Основными задачами Аппарата Правительства Российской Федерации считается организация деятельности Правительства России, а также контроль за исполнением поручений федеральными органами исполнительной власти. Ключевые функции Аппарата Правительства России:
разработка основных направлений деятельности по реализации внутренней и внешней политики России;
подготовка экспертных заключений на поступившие в Правительство России проекты актов и других документов, по которым требуется решение;
контроль за выполнением органами исполнительной власти решений Правительства России, а также поручений председателя Правительства и его заместителей;
представляет интересы Правительства России в Конституционном, Верховном судах;
готовит для председателя Правительства материалы к его докладам и выступлениям;
обеспечивает организацию протокольных мероприятий;
обеспечивает ведение делопроизводства, соблюдение режима секретности и защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
Руководство: Руководитель Аппарата Правительства назначается президентом Российской Федерации по представлению председателя Правительства Российской Федерации. С 22 мая 2013 года заместителем председателя Правительства Российской Федерации — руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации является Сергей Приходько(ранее занимал должность первого заместителя руководителя Аппарата Правительства РФ).
Самое продолжительное время пост руководителя Аппарата Правительства России занимал Владимир Бабичев — 1399 дней. Всего на 2 дня меньше длился срок пребывания на этой должности у Сергея Нарышкина — 1337 дней. Самое короткое пребывание на этом посту было у Андрея Черненко — 86 дней.
Деятельность Правительства Российской Федерации имеет четкую законодательную регламентацию Основными нормативно - правовыми актами, осуществляющими такое регулирование, являются:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Конституционным положениям о Правительстве Российской Федерации посвящена глава 6 Конституции РФ. Устанавливается, что исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя Правительства, заместителя Председателя Правительства и федеральных министров. Определяются полномочия, статус Председателя Правительства, его взаимоотношения с другими органами государственной власти. Данные положения являются определяющими, основополагающими. Именно на них, в соответствии с принципом Верховенства Конституции, и будут строиться остальные нормативно-правовые акты.
2. Федеральный Закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ « О Правительстве Российской Федерации». По основополагающим отраслям общественной жизни предусмотрено принятие федеральных конституционных законов. Принят такой закон и по Правительству, как основе исполнительной власти страны. Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации. Глава первая закона устанавливает следующие основополагающие положения:
Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Остальные главы закона устанавливают полномочия и структуру Правительства, обеспечение его деятельности, его взаимоотношения с Президентом РФ, с Федеральным Собранием и судебной властью, с органами власти субъектов Российской Федерации.
3. Постановление Правительства от 1 июля 2004 г. № 260 « О регламенте Правительства Российской Федерации и положении об аппарате Правительства Российской Федерации»
Настоящий Регламент в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", иными федеральными законами и указами Президента Российской Федерации устанавливает правила организации деятельности Правительства Российской Федерации по реализации его полномочий.
Правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий, а также правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами устанавливаются регламентами федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с типовым регламентом, утверждаемым Правительством. Таким образом, данный нормативно правовой акт определяет лишь конкретно порядок и организацию работы Правительства, планирование подготовку и проведение его заседаний, порядок внесения на рассмотрение проектов и их рассмотрение, законодательную деятельность Правительства РФ, его координационные и другие органы.
4. Указ Президента от 12 мая 2008 г. № 724 « Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти». Данным указом определяется конкретно структура всей системы исполнительной власти страны, причем определяется она вновь с вступлением в должность нового Президента, соответствующим указом. Президент определяет, какие структуры образовать, а какие упразднить, определяет иерархическое отношение конкретных органов между собой, в целях совершенствования эффективности всей системы. Под структурой понимается министерство, служба, агентство, комитет либо иной орган исполнительной власти.
6. Указ Президента от 10.06.1995 № 1185 « Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации». Данный нормативно-правовой акт был принят в целях обеспечения реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации до принятия законов о Правительстве Российской Федерации и о федеральных органах исполнительной власти, а также согласованной деятельности Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации
Итак, мы рассмотрели основную нормативно-правовую базу организации Правительства Российской Федерации, Конечно, она не ограничивается только данными актами, существуют многие другие, но все же основными являются вышеуказанные.
Итак, Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Основными нормативно-правовыми актами регламентирующими деятельность Правительства Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ « О Правительстве Российской Федерации, Постановление Правительства от 1 июля 2004 г. № 260 « О регламенте Правительства Российской Федерации и положении об аппарате Правительства Российской Федерации» и другие нормативно-правовые акты.
|