Вторник, 26.11.2024, 03:48
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Источники права, регулирующие отношения в сфере социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф

В теории государства права в качестве основных источников права выделяют нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), правовые договоры (международные и коллективные), а также судебную практику. Эти положения развиты в науке трудового права и права социального обеспечения.

Анализируя первую группу источников – нормативные правовые акты –можно сделать вывод, что вопросы социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, урегулированы как законами, так и подзаконными актами. К числу основных законов, на сегодняшний день, относится Конституция РФ, так как именно в данном документе закреплен принцип социальной направленности проводимой государством политики в отношении своего народа.

Также нужно уточнить, юридические свойства Конституции РФ оказывают непосредственное влияние на содержание всей системы источников права социального обеспечения, отражают общие, родовые черты, присущие источникам права.

Конституционные положения, которые рассматривают институт социальной защиты рассматриваемой в данной работе группы лиц, могут быть разделены на несколько групп:

1) нормы, определяющие основы социальной политики, проводимой в отношении лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф;

2) положения, регламентирующие правовой статус лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф;

3) правила о международных взаимоотношениях, принятых РФ и применяемых в отношении всех лиц, пребывающих на законных основаниях на территории РФ.

Также, наряду с Конституцией РФ, можно рассмотреть Всеобщую Декларацию прав человека, конкретнее на статью двадцать вторую «Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.»[2, с. 22] Здесь нет особых критериев, разграничений и каких – либо других признаков. Согласно декларации каждый человек имеет право на социальное обеспечение, если рассматривать категорию людей, подвергшихся радиоактивному и техногенному влиянию – в особенности. Многие из них не в состоянии самостоятельно работать, обеспечивать себе полноценную жизнь, поэтому они должны получать помощь, чтобы в первую очередь иметь возможность чувствовать себя полноценными людьми, гражданами страны.

А также можно рассмотреть Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, и ряд Конвенций ООН (о правах инвалидов, о правах ребенка).

Не менее важное значение среди актов международного законодательства занимают конвенции и рекомендации Международной Организации Труда. Несмотря на то, что их большая часть не ратифицирована, конвенции МОТ оказывают влияние на национальное законодательство.

Особым видом источников права, регулирующих отношения по социальной защите лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, выступают акты МАГАТЭ (Международное Агентство по Атомной Энергии).

Специальными международными документами, касающимися вопросов социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, являются такие документы как: Модельный закон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате радиационных аварий, ядерных испытаний и инцидентов, принятый в г. Санкт-Петербург 18 ноября 1995 г.; Соглашение о социальной защите и охране здоровья граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф и аварий, а также ядерных испытаний, заключенное в г. Москва 9 сентября 1994 г.; Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о совместных действиях в 1992 году по минимизации и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы от 20 июля 1992 г. и другие.

Таким образом можно сказать, что все названные выше документы рассматривают вопросы социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф поверхностно, так как их действие распространяется в целом на все население, проживающее на территории Земли.

Следующими по значимости нормативными документами, являются рамочные законы (устанавливает общие принципы регулирования какой – либо сферы), определяющие основы социальной защиты различных категорий из числа лиц, пострадавших от радиационных или техногенных катастроф. К их числу относятся: Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»; Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»; Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» на граждан из подразделений особого риска».

Указанные документы определяют статус лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, их права, обязанности, закрепляют основы проводимой государственной политики в области социальной защиты.

Правовое регулирование отдельных направлений социальной защиты находит свое выражение в специальных законах. Например, в области пенсионного обеспечения действуют такие законы как, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»; Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В то же время отношения по социальной поддержке указанных граждан регулируются статьей 6.7. Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» закрепляет основы социальной политики, проводимой в отношении инвалидов из числа лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф.

Наряду с законами, правовое регулирование вопросов социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, осуществляется подзаконными нормативными актами федерального уровня правового регулирования, среди которых особое место занимают федеральные программы в области социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф. Например, постановление Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 523 «О федеральной целевой программе «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года».

Отдельные вопросы социальной защиты исследуемой группы находят свое закрепление в актах органов государственной власти субъектов РФ. Все нормативные акты субъектов РФ могут быть разделены на: принимаемые во исполнение переданных РФ субъекту РФ полномочий по социальной защите лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф и направленные на правовое регулирование отдельных вопросов социальной защиты, финансируемые за счет средств бюджета субъекта РФ в рамках института дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Возможность принятия соответствующих актов по социальной защите представленной в данной работе группы населения предусмотрена также на уровне актов органов местного самоуправления и локальных актов. В целом же роль данного регулятора на территории Российской Федерации в решении вопросов социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, минимальна: например, на уровне муниципалитетов она сводится лишь к конкретизации механизма социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, реализуемого органами государственной власти.

Останавливаясь на таком источнике как коллективный договор, можно сказать, что нормы о социальной защите данной группы лиц встречаются в отдельных актах социального партнерства, что обосновывается тем, что данный документ может содержать положения, регулирующие любые социально-трудовые отношения при соблюдении отраслевых принципов и не ухудшающие положение работников [18, с. 156].

Многие вопросы социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф разрешаются различными судебными инстанциями, включая и международно-правовые институты разрешения споров. Согласно статистике, достаточно много исковых заявлений поступает в районные суды, с вопросами о назначении досрочной трудовой пенсии и в основном граждане получают такого рода решения суда: «исковые требования Журавлевой В. А. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, взыскании судебных расходов, удовлетворить.

Признать за Журавлевой В. А. право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с п. 1 ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с применением ст. 34 закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обязать Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области назначить Журавлевой В. А. досрочную трудовую пенсию в соответствии с п. 1 ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с применением ст. 34 закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Взыскать с Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области в пользу Журавлевой В. А. судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 200 (двести) руб.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 ГПК РФ, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято.

(Мотивированное решение составлено) 03 февраля 2014 года.»

Проанализировав судебную практику по данному вопросу, можно сказать, что граждане из категории пострадавших в результате техногенных и радиационных катастроф, обращающиеся с подобными вопросами в судебные инстанции в основном выигрывают дела и добиваются исполнения своих прав.

В то же время существуют самые различные точки зрения. Крайние из них, с одной стороны, сводятся к тому, что высшим судебным инстанциям присуща правотворческая деятельность и акты нормативного толкования являются источниками права; с другой – к тому, что акты нормативного разъяснения не являются обязательными, представляют собой лишь советы и рекомендации нижестоящим судам.

В целом судебная власть проявляется в виде функции правосудия, которую осуществляет суд. Кроме правосудия судебные органы реализуют иные полномочия, связанные с правосудием. Например, участие в формировании судейского корпуса; разъяснение действующего законодательства на основе данных судебной практики и статистики; обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений и решений иных органов; осуществление контроля за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц; осуществление конституционного контроля, а также направление в Конституционный Суд РФ запросов о проверке конституционности законов, примененных или подлежащих применению в конкретных делах

В то же время принимаемые судебные акты по конкретным делам не могут быть рассмотрены в качестве источника права, так как они не создают новых норм права и не оказывают какого-либо существенного значения на законодателя с точки зрения обязательности внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.

В отношении иных видов судебных актов (решений Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ), следует согласиться с мнением отдельных ученых, что фактически источниками права считаются постановления Пленума Верховного Суда РФ в части подготовки разъяснений действующего законодательства РФ и решения Конституционного Суда РФ в части признания недействующими или неконституционными отдельных положений законодательства Российской Федерации [19, с. 245].

В завершение данного параграфа можно сделать вывод, что нормы, регулирующие вопросы социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, в системе российского права, составляют межотраслевой комплексный институт, урегулированный нормами различных отраслей права (конституционного, административного, трудового, права социального обеспечения и других).

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (28.03.2017)
Просмотров: 461 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%