Сложности квалификации преступной деятельности бандформирование обусловлены наличием оценочных признаков в диспозициях ст. ст. 208 и 209 УК РФ. Статья посвящена уголовно-правовым проблемам отграничения банды от незаконного вооруженного формирования путем толкования таких признаков, как преступное формирование, вооруженность, цель создания преступного объединения и т.п.
Реализация принципа законности требует единого подхода в вопросах квалификации преступлений, а именно разграничения совокупности преступлений с конкуренцией норм. Наиболее остро и неопределенно эта проблема возникает при привлечении к ответственности так называемых бандформирований. Формы их организации не всегда четко поддаются точному определению. Нередко это и банды, и незаконные вооруженные формирования, и преступные сообщества.
Весьма сложным, на наш взгляд, является отграничение незаконного вооруженного формирования от банды. Недаром, например, часто вооруженные формирования в Чечне называют бандформированиями, которые совершают нападения не только на отдельных людей, государственных и общественных деятелей, но и на предприятия, организации, в том числе на правоохранительные органы и органы власти, а также на отдельные города.
Согласно ст. 209 УК РФ бандой признается устойчивая вооруженная группа, образовавшаяся для нападения на граждан и организации. Часть 1 ст. 209 УК РФ предусматривает ответственность за создание и руководство бандой, ч. 2 - за участие в банде и в совершаемых ею нападениях. В качестве отягчающего признака бандитизма ч. 3 ст. 209 УК РФ упоминает деяния, предусмотренные ч. ч. 1 и 2, совершенные лицом с использованием своего служебного положения.
Исходя из конструкции ст. 209 УК РФ родовым объектом бандитизма является общественная безопасность. Она же в конкретном случае является основным непосредственным объектом, а в качестве дополнительного могут выступать отдельные отношения, определяемые характером конкретно совершаемых преступлений в процессе бандитских нападений, например, жизнь и здоровье граждан, собственность и т.п.
Для уяснения объективной стороны бандитизма требуется, прежде всего, правильно определить само понятие банды. В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 1 от 17 января 1997 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» под бандой понимают организованную устойчивую вооруженную группу из двух или более лиц, заранее объединившихся для совершения нападения на граждан или организации. Банда может быть создана и для совершения одного, но требующего тщательной подготовки нападения. Исходя из вышеприведенного толкования бандитизма главенствующей составляющей исследования состава бандитизма является выявление признаков организованной преступной группы, поскольку она положена законодателем в основу формулировки понятия «бандитизм».
К упоминаемым в ст. 35 УК РФ обязательным признакам устойчивости и цели совершения одного или нескольких преступлений добавляется признак вооруженности, а также так называемые криминологические признаки, совокупность которых позволяет назвать организованную группу бандой. К ним относят общность интересов, целей и единство действий, предварительное планирование преступных действий, подготовку средств реализации преступного умысла, подбор и вербовку участников, обеспечение мер по сокрытию преступлений, наличие лидера, подчинение групповой дисциплине и указаниям организатора, соподчиненность (иерархию) внутри группы и распределение ролей между участниками, наличие "общака" - специального фонда для такой группы; поддержание круговой поруки, внутригрупповые нормы поведения и т.п.
Очевидно, что наиболее существенными признаками, отличающим банду от любой организованной группы, являются ее цель - нападение на граждан или организации и вооруженность.
Незаконное вооруженное формирование - это не бандитская группа, а объединение, отряд, дружина или иная организованная группа. Криминологи указывают на чрезмерно широкую трактовку понятия незаконного вооруженного формирования: «Получается, что незаконным вооруженным формированием, с одной стороны, признаются и сотни боевиков, вооруженные самым современным оружием, вплоть до артиллерии, которые осуществляют направленную на захват власти преступную деятельность, совершают убийства, оказывают ожесточенное сопротивление федеральным силам и т.п. С другой стороны, таким же незаконным вооруженным формированием признается группа без каких-либо прямых преступных целей, состоящая из лиц, владеющих на законном основании охотничьим, газовым и пневматическим оружием, созданная для обеспечения перевоспитания «трудных» подростков (хотя, очевидно, и противоправными методами)».
Уголовно-правовая норма об ответственности за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем не содержит указания на мотивы и (или) цели, поэтому они не влияют на квалификацию данного преступления, но учитываются судом при назначении наказания. Такой комментарий субъективной стороны преступления, предусмотренного ст. 208 УК РФ, соответствует законодательной трактовке. Однако ряд специалистов считает это законодательным пробелом.
Мотивы и цели организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем могут быть по характеру как преступными, так и непреступными. Последние, в свою очередь, могут иметь в некоторых случаях общеполезную направленность (охрана общественного порядка, защита от нападений бандитов, борьба с наркоманией и алкоголизмом, иное противодействие преступности, охрана физических и юридических лиц). Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем в целях защиты суверенитета, отражения агрессии, обеспечения безопасности населения и т.п. может иметь место в условиях необходимой обороны или крайней необходимости, которые рассматриваются как обстоятельства, исключающие преступность деяния и уголовную ответственность за его совершение при соблюдении признаков правомерности.
Мнение ученых о том, что незаконные вооруженные формирования создаются преимущественно с преступными целями и в противном случае привлечь к ответственности организаторов и участников незаконного вооруженного формирования довольно проблематично, представляется ограничительным толкованием. Кроме того, в таких случаях квалификация деяний должна быть по совокупности ст. ст. 208 и 209 УК РФ. Однако такие дела нередко неоднозначно оцениваются на практике. Действия подсудимых В., Х. и Ш., совершивших на территории Чеченской Республики нападение на военнослужащих Федеральной пограничной службы РФ, органами предварительного следствия были квалифицированы (наряду с другими составами) по ч. 2 ст. 208 и ч. 2 ст. 209 УК РФ. Эту квалификацию поддержал и выступавший в судебном заседании государственный обвинитель. Между тем установлено, что подсудимые были членами вооруженной организованной группы, созданной специально для нападения на работников федеральных сил и правоохранительных органов, а также сотрудничающих с ними местных жителей, т.е. банды. Участники банды были вооружены современным оружием и боеприпасами, прошли специальную подготовку по подрывному и снайперскому делу. С учетом этих обстоятельств (прежде всего, цели деятельности организованной вооруженной группы) суд обоснованно квалифицировал действия подсудимых только по ч. 2 ст. 209 и исключил ссылку на ч. 2 ст. 208 УК РФ. Такую правовую оценку деяния признала правильной, и Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, рассмотревшая дело в кассационном порядке
Определить конкретно все мотивы и цели данного преступления и указать их в законе практически нереально и невозможно, однако можно и нужно их классифицировать и дифференцировать по этим признакам уголовную ответственность.
Логичным представляется мнение ученых о непреступном характере мотивов и целей незаконных вооруженных формирований Указание на это в диспозиции ст. 208 позволило бы отделить незаконное вооруженное формирование от банды и дифференцировать ответственность. Анализ составов ст. 208 УК РФ приводит к выводу о целесообразности уточнения субъективной стороны организации незаконного вооруженного формирования и участия в нем путем указания на отсутствие цели совершения иного преступления. Когда такие формирования создаются в целях охраны общественного порядка, их общественная опасность в основном связана с незаконностью создания. В случае наличия агрессивных целей речь всегда может идти о бандитизме. Это не повлечет декриминализации каких-либо ныне противоправных деяний, а лишь внесет дополнительную ясность в вопросы их квалификации.
Банда и незаконное вооруженное формирование имеют обязательным своим признаком вооруженность. При этом степень и характер вооруженности банды и незаконного вооруженного формирования отличаются.
В незаконном вооруженном формировании признак вооруженности присущ всему формированию (объединению, отряду, дружине или иной группе). Вооруженность формирования как минимум должна быть такой, чтобы хотя бы несколько вооруженных его членов, пусть и при поддержке не имеющих оружия участников формирования, были бы способны провести боевую операцию по типу воинской, в том числе возможно оружие, не запрещенное или не ограниченное в гражданском обороте и потому не являющееся предметом преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 222 УК РФ (например, огнестрельное гражданское гладкоствольное оружие). Наличие же в незаконном формировании хотя бы одной единицы военной техники (бронетранспортера, танка, ракетной установки и т.п.) либо оружия более мощного, чем боевое стрелковое (артиллерийская пушка, миномет, гранатомет и др.), годных для использования по своему назначению, само по себе должно влечь признание формирования вооруженным.
|