Одной из основных процедур, осуществляемых в рамках третейского разбирательства, является формирование состава третейского суда. Состав третейского суда - лица (лицо), избранные сторонами в согласованном ими порядке либо назначенные в установленном порядке руководителем постоянно действующего третейского суда, рассматривающие и разрешающие спор, переданный на их рассмотрение по соглашению сторон в порядке, также определенном этими сторонами, и правомочные вынести решение, имеющее для сторон ту степень обязательность, которая прямо или косвенно определена их соглашением[1].
Проблема формирования состава третейского суда является одной из важнейших процессуальных проблем не только в начале производства по делу, но и остается актуальной вплоть до его завершения. Эта проблема состоит из трех аспектов:
1) какова процедура назначения состава третейского суда;
2) кто может быть назначен в качестве судьи третейского суда, т.е. каким требованиям должно соответствовать назначаемое лицо;
3) какие могут быть основания для отвода судьи и иных изменений в составе третейского суда, и каковы юридические последствия данных изменений.
Что касается первого аспекта, то Закон о третейских судах предусматривает три способа формирования состава третейских судов. Во-первых, формирование состава третейского суда может производиться по правилам, установленным самими сторонами. Во-вторых, в постоянно действующем третейском суде порядок формирования состава третейского суда может быть установлен правилами этого суда. И, в-третьих, если стороны не установили правил формирования состава третейского суда и правила постоянно действующего третейского суда не содержат соответствующих нормативных предписаний, то порядок формирования состава третейского суда производится в соответствии с правилами, установленными в п. 4 ст. 10 Закона о третейских судах.
Переходя ко второму аспекту, можно отметить, что требования, предъявляемые к судьям третейских судов, изложены в ст. 8 Закона. Третейский судья – физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения споров в третейском суде.
Третейским судьей может быть избрано (назначено) физическое лицо, давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи и обладающее в совокупности следующими признаками:
- способность обеспечить беспристрастное разрешение спора сторон;
- отсутствие прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела;
- независимость от сторон третейского разбирательства.
Также в законе указаны некоторые требования непосредственно к личности и квалификации кандидата в третейские судьи.
По общему правилу, третейскими судьями могут стать совершеннолетние граждане способные обеспечить беспристрастное разрешение спора сторон при отсутствии прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела и независимые от сторон третейского разбирательства. Закон не препятствует иностранным гражданам и лицам без гражданства выступать в качестве третейских судей.
Однако третейским судьей не может быть физическое лицо, которое:
- не обладает полной дееспособностью;
- состоит под опекой или попечительством;
- имеет неснятую или непогашенную судимость;
- привлечено к уголовной ответственности.
Третейским судьей не может выступать гражданин, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном порядке за совершение проступков, не совместимых с его профессиональной деятельностью.
В связи с тем, что возможностями по проверке сведений, препятствующих избранию (назначению) гражданина судьей третейского суда, не располагают ни стороны, ни постоянно действующие третейские суды, согласно п. 1 ст. 12 Закона, кандидат в третейские судьи самостоятельно должен сообщить о наличии обстоятельств, препятствующих выполнению им обязанностей третейского судьи.
Третейским судьей также не может быть физическое лицо, которое в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) третейским судьей. Речь идет о должностных лицах, которым законодатель запрещает заниматься другой деятельностью кроме научной, преподавательской и иной творческой.
Третейское разбирательство гражданских дел является юрисдикционной деятельностью, что предполагает соблюдение минимальных стандартов этой деятельности и глубокого знания норм процессуального права. Поэтому законодателем было установлено требование о том, что третейский судья, рассматривающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда. Дополнительные требования к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами или определены правилами третейского разбирательства.
И, наконец, согласно третьему аспекту, предоставление сторонам права отвода судьи призвано гарантировать беспристрастность третейского разбирательства и равноправие сторон. Закон о третейских судах устанавливает основания для отвода (ст. 11), сторона, заявляющая отвод, обязана его мотивировать. Следовательно, немотивированный отвод исключается. Как отвод, так и самоотвод подлежат удовлетворению или неудовлетворению по результатам рассмотрения заявления об отводе или самоотводе.
Отметим, что полномочия третейского судьи могут быть прекращены по соглашению сторон, в связи с самоотводом третейского судьи или отводом третейского судьи по основаниям, а также в случае смерти третейского судьи. Также полномочия третейского судьи прекращаются после принятия решения по конкретному делу.
Однако в законодательстве содержатся весьма неопределенные критерии оснований для прекращения полномочий третейского судьи по соглашению сторон, а также для самоотвода третейского судьи. В частности, предусмотрено, что основанием прекращения полномочий третейского судьи являются юридическая или фактическая неспособность третейского судьи участвовать в рассмотрении спора. Возникает вопрос о том, что такое «юридическая неспособность» или «физическая неспособность» третейского судьи рассматривать спор. Представляется, что под юридической неспособностью понимается наличие таких обстоятельств, игнорирование которых приводит к нарушению законодательства о третейских судах и иного законодательства (т.е. этот критерий носит объективный характер). Что касается фактической неспособности третейского судьи участвовать в рассмотрении спора, то этот критерий имеет субъективный характер и подразумевает такие обстоятельства, которые носят личностный характер (например, тяжкая болезнь третейского судьи).
Полномочия третейского судьи могут быть прекращены, если он не участвует в рассмотрении спора в течение неоправданно длительного срока. Возникает вопрос, а что такое «неоправданно длительный срок». Очевидно, что ответ на этот вопрос может быть дан в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Говорить же о сроках, которые могли бы быть измерены конкретными календарными рамками, невозможно, поскольку данная категория является оценочной, т.е. может быть основана на субъективном мнении правоприменителя, который оценивает данную ситуацию.
Неопределенной является и категория «иные причины», по которым третейский судья не участвует в рассмотрении спора. Такая неопределенность открывает возможности для предельно широкой трактовки оснований, по которым неучастие в рассмотрении спора может рассматриваться как причина или повод для прекращения полномочий третейского судьи.
Все это дает участникам судопроизводства необходимую свободу действий в выборе состава третейского суда, а также самим третейским судьям.
В случае прекращения полномочий третейского судьи другой третейский судья избирается (назначается) в соответствии с правилами, которые применялись при избрании (назначении) заменяемого третейского судьи.
Правовыми последствиями нарушения порядка формирования состава третейского суда, несоблюдения установленных законодательством и соглашением сторон требований к третейским судьям будут отмена итогового решения третейского суда, а также отказ в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
[1] Зайцев А.И.Третейское судопроизводство России; Саратов. 2004. - С. 7
|