Противодействие коррупции является важнейшей стратегической задачей деятельности всех субъектов Российской Федерации и обеспечить её можно только комплексным подходом, начиная от модернизации законодательства в сфере антикоррупционной деятельности и реализации на практике необходимых мер по выявлению и профилактике коррупции в деятельности органов публичной власти, так и планомерным повышением правовой культуры населения, созданием в обществе атмосферы нетерпимости к её проявлениям. В то же время борьба с коррупцией не может сводиться исключительно к привлечению к ответственности лиц, виновных в коррупционных преступлениях, и к кратковременным кампаниям по решению частных вопросов. Она должна включать хорошо продуманную и просчитанную систему разноплановых усилий, осуществляемых множеством субъектов. Важно, чтобы лучшие практики антикоррупционных механизмов должны повсеместно и быстро тиражироваться и внедряться, а не отражаться в описях региональных достижений. В целом, субъекты Российской Федерации активизируют свою деятельность по противодействию коррупции и осуществлять ее планомерно с постепенным повышением ее эффективности.
Действующее российское законодательство на федеральном уровне предоставляет субъектам Российской Федерации целый комплекс полномочий, позволяющих оперативно и с должной степенью эффективности осуществлять необходимые меры по противодействию коррупции.
В Российской Федерации в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции. Ретроспективный анализ нормативно-правового обеспечения борьбы с коррупцией, показывает, что серьёзный антикоррупционный потенциал заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2010 годах и плане мероприятий по её проведению, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005г. № 1789-р, а также в законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы государственной службы.
Цели и задачи в рамках противодействия коррупции уже сформулированы и определены на федеральном уровне, в том числе в Федеральном законе «О противодействии коррупции» и Указе Президента Российской Федерации № 460 от 13 апреля 2010 года, утвердившим «Национальную Стратегию противодействия коррупции» и «Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 годы».
Основным документом, координирующим борьбу с коррупцией в Российской Федерации, является Федеральный закон «О противодействии коррупции», принятый Государственной Думой 19 декабря 2008 года, одобренный Советом Федерации 22 декабря 2008 года и подписанный Президентом РФ 25 декабря 2008 года. Закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. По решению Президента РФ могут быть сформированы координирующие органы по реализации государственной политики в области противодействия коррупции. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность по борьбе с коррупцией органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и других правоохранительных органов. Также они реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами. При этом Счетная палата РФ в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции. В законе прописываются меры по профилактике коррупции: антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, предъявление специальных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего указанные должности, непредставление им сведений или представление недостоверных или неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи (супруга или супруги) и несовершеннолетних детей. Устанавливается, что государственный и муниципальный служащий обязан уведомлять работодателя, органы прокуратуры и другие госорганы обо всех случаях обращений лично к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Национальная стратегия противодействия коррупции на 2010-2011 годы направлена на устранение коренных причин коррупции в России и формирование в обществе атмосферы ее неприятия. Вместе со стратегией была утверждена и новая редакция плана противодействия коррупции. Ожидается, что оба документа будут обновляться раз в два года.
Необходимость разработки стратегии возникла после утверждения в 2008 году первой версии национального плана по борьбе с коррупцией, отдельные положения которого касались стратегических вопросов. В ходе реализации плана стало ясно, что эти вопросы должны быть выделены в отдельный документ. Таким образом, стратегия противодействия коррупции будет определять направления борьбы и профилактики злоупотреблений среди госслужащих, а национальный план будет претворять стратегию в жизнь.
Ранее Президент обращался к средствам массовой информации с просьбой провести «тонкую и разумную работу» по созданию атмосферы неприятия коррупции в российском обществе. Медведев объявил борьбу с коррупцией одной из главных своих задач на посту президента России, а принятие плана по борьбе с коррупционными явлениями стало одним из его первых указов. По уровню восприятия коррупции Россия занимала 146 место из 180, свидетельствуют данные международной организации Transparency Interntational. Рынок российской коррупции организация оценивает в 300 миллиардов долларов.[1]
Коррупция, усиливая имущественное расслоение и обнищание части населения, породила серьёзные социальные проблемы, связанные с необходимостью сокращения бедности и обеспечения равенства в обществе.
Во многих сферах государственного управления, социальной и экономической жизни страны распространена коррупционная преступность.
Анализ структуры коррупционной преступности показывает, что наиболее распространенными проявлениями коррупции являются взяточничество, злоупотребление должностными полномочиями, хищения вверенного имущества.
Основными способами хищений выступают списание бюджетных средств по подложным документам, закупка товаров по явно завышенным ценам, «перекачка» государственных средств в коммерческие структуры, выплата сумм из бюджета под видом «возврата налога на добавленную стоимость», завышения объема или стоимости выполненных работ при строительстве объектов.
Характерными для сферы здравоохранения проявлениями коррупции являются нелегальное введение платных услуг, вымогательства при оказании медицинской помощи, использование имущества и оборудования государственных медицинских учреждений в частных целях, выдача фальшивых заключений о болезни, хищение бюджетных средств и т.д.
Среди коррупционных преступлений в сфере образования доминируют взяточничество при приёме экзаменов, выдача фальшивых дипломов и аттестатов, хищение бюджетных средств, незаконная коммерциализация учебной базы общеобразовательных учреждений и т.п. В сфере социального обеспечения традиционными видами коррупционных преступлений являются назначение пенсий по подложным документам, получение непомерно высоких пенсий по фальшивым документам об инвалидности, продолжение выплаты пенсий на имя умерших пенсионеров и другие коррупционные сделки с участием сотрудников органов социального обеспечения и граждан.
Занижение таможенной стоимости ввозимых товаров, содействие в контрабанде товаров и уклонении от уплаты таможенных платежей, вымогательства при прохождении таможенного досмотра и оформлении грузов, бездействие по службе относятся к числу традиционных преступлений в таможенной сфере.
Так, проанализируем коррупционную статистику Следственного комитета 2010 года. В 2010 году следственными подразделениями Следственного комитета рассмотрено 31251 сообщение о коррупционных преступлениях, по результатам возбуждено 11465 уголовных дел. За совершение коррупционных преступлений особый порядок привлечения к уголовной ответственности применялся в отношении 71 следователя органов внутренних дел, 3 следователей наркоконтроля, 11 следователей Следственного комитета, 13 прокуроров, 35 адвокатов, 8 членов избирательных комиссий, 214 депутатов органов местного самоуправления, 217 выборных должностных лиц органов местного самоуправления, 11 депутатов органов законодательной власти, 1 депутата Государственной думы и 2 судей. Всего в производстве следователей Следственного комитета находилось 15475 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, завершено расследование по 6403 уголовным делам. В общем количестве уголовных дел, направленных в суд, преобладают дела о служебном подлоге (ст. 292 УК РФ) – 320; о превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) – 474; о мошенничестве (ч. 3 ст. 159 УК РФ) – 876; о злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) – 638; о получении взятки (ст. 290 УК РФ) – 1084; о даче взятки (ст. 291 УК РФ) – 1977. Размер причиненного ущерба по завершенным уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности составил около 8 млрд руб., возмещено 2 млрд руб. Наложен арест на имущество на сумму более 600 млн руб.[2] В 2010 году связи с обнаружением фактов коррупционных проявлений осуществлялся:
роспуск представительного органа муниципального образования;
отрешение от должности главы муниципального образования или главы местной администрации;
удаление главы муниципального образования в отставку.
Например: в Волгоградской области, Орловской области, Смоленской области, Калининградской области, Ленинградской области, Пермском крае, Пензенской области.[3]
В текущем, 2011 году Президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».[4]
Таким образом, с точки зрения экономики, коррупция охватила все три устоя постиндустриализма: государственное регулирование, рынок с его конкуренцией и государственный сектор. В политике коррупционный механизм не только подминает демократию, но и дискредитирует её.
Огромный отрицательный эффект коррупции связан с тем, что борьбу с ней используют для дискредитации конкурентов — и среди «своих», и среди политических оппонентов, и просто несогласных. Под флагом борьбы с коррупцией фабрикуются целые дела и процессы. И, не выявив его подоплёку, невозможно понять такое рвение и очевидную растрату средств, идущих на «разоблачение». Финансовые потери от создания органов, призванных бороться с коррупцией, и отвлечение квалифицированных кадров от борьбы с другими преступлениями — это тоже отрицательные следствия коррупции.
Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству на заседании в среду рекомендовал депутатам принять в первом чтении президентский законопроект о совершенствовании борьбы с коррупцией и предложил рассмотреть его 1 июня.
Антикоррупционный законопроект посвящен ответственности чиновников. Документ определяет виды взысканий, которые могут быть применены к госслужащим, уличенным в коррупции.
При этом оговаривается, что гражданский служащий может быть отстранен от службы в случаях, если он не предоставил декларации о доходах или не принял мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он выступает.
Кроме того, гражданский служащий может быть уволен при неуведомлении о попытках дать взятки, вхождении в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов иностранных некоммерческих неправительственных организаций, действующих на территории РФ, если иное не предусмотрено российским законодательством, а также в случае осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности.
Законопроект вводит порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принятых реорганизованными или упраздненными органами и организациями.[5]
В том, что законопроект усовершенствуют, никто не сомневается. Мнения же о «работоспособности» документа разошлись. Критики опасаются, что этот неплохой проект закона может превратиться в очередные «разговоры о борьбе с коррупцией», поскольку попросту не будет исполняться.
Алексей Волков («Единая Россия»):
Так комментирует ситуацию в стране представитель Единой России Алексей Волков. Поддержка этого законопроекта – святая обязанность каждого депутата Госдумы. С момента вступления в силу закона «О противодействии коррупции» принято более 20 законов антикоррупционной направленности, утвержден значительный объем нормативно-правовых актов президента и правительства, призванных обеспечить реализацию требований основного закона. Внесенный президентом проект закона направлен на дальнейшее совершенствование противодействия коррупции. Безусловно, многое будет зависеть от того, кто и как будет проверять. Но не принимать этот законопроект нельзя, поскольку он заполняет пробел в существующем законодательстве.
Представитель КПРФ (Николай Коломейцев) отмечает несистемность борьбы с коррупцией. По большому счету, отмечает он, происходит расширение перечня лиц, которые декларируют доходы. Он также отмечает и несодержательность создания комиссии, в которой согласно предлагаемой формулировке часть коррупционеров будет проверять самих себя. В качестве основной меры в борьбе с коррупцией: конфискация имущества и ужесточение наказания.
ЛДПР (Максим Рохмистров) констатирует, что методы борьбы с коррупцией, которая в стране приняла масштабы национального бедствия, напоминают сборку автомобиля: «Мы сделали кузов, установили удобные сиденья. Приняв нынешний закон, поставим колеса. Но поедет ли эта машина? Нет! Потому что нет двигателя и – самое главное – за руль посадить некого. Даже полпред президента отметил, что законы у нас неплохие, а все проблемы с правоприменительной практикой. То есть тем самым водителем, без которого машина не поедет. А правоприменительная практика – это наши чиновники.»[6]
Представитель Справедливой России Геннадий Гудков говорит о необходимости изучить западный опыт, применив механизмы, которые исправно работают на протяжении последних десятилетий. Декларирование имущества – во всех развитых странах нет никаких органов, которые специально проверяли бы эти данные. Там этим, по сути, занимаются сами граждане. Они, как правило, очень интересуются благосостоянием своего соседа, сослуживцев, начальника. Поэтому проблем с проверкой информации о достоверности того или иного имущества, доходов и расходов в западном обществе, как правило, не возникает и уже давно. Нужно развивать и парламентский, и гражданский контроль.
Очевидно, финальный вариант законопроекта будет изрядно отличаться от первоначального. Не только депутаты и профильные комитеты, но и строгое до суровости к букве закона Правовое управление Госдумы высказали немало претензий, которые парламентарии рассмотрят ко второму чтению. Например, Комитет по вопросам самоуправления задает резонный вопрос: мол, как это так, главы муниципальных образований за нарушение антикоррупционного законодательства могут быть уволены, а вороватые депутаты-муниципалы нет? И почему, например, норма ответственности для лиц, замещающих муниципальные должности, должна быть общей, но почему-то конкретный вид такой ответственности не предусматривается. Есть и другие нестыковки, которые, по мнению различных комитетов, «могут привести к трудностям правоприменения».
С социальной точки зрения коррупция подрывает доверие масс и к государству, и к государственной бюрократии, подрывает веру граждан в суд и представителей всей правоохранительной системы. Но самое опасное следствие коррупции — интеллектуальная деградация.
В морально-нравственном аспекте происходит дискредитация важных для общества установок, ценностей, подмена их другими, соответствующими коррупции. И тогда в здравоохранении нельзя доверять ни лекарствам, ни их качеству, ни врачам, рекомендующим эти лекарства (не связаны ли эти врачи с их производителями либо с реализацией). А в образовании и науке ослабляется доверие и к дипломам, и к учёным степеням, и к званиям. Коррупция отталкивает от властных структур социально ответственных и талантливых граждан. Вытесняет их и из средств массовой информации, и из других официальных структур —в культуре и спорте.
Традиционно считается, что отсутствие нормативных определений понятий коррупции, коррупционного преступления и иных коррупционных правонарушений является одним из основных препятствий к созданию эффективного механизма борьбы с коррупцией. Также вполне очевидно, что современная система правовых мер борьбы с коррупций неадекватна самому явлению с той точки зрения пропорциональности. Если из каждых ста совершенных коррупционных правонарушений преступлениями будут лишь два, то из каждого десятка правовых запретов половина окажется уголовно-правовыми, т.е. обладающими наивысшей репрессивностью.
[1] Медведев утвердил национальную стратегию по борьбе с коррупцией.URL: http://lenta.ru/news/2010/04/14/strategy/
[2]Более 11 тысяч уголовных дел о коррупции возбуждено в 2010 году/URL: http://www.corrupcii.net/index.php?option=com_content&task=view&id=226&Itemid=1
[3] Депутат райдумы в Волгоградской области осуждена за мошенничество/ URL:
http://www.infosud.ru/anticorruption_news/20110525/252623563.html
[4] Медведев внес законопроект о совершенствовании борьбы с коррупцией/ URL:
http://ria.ru/politics/20110428/369108982.html
[5] Комитет Думы рекомендовал принять законопроект о борьбе с коррупцией/ URL
[6] Чиновники станут «прозрачнее»/URL: http://www.nvspb.ru/stories/chinovniki-stanut-prozrachnee-45447
|