Наиболее важной стадией исполнительного производства является реализация имущества должника, поскольку именно благодаря этой стадии удовлетворяются требования взыскателя и оканчивается исполнительное производство.
Правовое регулирование реализации арестованного имущества должника основывается на ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве». При этом, порядок осуществления реализации имущества должника осуществляется с учетом приказа Федеральной службы судебных приставов № 347 и Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25 июля 2008 г. № 149.
От вида реализуемого имущества должника зависит и способ его реализации.
Так, движимое имущество реализуется путем заключения соответствующих договоров со специализированными организациями. В Саратовской области такой специализированной организацией является ООО «АВАНГАРД-СТРОЙСЕРВИС». ООО «АВАНГАРД-СТРОЙСЕРВИС» имеет право совершать от имени поручителя действия по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым вправе принимать решения об обращении взыскания на имущество.
Реализация недвижимого имущества осуществляется путем проведения торгов специализированными организациями, уполномоченными управлением юстиции в соответствии со статьей 448 ГК РФ[1].
Торги могут проводиться как в форме аукциона, так и в форме конкурса.
При проведении аукциона выигравшим является тот, кто предложит максимальную стоимость реализуемого имущества. При проведении торгов – тот, кто в соответствии с заключением конкурсной комиссии предложит лучшие условия.
В соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве», если имущество (независимо от его вида) не будет реализовано в двухмесячный срок, взыскателю предоставляется право оставить это имущество за собой. В случае отказа взыскателя от имущества оно возвращается должнику, а исполнительный документ - взыскателю.
Иногда практика идет путем составления акта о передаче имущества должника взыскателю в связи с невозможностью его реализации. В этом случае такой акт как правоустанавливающий документ должен содержать в себе все существенные данные, которые применительно к гражданскому обороту необходимы для сделок с данным видом имущества. Например, акт передачи недвижимого имущества должен содержать фактическую и правовую информацию, которая обязательна в соответствии с ГК для сделок с недвижимым имуществом и их последующей государственной регистрации в органах по государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним. Кроме того, акт должен содержать необходимые правовые сведения о том, какие предпринимались меры к реализации арестованного имущества в течение двух месяцев, отпущенных на эти цели[2].
Также необходимо отметить, что несоблюдение двухмесячного срока реализации имущества не является основанием для признания сделки купли-продажи арестованного имущества недействительной.
Если имущество должника, за исключением переданного для реализации на торгах, не было продано в течение одного месяца со дня передачи на реализацию, то судебный пристав-исполнитель выносит постановление о снижении цены на 15 процентов.
Согласно ч. 11 ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если имущество должника не было реализовано в течение месяца после снижения цены, судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой. При наличии нескольких взыскателей одной очереди предложения направляются им в соответствии с очередностью поступления от них исполнительных документов в подразделение судебных приставов.
Нереализованное имущество передается взыскателю по цене на 25 процентов ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника.
Передача имущества взыскателю без проведения оценки и передачи имущества на реализацию законодательством не предусмотрена. Исключением является передача взыскателю имущества, указанного в исполнительном документе.
Немало сложностей для судебных приставов-исполнителей представляет этап подготовки и передачи на согласование в Управление Федеральной службы судебных приставов заявки на реализацию арестованного недвижимого имущества. К сожалению, очень часто допускаются ошибки при оформлении соответствующих документов, в связи с чем заявки возвращаются на доработку. Однако наряду с ошибками присутствует и другая, более значимая проблема. Между Федеральной службой судебных приставов РФ, Росимуществом и Росреестром отсутствует соглашение о едином перечне документов, необходимых для реализации недвижимого имущества с публичных торгов и его последующей государственной регистрации в случаях, когда имущество не было реализовано с торгов, а взыскатель в соответствии с положениями статей 92 и 87 ФЗ «Об исполнительном производстве» оставил нереализованное имущество за собой. Пунктом 8 статьи 89 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлен перечень документов, необходимый и достаточный для целей реализации заложенного недвижимого имущества, а именно при передаче для реализации недвижимого имущества к постановлению судебного пристава-исполнителя и акту приема-передачи прилагаются:
1) копия акта о наложении ареста на имущество должника;
2) правоустанавливающие документы и документы, характеризующие объект недвижимости.
Вместе с тем исходя из существующей практики отделами реализации региональных управлений службы судебных приставов зачастую истребуются различные иные документы, не поименованные в указанном выше законе.
Аналогичные трудности возникают при государственной регистрации права собственности взыскателя, так как на федеральном уровне отсутствует нормативное закрепление единого перечня документов, предоставляемых взыскателем (юридическим лицом) на государственную регистрацию права собственности на жилое недвижимое имущество (квартиру), не реализованное с публичных торгов в ходе исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа об обращении взыскания на квартиру. В настоящий момент в разных регионах России (например, Московская обл., Нижегородская обл., Самарская обл., Ленинградская обл., Оренбургская обл., Челябинская обл., Тюменская обл. и др.) территориальными управлениями Росреестра и государственными регистраторами на местах применяются различные подходы к государственной регистрации права собственности взыскателя на не реализованное с публичных торгов имущество. Нередко имеют место ситуации, когда государственные регистраторы неправильно квалифицируют регистрацию права собственности взыскателя на основании требования судебного пристава-исполнителя, возникшего в результате исполнительного производства, и положений ст. 66 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст. 58 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)»[3], предъявляя к банку требования по аналогии с требованиями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, установленных решением суда. Однако решение суда об обращении взыскания на предмет ипотеки, вынесенное в пользу банка как взыскателя по кредитным обязательствам должника, и решение суда о признании права собственности на недвижимое имущество являются, как известно, самостоятельными юридическими фактами. В решении суда об обращении взыскания на предмет ипотеки не устанавливается (признается) право собственности банка на предмет ипотеки.
При реализации арестованного имущества судебный пристав-исполнитель выносит постановление о передаче имущества должника на реализацию.
В течение десяти дней с момента оценки имущества должника, судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи, производится передача имущества должника специализированной организации для реализации.
Специализированная организация обязана в десятидневный срок с момента получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, а также в печатных средствах массовой информации.
Цена, по которой специализированная организация предлагает имущество покупателям, не может быть меньше стоимости имущества, указанной в постановлении об оценке имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, резюмируя вышеизложенное, подведем итоги настоящему параграфу.
Как мы видим, в настоящее время определенная законодательством модель реализации арестованного имущества далека от идеала. Это связано в первую очередь с несовершенством законодательства и отсутствие должного взаимодействия между федеральными органами власти. Обозначенные обстоятельства свидетельствуют о необходимости принятия соответствующих нормативных актов, позволяющих нивелировать пробелы законодательства.
[1] См. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // СЗ РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301; 04.11.2013. № 44. Ст. 5641.
[2] См. Вставская И.М., Савченко С.А. Исполнительное производство: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2010. С. 111.
[3] См. Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об ипотеке (залоге недвижимости)» // СЗ РФ. 20.07.1998. № 29. Ст. 3400; 13.05.2013. № 19. Ст. 2328.
|