Понедельник, 25.11.2024, 23:49
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Принципы, формы и методы финансирования научных исследований ВУЗа

В условиях формирования единого научного и образовательного пространства в России происходят принципиально новые по содержанию процессы, которые в значительной степени определяют особенности финансирования научных исследований.

Центр тяжести в экономической политике переносится на регионы, и в связи с этим значительно возрастает роль вузов как источников интеллектуальных ресурсов, без которых невозможно возрождение экономики. В результате разрушения системы отраслевых и союзных НИИ меняется место вузов в региональных системах управления социально-экономическими процессами. При этом вузы должны менять внутреннюю структуру и содержание своего управления, чтобы удовлетворить потребности регионов в образовательных услугах и научных разработках [48].

Министерством образования и науки России пересмотрена роль и значение классического университета в регионе. В связи с развитием рыночных отношений и необходимостью своевременной адаптации к ним университетов ставится задача создания предпринимательских университетов как вузов нового типа. В составе университетов появляются технопарки. Университеты и другие вузы являются соучредителями инновационно-технологических центров. Все больше создаются университетские учебно-научные инновационные комплексы. Естественно, все эти новые явления и подходы прямым образом связаны с системами управления образованием, разработкой и внедрением инноваций и, в конечном счете, с системами финансирования, системами управлением вузами как сложными, в отдельных случаях многоотраслевыми научно-образовательными комплексами.

В настоящее время система финансирования науки в России включает три основные формы:

базовое финансирование, предназначенное для выполнения необходимых, с позиции государства, научных исследований, содержания научных установок, аппаратуры, зданий, сооружений и т.п.;

финансирование государственных программ, которые ориентированы на выполнение научных исследований по направлениям, признанным приоритетными, в том числе на реализацию критических технологий;

финансирование посредством поддержки проектов, предложенных самими учеными в инициативном порядке, обеспечивающее выполнение оригинальных фундаментальных исследований на конкурсной основе [34].

Сочетание всех трех форм финансирования позволяет разумно распределить имеющиеся средства, создать наилучшие условия ученым, которые занимаются наиболее интересными и важными проблемами.

Третья форма финансирования реализуется РФФИ, который при этом придерживается следующих основополагающих принципов:

принцип вневедомственности – фонд выделяет средства независимо от ведомственной принадлежности и правового статуса организаций, определяющим является научный уровень проекта;

принцип адресности финансирования – фонд финансирует не организацию, а группу ученых [50].

1. Гранты распределяются на конкурсной основе – в рамках конкурсов, объявленных грантодающей организацией (их называют донорами, фондами, благотворительными организациями).

2. В зависимости от условий конкурса, в нем могут принимать участие зарегистрированные общественные, муниципальные и государственные организации, творческие коллективы или физические лица.

3. Чтобы принять участие в конкурсе, нужно заполнить форму заявки на грант (заявки призваны убедить грантодающие организации в необходимости выделения им средств). Заявки принимаются в течение ограниченного времени, определенного условием конкурса данного фонда.

4. Все проекты рассматриваются экспертным советом и утверждаются правлением программы (при этом присланные материалы оцениваются экспертами в основном с точки зрения миссии донора, актуальности и существующих приоритетов).

5. Перечисление финансовых средств победителю конкурса осуществляется на основании договора, который заключается между грантодающей организацией и заявителем (в договоре описывается ответственность сторон, указываются сроки выполнения работ, представления отчетности, график перечисления средств).

6. По окончании конкурса его результаты сообщаются исполнителями сотрудникам программы по истечении грантового периода (срок реализации проекта). Грантополучатель должен представить отчет об использовании гранта учредителю.

7. Отчет должен включать в себя содержательную и финансовую части. Грантополучатель, не представивший отчет в установленный в Грантовом соглашении срок, попадает в «чёрный список».

8. Сведения о нецелевом использовании грантополучателем средств благотворительного гранта направляются Грантовым департаментом в налоговую инспекцию.

Что касается методов финансирования вузовской науки, то существуют три основных канала: государственные средства; привлеченные негосударственные источники; собственные средства вузов [22].

Далее представлены сведения, в которых указывается динамика финансирования высших образовательных учреждений из различных источников за 2009–2011 годы, а также объём произведённых ими расходов (таблица 1.2.1) [42].

Таблица 1.2.1 – Финансовая деятельность образовательных учреждений высшего профессионального образования (миллионов рублей)

2009

2010

2011

Объем финансирования – всего

581389,0

564679,8

638130,4

Бюджетное финансирование

293718,9

301884,4

351782,5

Внебюджетное финансирование

287670,2

256610,7

275547,3

Собственные средства

6184,6

10801,34

Расходы – всего

510056,0

505664,2

575334,3

Бюджетные расходы

265597,2

270336,3

310194,0

Из данной таблицы видно, что за период с 2009 по 2011 года прослеживается тенденция увеличения объёмов финансирования высших образовательных учреждений, причём происходит это преимущественно за счёт бюджетных средств. Что касается собственных средств финансирования, то их доля в общем объёме мягко говоря невелика – менее 2%. Но при этом следует отметить, что доля расходов образовательных учреждений в свою очередь также возросла.

Важным источником финансирования фундаментальных исследований в высшей школе являются государственные внебюджетные фонды, в частности Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и другие федеральные фонды. Эффективность использования этого источника зависит от целого ряда факторов: направления исследований, поддерживаемых фондами, широты распространения соответствующей области знания, степени акцентирования внимания на отдельных проблемах научных исследований при распределении грантов со стороны администрации фондов, а также от принятых в фондах критериев отбора проектов и действующих ограничений [24].

Создание Российского фонда фундаментальных исследований и последовавшее за ним образование ещё ряда подобных фондов представляет собой альтернативу ведомственному финансированию научных работ. Являясь государственной организацией, РФФИ реализует поддержку на конкурсной основе небольших научных коллективов, осуществляющих фундаментальные разработки в самых различных областях знания. Также среди прочих целей РФФИ выделяются содействие повышению научной квалификации учёных, развитие научных контактов, в том числе поддержка международного научного сотрудничества в области фундаментальных исследований. Для достижения основной цели Фонд:

проводит отбор проектов на конкурсной основе;

разрабатывает и утверждает порядок рассмотрения представляемых на конкурс проектов, порядок проведения экспертизы проектов и предложений;

осуществляет финансирование отобранных проектов и мероприятий, а также контролирует использование выделенных средств;

поддерживает международное научное сотрудничество в области фундаментальных научных исследований, включая финансирование совместных научно-исследовательских проектов;

осуществляет подготовку, выпуск и распространение информационных и других материалов о деятельности Фонда;

участвует в выработке предложений по формированию государственной научно-технической политики в области фундаментальных научных исследований.

Средства Фонда формируются за счет:

государственных ассигнований, составляющих до 6% от средств, выделяемых на гражданскую науку в бюджете Российской Федерации;

добровольных взносов предприятий, учреждении, организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц [23].

Средства Фонда используются на:

финансирование научных проектов и иных мероприятий, отобранных на конкурсах, проводимых Фондом;

приобретение и распространение научной информации в целях поддержки фундаментальных научных исследований;

содержание аппарата, развитие материально-технической и информационной базы Фонда, проведение экспертиз.

Распределение средств между различными видами деятельности РФФИ ежегодно утверждается Советом Фонда. Основная часть средств Фонда (более 70%) направляется на финансирование инициативных научных проектов, выполняемых небольшими научными коллективами (до 10 человек) или отдельными учеными. Инициативный проект финансируется не более трех лет.

Как видно из данной диаграммы, подавляющая часть средств в 2013 году выделяется на проекты небольших групп ученых, научные проекты молодых учёных, ориентированные фундаментальные исследования. Относительно небольшая часть выделяется на проекты по странам СНГ, международные проекты, издание научных трудов и т.д.

Между областями знания финансовые средства распределяются с учетом количества поступающих заявок на конкурс инициативных проектов.

Видно, что приоритетной в 2013 году является отрасль биологии и медицинской науки. Наименьшую же долю бюджетных средств планируется выделить на гуманитарные науки.

На уровне вузов к внебюджетным средствам финансирования научной и инновационной деятельности относятся:

средства, поступившие от организаций, предприятий и учреждений на выполнение НИР по хозяйственным договорам;

средства Российского фонда фундаментальных исследований, Фонда развития малых форм предприятий в научно-технической сфере и других федеральных фондов;

средства Фонда научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, Централизованного фонда стабилизации и развития Минобразования России, выделяемые на реализацию проектов на конкурсной основе;

специальные средства, поступающие от международных научных фондов и организаций;

средства централизованного фонда развития отдельных вузов, образуемые за счет отчислений, производимых входящими в его состав подразделениями, предприятиями, научными организациями, выделяемые на проведение инициативных НИР;

благотворительные взносы спонсоров, пожертвования юридических и физических лиц, в том числе зарубежных партнеров;

кредиты банков и других кредиторов;

прочие источники [11].

В целом доля государственных средств в финансировании науки в вузах составляет 82%, остальные 18% приходятся на негосударственные источники и собственные средства вузов.

Если все государственные расходы на финансирование науки в вузах принять за 100%, то их структура будет выглядеть следующим образом:

прямые бюджетные ассигнования в общем объеме государственного финансирования научных исследований в высшей школе – около 75%;

средства министерств и ведомств, получаемых последними на НИОКР по федеральным целевым программам – 15%;

средства государственных внебюджетных фондов – 10% [43].

Структура финансовых ресурсов, направляемых на развитие науки, зависит от целевой ориентации научных исследований. Так, фундаментальные научные исследования в силу их некоммерческого характера финансируются, главным образом, из бюджета и внебюджетного целевого фонда фундаментальных исследований. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по приоритетным для РФ направлениям развития науки и техники реализуются, как правило, через научно-технические программы [2]. Поэтому финансирование их основывается на сочетании различных источников. Прикладные исследования и разработки общеотраслевого и межотраслевого характера финансируются, главным образом, за счет внебюджетных фондов и средств хозяйственных субъектов при определенной государственной поддержке, оказываемой крупным инновационным программам и важнейшим отраслевым НИОКР, способным принести высокую экономическую отдачу [5].

Исходя из сказанного, можно сказать, что разумное распределение имеющихся средств возможно при сочетании всех трёх форм финансирования: базового, финансирования государственных программ и финансирование посредством проектов самих учёных. Также одной из форм финансирования научной деятельности является система выделения грантов. При этом необходимо придерживаться принципов вневедомственности и адресности финансирования. Основными методами или источниками финансирования науки в вузе являются государственные средства, привлеченные негосударственные средства и собственные средства вузов.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (27.03.2017)
Просмотров: 280 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%