Вторник, 26.11.2024, 03:57
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Общая характеристика коррупциогенных факторов законодательства

Коррупциогенный фактор законодательства согласно ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе» – положение НПА (проектов НПА), устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.[1]

Признаки законодательного определения коррупциогенного фактора были выделены Н.А. Лопашенко: 1) положение НПА и их проектов; 2) по содержанию коррупциогенные факторы могут быть следующих видов: а) устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения; б) устанавливающие для правоприменителя возможность необоснованного применения исключений из общих правил; в) содержащие неопределенные требования к гражданам и организациям; г) содержащие трудновыполнимые требования к гражданам и организациям; д) содержащие обременительные требования к гражданам и организациям; 3) возможно любое сочетание. Факторы могут находиться не только в совокупности, но и по отдельности[2].

В утратившем силу постановлении Правительства № 196 от 5 марта 2009 года было закреплено понятие коррупционный фактор законодательства, им признавались положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их[3].

Представляется, что определение коррупционного фактора законодательства как положения документа, способствовало бы расширительному толкованию такого понятия. Под документом понимается материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения[4]. Существуют разные виды документов: 1) нормативно – правовые документы; 2) документы, содержащие решения индивидуального характера, имеющие властно – обязательный характер, влекущие правовые последствия; 3) документы, фиксирующие юридические факты[5]. Конечно же, под документом необходимо понимать проект НПА или НПА.

Помимо этого определение коррупционного фактора в методике проведения АЭ, утратившей свою силу, не соответствовало определению, содержащемуся в ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе». В законе содержится понятие коррупциогенный фактор. Расхождение этих понятий является следствием того, что постановление Правительства РФ, утвердившее старую методику проведения АЭ, было принято 5 марта 2009 г. А сам ФЗ был принят 17 июля 2009 г.

Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г., утвердившее другие правила и методику проведения АЭ, устранило расхождение этих понятий. Новые методика и правила проведения АЭ не содержат определения понятия коррупциогенный фактор, поэтому необходимо руководствоваться понятием, содержащимся в ст. 1 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе».

Н.А. Лопашенко были проанализированы проекты постановлений Правительства РФ, которые на момент издания ее работы, могли заменить постановление Правительства от 5 марта 2009 г. № 196. Результаты анализа были представлены в форме таблицы[6]. Для сравнительной характеристики старого и нового постановлений необходимо воспользоваться приемом Н.А. Лопашенко и результаты отразить в таблице (Приложение 1).

Как видно из указанного приложения в постановление Правительства № 96 не вошли 6 коррупциогенных факторов. Это существование пробела в правовом регулировании, отсутствие запретов и ограничений для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), отсутствие мер ответственности органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), отсутствие указания на формы, виды контроля за органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами), нарушение режима прозрачности информации, нормативные коллизии.

По мнению Н.А. Лопашенко, исключение коррупциогенных факторов, связанных с контролем над действиями органов власти и управления, с наличием пробелов в НПА, с нарушением режима прозрачности информации, позволяет сделать вывод о сужении понятия коррупциогенных факторов[7].

Представляется, что, исключая такие факторы, разработчики методики, надеялись на осуществление контроля над органами государственной власти и органами местного самоуправления (их должностных лиц) органами прокуратуры РФ, наличием ведомственного контроля. По поводу нарушения режима прозрачности информации можно отметить, что в настоящее время действует ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»[8], который указывает способы получения такой информации.

В конце этого параграфа необходимо отметить, что принятие нового постановления Правительства № 96, утвердившего новые методику и правила проведения АЭ, устранило расхождение понятий коррупционный и коррупциогенный фактор. Это является правильным решением со стороны разработчиков указанного подзаконного НПА. Так как определение коррупционных факторов, как положений проектов документов, могло бы дать расширительное толкование понятия коррупционный фактор. Ведь документами считаются не только проекты НПА и сами НПА. Исключение 6 коррупциогенных факторов позволяет сделать вывод, что разработчики посчитали, что контроль за деятельностью органов государственной власти осуществляется органами прокуратуры РФ. А право на получение информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления содержится в ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

 

[1] Пункт 2 Ст. 1 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 г. № 172 – ФЗ.

[2] Лопашенко Н. А. Коррупциогенные факторы: опасная трансформация нормативного толкования // Законность. 2009. № 10. С. 14.

[3] Пункт 2 Методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции: Утверждена Постановлением Правительства РФ от 05.03.2009 г. № 196 (Утратило силу).

[4] См.: Об обязательном экземпляре документов: Статья 2 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 77 – ФЗ (в ред. от 11.07.2011) // Информационная система «Консультант Плюс».

[5] См.: Стародубцев С. В. Об основаниях классификации и видах юридических документов // Российский судья. 2006. № 11. С. 38.

[6] Лопашенко Н. А. Указ. Соч. С. 18.

[7] См.: Там же. С. 18.

[8] Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 09.02.2009 г. № 8 – ФЗ (в ред. от 11.07.2011) // Информационная система «Консультант Плюс».

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (28.03.2017)
Просмотров: 248 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%