимально эффективно достигнуть цели – минимизации затрат при максимизации результатов.

Целевые программы являются эффективным инструментом реализации государственной экономической и социальной политики, особенно при решении долгосрочных задач и реализации крупных инфраструктурных проектов.

Согласно действующему законодательству, федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой «увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации»

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (26.03.2017)
Просмотров: 171 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%