Проводимая в последние годы в России реформа бюджетного процесса направлена на максимально эффективное управление средствами федерального бюджета в соответствии с приоритетами государственной политики. Ядро этой реформы - формирование бюджета, ориентированного на достижение конечного результата, и, как следствие, расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования. В связи с этим следует отметить характерные тенденции в сфере государственного управления экономическими процессами, которые заключаются в преимущественном темпе роста финансирования, осуществляемого на основе программно-целевого подхода, в сравнении с традиционным сметным.
Программно-целевой способ реализации государственной политики широко распространен во многих странах мира, занимающих лидирующие позиции в глобальной экономике. В свете конкурентной борьбы за ресурсы развития правительства экономически развитых государств выделяют стратегически важные, перспективные направления и способствуют созданию конкурентоспособной среды для их реализации. Так, например, в США с помощью программно-целевых инструментов осваивается около 50% от всех расходов бюджета, в странах Евросоюза - еще больше, в частности, во Франции эта доля составляет 80%. При этом соблюдается несколько принципиально важных вещей. Во-первых, формируются целевые индикаторы, позволяющие оценивать результативность бюджетных расходов, а по сути, систему государственного управления в целом. Во-вторых, реализация целевых программ предполагает получение за счет общественных ресурсов рыночных, коммерческих эффектов. В-третьих, повышается качество предоставляемых бюджетными организациями услуг, так как при прочих равных, например, гарантированной сметной обеспеченности, они начинают конкурировать за дополнительные ресурсы. Этот зарубежный опыт активно используют и в России.
В историческом аспекте произошедший в нашей стране в конце 80-х - начале 90-х годов переход от плановой экономики с ее распределительными принципами к программно-целевому стратегическому планированию, и соответственно, управлению, предполагающему проведение конкурсных процедур, торгов, аукционов, тендеров, показал, несмотря на противоречивое к нему отношение, достаточно высокую экономическую эффективность [2].
Система российского образования также не является исключением. С каждым годом все больший объем бюджетных ассигнований, предусмотренных для Рособразования, в том числе на обеспечение деятельности подведомственной ему сети образовательных учреждений, предполагается к освоению, помимо сметного и нормативного распределения, через программно-целевые и проектные методы финансирования. Для сравнения, если размеры бюджетных ассигнований по смете учреждений, подведомственных Рособразованию (без учета дополнительно выделяемых средств), увеличились с 2009 по 2011 год примерно в 2,2 раза, с 103,0 млрд. рублей в 2009 году до 225,8 млрд. в 2011 году, то скачок в финансировании федеральных целевых программ в области образования составил за этот период в среднем более чем в 10 раз, с 1,4 млрд. рублей в 2009 году до 17,1 млрд. рублей в 2010 году и 13,8 млрд. рублей в 2011 году.
Послание Президента Российской Федерации относительно перспектив развития системы образования отмечено, что "результативность реформ в этой сфере сегодня следует измерять по показателям качества образования, его доступности и его соответствия потребностям рынка труда".
Таким образом, программно-целевое управление является на сегодня наиболее эффективным хозяйственным механизмом, позволяющим существенно изменить весь экономический аспект системы образования, ориентировать субъекты образовательной деятельности на достижение конечной цели, соотнося затраты бюджета с получаемыми результатами [10].
Осуществляемый сегодня отраслью последовательный переход к программно-целевому управлению и планированию, к конкурсным механизмам распределения средств федерального бюджета делает особенно актуальным реализацию федеральных целевых программ в сфере образования, воспитания и отчасти молодежной политики.
Отвечая общей тенденции совершенствования экономических механизмов в целом, достаточно длительный опыт реализации федеральных целевых программ в сфере образования, убедительно показал на практике преимущества программно-целевых методов решения крупных, актуальных для отрасли проблем, значительно повышающих эффективность использования бюджетных средств, выделяемых на развитие образования. Тем более, что в условиях реального многолетнего недофинансирования в 90-х годах, приведшего к серьезному ухудшению учебно-материальной базы образовательных учреждений всех уровней образования, сокращению или свертыванию научных исследований и опытно-экспериментальной деятельности в сфере образования, система федеральных целевых программ стала наиболее эффективной основой формирования бюджета инновационного развития отрасли. В условиях ее модернизации, а затем с учетом реализации приоритетного национального проекта "Образование" корректировались и дополнялись принципы реализации федеральных целевых программ. Система образования поэтапно переходила от затратной экономики к экономике интенсивного развития, к образованию более высокого качества, отсюда и более активному влиянию на социально-экономическое развитие страны в целом, а значит, и на улучшение качества жизни населения.
Сам порядок реализации федеральной целевой программы, предусматривающий открытую конкурсную процедуру распределения средств, экспертные оценки результатов выполнения проектов, четкое определение направлений деятельности и адресность государственных вложений, способствует развитию здоровой конкуренции между учебными заведениями за дополнительные источники финансирования и существенному повышению, как уже говорилось выше, эффективности использования бюджетных средств. В пользу данного способа управления говорит возможность выбора из нескольких одновременно полученных предложений по каждому проекту федеральных целевых программ через обеспечение всесторонней объективной оценки предложенных условий и заключение контрактов с наиболее опытными и надежными исполнителями и поставщиками. Немаловажным для нас является и заложенный в принципах реализации федеральных целевых программ мощный фактор противодействия возможному влиянию коррупции на принятие решений по распределению бюджетных средств, проведению государственных закупок и т.д. [12].
Следует отметить, что, являясь эффективным инструментом вовлечения региональных и муниципальных бюджетов, а также внебюджетных источников в процесс финансирования образования, федеральная программа объективно способствуют утверждению новых, чисто экономических методов управления в отрасли.
Помимо перечисленных экономико-управленческих преимуществ, прозрачная система целевого планирования проектов, ориентированных на конкретный конечный результат, создает условия для обеспечения государственно-общественного характера управления образованием и повышения роли общественных ресурсов в его развитии. Это в первую очередь относится к идее создания системы общественного обсуждения приоритетов развития системы образования и публичной отчетности по результатам реализации федеральной целевой программы.
В рамках федеральной целевой программы развития образования был реализован комплекс мероприятий по совершенствованию системы общего образования, были выполнены проекты, направленные на совершенствование системы общего образования.
В соответствии с основными положениями федеральной целевой программы развития образования и «Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации» на современном этапе одним из главных направлений государственной политики в сфере образования является совершенствование стратегического управления сферой образования. Важнейшими задачами для реализации этого направления являются создание условий для повышения качества управления образовательными учреждениями и внедрение новых образовательных технологий и принципов в организацию учебного процесса.
Один из основных проектов разработанный на основании федеральной целевой программы развития образования с целью создания в субъектах Российской Федерации модели образовательного учреждения дистанционного обучения и организации ее работы проект «Совершенствование процессов обучения, воспитания, коррекции нарушения развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста» [13].
В рамках проекта: «Совершенствование процессов обучения, воспитания, коррекции нарушения развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностям и здоровья школьного возраста» была осуществлена поставка комплексов специализированного компьютерного коррекционного оборудования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья, с целью предоставления им различных форм получения образования в субъекты Российской Федерации. Была осуществлена поставка специализированных аппаратно-программных комплексов и коррекционного оборудования в образовательные учреждения для разработки и внедрения новых моделей профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках проекта расширена сетевая информационная и методическая среда поддержки процесса информатизации общеобразовательных учреждений, внедрены новые учебные практики с использованием средств мультимедиа и средств доступа к информационным образовательным ресурсам, обеспечен доступ общеобразовательных учреждений к информации по использованию инновационных технологий в образовании с использованием телекоммуникационных технологий.
В целях предоставления всем учащимся равного доступа к качественному образованию за счет создания в сети Интернет источника высококачественного образовательного контента и технологической инфраструктуры, обеспечивающей его доставку в образовательные учреждения, подключенные к сети Интернет, в том числе, в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» был реализован проект «Развитие и поддержка функционирования Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, в рамках которого создана постоянно действующая система, обеспечивающая поддержку и развитие
В системе общего образования было введено нормативно подушевое финансирования и перехода на новую систему оплаты труда работников образования. Разработаны и утверждены федеральные методики: «Модельная методика введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования» и «Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования».
Задача подушевого норматива бюджетного финансирования – обозначить количество бюджетных средств, которое должно быть доведено именно до учащегося, так как этими средствами будет оплачена стандартная образовательная программа. Только в этом случае норматив определенной стоимости обеспечит и равенство доступа к бюджетной услуге, и эффективность расходования бюджетных средств. Введение такого норматива в первую очередь расширило полномочия директора школы в распределении выделенных ему ресурсов. Имея величину норматива и контингенты учащихся, директор может заранее рассчитать величину бюджета своей школы и сформировать под бюджет штатное расписание, составить смету, распределив средства по статьям бюджетной классификации.
С целью разработки и внедрения подходов к введению новой системы оплаты труда работников и руководителей образовательных учреждений профессионального образования и совершенствования подходов к внедрению новой системы оплаты труда работников и руководителей общеобразовательных учреждений, на основе разработанных должностных обязанностей и квалификационных требований к работникам образования и с учетом профессиональных квалификационных групп реализован проект «Разработка и внедрение подходов к введению новой системы оплаты труда работников и руководителей образовательных учреждений профессионального образования и совершенствование подходов к внедрению новой системы оплаты труда работников и руководителей общеобразовательных учреждений, на основе разработанных должностных обязанностей и квалификационных требований к работникам образования и с учетом профессиональных квалификационных групп».
В рамках проекта разработаны методические рекомендаций для руководителей федеральных органов, осуществляющих управление в сфере образования, и руководителей федеральных государственных образовательных учреждений по введению НСОТ и запуску механизмов распределения стимулирующей части фонда оплаты труда и установлению выплат работникам за организацию разных видов деятельности обучающихся; методические рекомендаций для руководителей региональных и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, по совершенствованию введения НСОТ и запуску механизмов распределения стимулирующей части фонда оплаты труда и установлению выплат работникам сферы образования за организацию разных видов деятельности обучающихся.
Повышение доступности качественного образования - одно из приоритетных направлений развития образования, утвержденных на заседании Правительства Российской [14].
В настоящее время теоретические аспекты и практика создания систем обеспечения (менеджмента) качества образования, включая процедуры внешней экспертизы деятельности образовательных учреждений, в большей мере проработаны для ступени высшего образования. По аналогии работы в данном направлении разворачиваются на уровне среднего профессионального образования. Деятельность учреждений общего и начального образования, управление ими имеет свою специфику, что не позволяет осуществлять прямой перенос материалов, созданных для внешней экспертизы деятельности учебных заведений более высокого уровня. В то же время нормативно-правовое, организационное и научно-методическое обеспечение процедур оценивания деятельности этих образовательных учреждений не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Процедуры лицензирования и аккредитации: слабо решают задачи стимулирования качественно работающих образовательных учреждений, развития учебных заведений, роста их самостоятельности.
С целью обеспечения открытости и прозрачности процедур и результатов государственной аккредитации учреждений общего образования и начального профессионального образования был реализован проект «Разработка и апробация методического обеспечения внешнего контроля деятельности образовательных учреждений общего образования и начального профессионального образования» в рамках которого разработаны:
− система показателей и индикаторов внешней оценки деятельности образовательных учреждений общего и начального профессионального образования для использования в процедурах государственной аккредитации;
− алгоритм действий при осуществлении внешней экспертизы деятельности образовательных учреждений общего образования и начального профессионального образования.
− методические рекомендации по организации и проведению внешнего контроля учреждений общего образования и начального профессионального образования.
Для реализации конституционного права граждан на доступное общее образование органами управления образованием субъектов Российской Федерации осуществляется работа по развитию дифференцированной сети образовательных учреждений различных типов и видов, реструктуризации сети образовательных учреждений, созданию условий для внедрения оптимальных территориальных моделей образовательной сети, обеспечивающих равенство доступа населения к качественному общему образованию, в том числе, в сельской местности [15]. Решение задачи обеспечения права детей, проживающих в малых и труднодоступных поселениях, на получение качественного образования предполагает кооперирование ресурсов образовательных учреждений посредством создания моделей интегрированных образовательных учреждений, развитие сетевых форм организации образовательного процесса.
Одним из важнейших стратегических ориентиров модернизации образования Российской Федерации на современном этапе является формирование единой общенациональной стратегии инновационного, опережающего развития российского образования, обеспечивающего его качественный прорыв, и на этом фундаменте – новое качество жизни страны. При этом одним из приоритетных направлений развития образования, а также государственной социальной политики Российской Федерации в целом, является обеспечение доступности и качества образования для всех категорий граждан, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с отклонениями в поведении.
Решение указанной задачи обеспечивается посредством модернизации системы государственной оценки деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением с учётом изменений, внесённых в Закон Российской Федерации «Об образовании».
Перечисленные факторы обусловливают необходимость разработки модели организации деятельности по лицензированию и аккредитации специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, отвечающей современным требованиям, а также повышения квалификации специалистов, осуществляющих функции надзора и контроля за деятельностью образовательных учреждений указанных типов.
С целью совершенствования государственной системы оценки деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением был реализован проект «Совершенствование государственной системы оценки деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением», в рамках которого разработаны методические рекомендации по организации лицензирования и аккредитации специальных (коррекционных) образовательных учреждений и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа; программа курсов повышения квалификации работников, осуществляющих функции надзора и контроля за деятельностью образовательных учреждений указанных типов.
Одной из распространенных форм работы с одаренными детьми в нашей стране являются предметные олимпиады, проводимые в рамках Всероссийской олимпиады школьников. Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи – приоритетная в современном образовании.
Федеральный этап Всероссийской олимпиады школьников является заключительным аккордом годового олимпиадного цикла, подводя итог выявления, поддержки и развития интеллектуальной одаренности способных школьников. Эта работа ведется на уровне всей страны как составляющая федеральной образовательной политики: на региональном и муниципальном уровнях, на уровне отдельного образовательного учреждения, на уровне конкретного педагога-наставника. Однако реальная подготовка школьников может и должна вестись непосредственно в рамках региональных систем работы с одаренными детьми, включающего все уровни и формы их выявления, подготовки и развития. В целях повышения эффективности проведения Всероссийской олимпиады школьников необходимо усиление системы государственной поддержки одаренных детей, создание условий для более широкого проявления одаренности учащейся молодежи, включая целевую подготовку к международным предметным олимпиадам. Укреплению базы и улучшению организационных условий олимпиадного движения могут способствовать ресурсные центры, на базе которых происходит подготовка школьников к участию в заключительном этапе Всероссийской олимпиады, а также подготовка к Международной олимпиаде.
Министерство образования и науки Российской Федерации, научная, педагогическая и родительская общественность в значительной мере сосредотачивается на учебниках как на основном средстве реализации образовательных программ. Как проявление такого внимания, с апреля 2005 года в Российской Федерации действует новый порядок экспертизы учебников, ориентированной на вовлечение в этот процесс таких ведущих научных центров, как РАН и РАО в качестве экспертных организаций. К экспертной деятельности, осуществляемой в целях формирования федерального перечня учебников, который закрепляется приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, привлекаются также и другие образовательные и научные организации, референтные в научно-педагогическом сообществе. Эти мероприятия обеспечивают упорядочение деятельности многочисленных авторских коллективов и издательств, выпускающих учебники для школ.
В Концепции модернизации образования указывается, что формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности должно стать необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Стратегическими целями развития образования становятся цели обеспечения консолидации нации, конкурентоспособности и безопасности личности, общества и государства, отвечающие ценностным идеалам демократического гражданского общества. Государственный стандарт общего образования нового поколения направлен на создание условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества; обеспечение солидарности общества и успешной социализации молодых граждан России.
Миссия общего образования, как ведущей социальной деятельности общества, заключается в формировании гражданской идентичности – базовой предпосылки укрепления государственности и государственной консолидации общества в процессе социально-культурной модернизации России.
В целях внедрения комплекса программ, обеспечивающих формирование идентичности личности в системе общего образования в контексте проектирования образовательных стандартов нового поколения был реализован проект «Внедрение комплекса программ, обеспечивающих формирование гражданской идентичности в системе общего образования» в ходе которого осуществлены:
− внедрение комплекса программ по формированию идентичности в контексте проектирования образовательных стандартов нового поколения; анализ характеристик
− идентичности в контексте толерантности, готовности к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий;
− разработка практических рекомендаций по проектированию примерных программ общего образования, обеспечивающих формирование идентичности личности на разных ступенях образования (ступени начального общего, основного, среднего полного);
− проведение цикла семинаров по проблемам формирования гражданской идентичности личности для специалистов системы общего образования (руководителей и администраторов), а также разработчиков новых образовательных стандартов;
− разработка и апробация программы повышения квалификации по проблеме внедрения комплекса программ, обеспечивающих формирование гражданской идентичности, этнокультурной идентичности и общечеловеческой идентичности в системе общего образования для специалистов органов управления системы общего образования, руководителей общеобразовательных учреждений, методистов и педагогов [16].
В современных условиях развития образования сформировалась также потребность разработки моделей повышения квалификации педагогических работников по актуальным проблемам преподавания новейшей истории России и обществознания в общеобразовательных учреждениях, обусловленная качественными изменениями в системе образования, коренными трансформациями в жизни России и всего мирового сообщества.
Вместе с тем, как показывает российский опыт, учебно-методическое обеспечение сферы исторического и социального образования зачастую опаздывает с предоставлением как педагогам, так и учащимся необходимой информации и поддержки. В этих условиях школьной практике должны быть предложены современные модели организации исторического и обществоведческого образования.
С целью разработки системы учебно-методического и информационного сопровождения курсов (учебных предметов) по истории и обществознанию на второй и третьей ступенях общего образования на основе создания учебно-методических материалов нового поколения, а также формирования организационных моделей, механизмов и условий, направленных на активное вовлечение участников образовательного процесса в их освоение и использование был реализован проект «Разработка учебно-методического и информационного сопровождения курсов (учебных предметов) по истории и обществознанию» (Ф-21, задача 1, мероприятие 3).
Одним из решающих факторов, определяющих будущее развитие России является развитие нанотехнологий. Переход к нанотехнологиям означает новую промышленную революцию XXI века. Нанотехнологии обеспечат невиданные до сих пор возможности практически в любой области человеческой деятельности. Суть понятия «нанотехнологии»,применительно к образовательному процессу, в основном относится к областям научных знаний программ физики, химии и биологии среднего общего образования. Однако, в настоящее время, это понятие не раскрывается в программах этих дисциплин. В целях разработки образовательной стратегии и концепции современного представления знаний по инновационной нанотехнологической тематике в учреждениях среднего общего образования Российской Федерации в рамках внедрения новых государственных образовательных стандартов общего образования; внедрения в образовательный процесс непрерывного (от школы до ВУЗа) мотивационного фактора профессиональной ориентации, как основы формирования кадрового резерва для высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе отраслей, использующих нанотехнологии был реализован проект «Разработка программы и учебно-методического сопровождения учебного модуля «Введение в нанотехнологии» в программы модулей по физике, химии, биологии основного и среднего общего образования; апробация курса «Введение в нанотехнологии». В ходе реализации проекта разработаны Учебные и учебно-методические материалы: концепция, программа модуля «Введение в нанотехнологии», учебные пособия для учащихся 10–11 классов, учебные и учебно-методические пособия для учителей; курсы повышения квалификации учителей, публикация и внедрение методических рекомендаций на основе материалов научно-методических семинаров.
Главным направлением стратегии модернизации образования является обновление его содержания. Содержание образования должно дополняться набором ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах [5].
Одной из составляющих модернизации содержания образования является более глубокое знание о правах и основных свободах человека. Обучение правам человека является составляющей гражданского образования. Основная цель изучения прав человека в образовательных учреждениях заключается в воспитании свободной, осознающей свое достоинство и достоинство других людей личности, которую отличают устойчивые нравственные качества и умение жить плодотворной жизнью в мире и согласии в поликультурной и многонациональной среде. Эта цель реализуется в процессе непрерывного обучения детей в соответствии с их возрастными особенностями.
В настоящее время наиболее актуальным направлением развития образования, в том числе профессионального, является максимальное использование возможностей современной компьютерной техники для расширения круга специальностей, по которым могли бы обучаться учащиеся, совершенствование воспитательной работы с учащимися, развитие творческих способностей, а также повышение конкурентоспособности при устройстве на работу
|