Местное самоуправление в Российской Федерации - это способ организации и осуществления власти на местах, который "обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью" (ст. 130 Конституции РФ).
Согласно Конституции РФ (ст. 12), органы местного самоуправления "не входят в систему органов государственной власти". В этом смысле тоже можно говорить о самостоятельности местного самоуправления в рамках его полномочий. Органы государственной власти создают правовые рамки для деятельности местного самоуправления, однако осуществлять его не вправе. Они обеспечивают государственный контроль за реализацией закрепленных в законодательстве прав физических и юридических лиц, а также защиту этих прав.
Местное самоуправление обеспечивает не только самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения, но и организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.
Главная цель создания системы местного самоуправления - улучшение качества жизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие всей страны. Структура управления органами местного самоуправления представлена в Приложении А.
Основными задачами местного самоуправления являются:
1) Выявление социальных целей, приоритетов и потребностей проживающего на данной территории населения;
2) Определение потребности территории в трудовых, материальных и финансовых ресурсах;
3) Укрепление финансово-хозяйственной базы местных сообществ;
4) Создание необходимых условий для высокоэффективной деятельности всех расположенных на территории предприятий и организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;
5) Обеспечение многообразия форм участия населения в решении местных вопросов социально-экономического развития;
6) Формирование новых устойчивых источников доходов местных бюджетов;
7) Повышение инвестиционной привлекательности территории.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
Вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или об упразднении внутригородских муниципальных образований, установлении или изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города. Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом субъекта Российской Федерации.
Муниципальное образование действует в соответствии с уставом, примерное содержание которого определяется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 8).
Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Он принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.
Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы и т. д.), отражающую исторические, культурные, социальные, экономические, национальные и иные местные традиции.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.
В целом, структура местной администрации во всех муниципальных образованиях строится на общих принципах в соответствии с функционально-отраслевым распределением полномочий по решению вопросов местного значения между структурными подразделениями. Вместе с тем она представляет собой достаточно динамичную систему, которая по мере изменения стоящих перед муниципальным образованием задач, условий жизни граждан, других факторов подвергается новациям.
Структура местного самоуправления представлена в Приложении Б.
В настоящее время определяющим фактором, положенным в основу формирования структуры местной администрации, является ее компетенция в соответствии с предусмотренными федеральным законом вопросами местного значения и распределением полномочий между органами местного самоуправления, закрепленным в уставе муниципального образования.
Выделяют шесть групп вопросов, которые входят в компетенцию местной администрации:
1) вопросы социально-экономического развития территории;
2) вопросы муниципального хозяйства;
3) финансовые вопросы;
4) социальные вопросы;
5) административно-организационные вопросы;
6) исполнение переданных государственных полномочий.
Пять первых групп вопросов присутствуют во всех муниципальных образованиях независимо от типа. Шестая группа вопросов относится только к муниципальным районам и городским округам, которые вправе осуществлять отдельные государственные полномочия.
При определении структуры местной администрации и распределении полномочий между ее подразделениями необходимо исходить из следующих принципов:
- целесообразность и логика, четкое разграничение функциональных блоков;
- избежание дублирования и параллелизма;
- полнота охвата и избежание пробелов в решении вопросов местного значения местной администрацией в целом;
- результативность, что предусматривает возможность оценки (измерения) достигаемого результата работы;
- достаточность обеспечения, что предполагает предоставление структурному подразделению для надлежащего выполнения им своих функциональных обязанностей в достаточном объеме материального, правового, информационного и других видов обеспечения;
- системность и взаимосвязь с другими подразделениями, т. е. учет при описании функций подразделения его взаимосвязей с другими структурами;
- структурирование, т. е. разделение функции структурного подразделения на функции специалистов, которые вменены им в виде должностных обязанностей;
- эффективность, что означает достижение обозначенной цели и решение задач подразделения с наименьшими затратами;
- недопущение принципа создания структур "под людей";
- унифицированный подход к формированию структур и определению штатной численности органов местного самоуправления.
Использование программно-целевых методов в построении организационной структуры администрации требует проведения сложной работы по регламентации деятельности структурных подразделений. Помимо проведения анализа распределения функций внутри администрации и пересмотра существующих положений о структурных подразделениях, необходимо описать и утвердить в регламенте администрации систему взаимодействия между структурными подразделениями, порядок прохождения управленческих решений и основные административные процессы (цепочки функций, осуществляемых различными структурными подразделениями во взаимодействии, приводящие к решению поставленных задач).
Таким образом, деятельность по внесению изменений в организационную структуру местной администрации требует грамотной экспертно-аналитической работы, а также правового (разработка и поддержание в актуальном состоянии документов, регламентирующих организацию и деятельность администрации) и кадрового (переподготовка и повышение квалификации служащих, подготовка кадрового резерва) сопровождения.
|